Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Владислав Лосев
Последний месяц 2006 года проходит в Белоруссии под знаком энергетической озабоченности. Белорусские граждане с большой настороженностью ждут 1 января., т.е. срок к которому должен быть (в который уже раз) решен вопрос о создании Газпромом и Белтрансгазом неоднократно обещанного совместного газотранспортного предприятия, которое в соответствии с Договором о создании Союзного государства должно работать уже не один год.
И дело, по большому счету, не в создании нового белорусско-российского субъекта хозяйствования. Вопрос состоит в другом. Будет ли дальше Союз развиваться в сторону обретения реальных очертаний геополитической субъектности, или же он так и останется в мнимой форме, наподобие недавно распавшегося Государственного сообщества Сербии и Черногории, со всеми неизбежно вытекающими отсюда тяжелыми последствиями.
Белорусское руководство постоянно твердит о необходимости построения союзных отношений «на равноправной основе», упрекая Россию в некой новой имперскости. По-видимому, Минск прикрывает таким образом свою фактическую, а, возможно, изначальную незаинтересованность в переводе Союза на качественно иной уровень, на котором можно было бы говорить о необратимости белорусско-российского воссоединения.
В чем же, собственно, состоит позиция Российской Федерации? Она, в первую очередь, хочет понятности, прозрачности, взаимной ответственности и полной предсказуемости в отношениях государств-союзников. Чтобы, в конце концов, не было двусмысленностей и недомолвок в белорусско-российских межгосударственных отношениях. Когда, с одной стороны, президент Белоруссии говорит о готовности «умереть за Россию», а, с другой, на предложение российской стороны ввести визовый режим с Грузией (ведь границы Союзного государства общие) следует ответ о независимости и членстве Республики Беларусь в ООН. Или: с одной стороны – постоянные напоминания о том, как вместе с россиянами «гнили в окопах», а с другой – никакого официального осуждения, когда президент Украины Виктор Ющенко уравнивает в правах советских ветеранов и бывших карателей из т.н. Украинской повстанческой армии.
Если еще несколько лет назад Минск много говорил о необходимости скорейшего принятия Конституционного Акта или Конституции Союзного государства, то теперь роли поменялись. Сейчас вопрос о Конституционном Акте ставит Москва. Причем, не просто ставит, а настойчиво предлагает принять его уже в ближайшее время и таким образом законодательно оформить союзно-государственную общность двух русских (восточнославянских) стран. И тогда, как небезосновательно подчеркнул посол России в Белоруссии Александр Суриков, существующие экономические противоречия будут сняты. В любом случае, одним из первых в юридически оформленном Союзном государстве станет вопрос о единой ценовой политике.
Кажется, что и каких-то проблем в отношении Конституционного Акта быть не должно. Проект документа согласован на 99%. Центризбиркомы России и Белоруссии ранее неоднократно подтверждали свою готовность в любой момент организовать общесоюзное всенародное голосование.
Более того, есть возможность преодолеть существующие политические и юридические препятствия для общенародного волеизъявления по поводу Конституционного Акта в 2007 году. Посол России в Минске Александр Суриков, в частности, обозначил один из вариантов, дающих возможность проведения референдума на территории России в период парламентских и накануне президентских выборов. Суриков подчеркнул, что «в законе сказано, что референдум по внутренним вопросам в этот период проводиться не может, но Конституционный Акт для России не является внутренним вопросом». Тем не менее, трудно предположить, что в рамках предвыборных кампаний 2007 -2008 гг. правящий класс России пойдет на усложнение этого процесса и инициирует параллельное проведение народного волеизъявления по вопросу Конституционного акта Союзного государства. Белорусские власти также думают совсем о другом и усиленно готовятся к противостоянию с «российским энергетическим империализмом».
Как сообщил 6 декабря нынешнего года министр финансов Белоруссии Николай Корбут, бюджет РБ 2007 года предусматривает формирование фонда национального развития в размере 107 млрд. бел. рублей (50 млн. долларов). В текущем году также осуществлялись отчисления в названный фонд, который должен был составлять 61 млрд. бел. рублей (30 млн. долларов). Однако к концу 2006 года он достигнет 1280,2 млрд. бел. рублей (примерно 596 млн. долларов), т.е. будет практически в 21 (!) раз превышать изначально определенную сумму.
Естественно возникает закономерный вопрос: за счет каких средств и для чего нацфонд был так накачан деньгами? Как выяснилось, наполнялась эта «кубышка» путем изъятия части прибыли у наиболее успешных предприятий. В мае текущего года правительство Белоруссии издало постановление № 674 определившее те предприятия (различных форм собственности), которым было предписано безвозмездно перечислять часть средств из своей прибыли в названный фонд. Причем размеры денежных изъятий у предприятий-данников неоднократно увеличивались в течение года.
Так, для ОАО «Нафтан» задание по перечислению денег в фонд было увеличено с 11 млн. до 209 млн. долларов (в 19 раз), для ПО «Белорусьнефть» - с 5,4 млн. до 119,7 млн. долларов (в 22 раза). Ну, а для ПО «Беларуськалий» сумма вклада в нацфонд возрасла с 13,4 млн. до 106,7 млн. долларов (в 8 раз). Подобная картина имеет место и в отношении других предприятий, попавших под денежную разверстку государства.
Таким образом, к концу текущего года белорусские власти намерены накопить в фонде нацразвития примерно 600 млн. долларов, которые, очевидно, пойдут на оплату газа при повышении его цены для Белоруссии до 200 долларов за 1000 тысячу кубометров. Это подтвердил и министр финансов Белоруссии Николай Корбут заявив, что «если будут необходимы дополнительные средства, то они будут изысканы».
Складывается впечатление, что белорусские власти еще несколько месяцев назад определились со своей «непримиримой» позицией в отношении акций «Белтрансгаза». Но, что удивительно, в бюджете Белоруссии на 2007 год предусмотрено повышение цены на газ всего на 15 процентов (53 доллара за 1000 кубометров) по сравнению с нынешним годом.
По мнению специалистов денег собранных в фонд национального развития хватит, чтобы полгода без повышения внутренних цен для населения оплачивать газ по цене 200 долларов за 1000 кубометров. Но ведь это не выход. Полгода быстро пройдут и опять встанет вопрос о долгах и деньгах. И что же, вновь «раскулачивать» рентабельные предприятия и опять «резать куриц несущих золотые яйца»?
Вряд ли в белорусских верхах не понимают абсурдности подобной политики. Скорее всего, официальный Минск просто «тянет волынку», чтобы за это время найти независимые от РФ источники финансирования. В любом случае, 2007 год, по мнению заместителя министра иностранных дел Белоруссии Виктора Гайсенка, должен стать прорывным в направлении Юго-Восточной Азии, Индии, арабского мира и Африки. Именно страны афро-азиатского региона, а также Арабские Эмираты, Оман и Саудовскую Аравию намерен посетить в наступающем году Александр Лукашенко.
По всей видимости, официальный Минск уже определился с будущим Республики Беларусь как чем-то средним между Кубой, Северной Кореей, удельным княжеством и семьей сибирских отшельников Лыковых.
Что же касается Союзного государства, то, скорее всего, этот проект, по крайней мере, в его политической плоскости, придется «заморозить» (чтобы он не распался окончательно) до лучших времен. А вот в гуманитарной области усилия необходимо наращивать, целенаправленно и настойчиво восстанавливать и укреплять у белорусов и великороссов сознание и чувство общерусского единства. Это не будет каким-то покушением на «священную корову» белорусского суверенитета, но зато укрепит идейную основу будущего воссоединения.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |