Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

О выборах президента Приднестровья

14 декабря 2006 г., Рудольф Матвеев

Как и следовало ожидать, состоявшиеся 10 декабря 2006 г. президентские выборы в Приднестровье закончились внушительной победой действующего главы Приднестровской Молдавской Республики Игоря Смирнова, который в четвертый раз был избран населением региона на высший государственный пост.

Центральная избирательная комиссия Приднестровья 13 декабря с.г. утвердила окончательные итоги президентских выборов. После подсчета всех бюллетеней было подтверждено, что у И.Смирнова наибольшее количество голосов - 82,4%. За представителя Приднестровской коммунистической партии Надежду Бондаренко проголосовали  8,1% избирателей, оппозиционный журналист Андрей Сафонов набрал  3,9% голосов. В поддержку бендерского предпринимателя Петра Томайлы (член партии «Обновление»), выступавшего в личном качестве, высказалось 2,1% избирателей, принявших участие в голосовании.

В выборах приняло участие 257810 избирателей (66,1% от числа избирателей, занесенных в списки для голосования). На территории Приднестровья было открыто 263 избирательных участка. На всех участках выборы признаны действительными.

Вновь избранный президент вступает в должность после принесения присяги. Согласно Конституции ПМР,  присяга приносится не позднее 30 дней после официального объявления результатов выборов президента на специальном заседании Верховного Совета с участием представителей высших органов исполнительной и судебной власти.

Президиум Верховного Совета Приднестровья уже утвердил дату проведения  инаугурации вновь избранного президента. Она пройдет 22 декабря 2006 года.

Многие наблюдатели полагают, что на избрание Игоря Смирнова главой республики в четвертый раз повлиял факт отсутствия в регионе других достаточно авторитетных и популярных политиков, которые могли бы на равных конкурировать с ним.

Отчасти это так. Но главное, как представляется, население Приднестровья остановило свой выбор на И.Смирнове, так как разделяет его взгляды на будущее республики. Население поддержало его курс на независимое существование Приднестровья, на всестороннее сближение с Россией и его планы относительно возможного последующего вхождения региона в состав Российской Федерации.

Кроме того, приднестровский избиратель связывает с И.Смирновым надежды на мир и стабильность в регионе, укрепление экономического потенциала Приднестровья, и как следствие, усиление социальной составляющей в экономической и внутренней политике руководства ПМР, а также продолжение линии на обеспечение полного равноправия всех населяющих край народов.

Нельзя не отметить, что, несмотря на преимущества и административный ресурс, которыми располагал И.Смирнов, он сам и его предвыборный штаб весьма активно провели агитационную кампанию. Президент провел встречи с коллективами ряда ведущих предприятий Тирасполя и Бендер, встречался со студентами, выступил в прямом эфире на телевидении, когда поочередно на телесвязь с ним выходили Рыбница, Тирасполь, Дубоссары, Бендеры, Каменка, Слободзея и Григориополь. Вопросы поступали также по электронной почте.

8 декабря президент и кандидат в президенты И.Смирнов выступил с обращением к избирателям, в котором отразил основные этапы политического становления Приднестровья и задачи, стоящие перед  Приднестровской Молдавской Республикой. В частности, он отметил, что за 16 лет Приднестровье состоялось как независимое, суверенное, самодостаточное государство с развитой экономикой.

Он подчеркнул, что Приднестровью нужна государственность, и приднестровцы на референдуме 17 сентября 2006 года, выбрали свой исторический путь развития – независимость и свободное развитие отношений с Россией, с которой приднестровский край связан тысячами нитей – исторических, экономических, культурных.

По мнению президента, сейчас в практическую плоскость должны встать проблемы реализации результатов референдума, и, прежде всего, предстоит поднять на качественно новый уровень сотрудничество с Россией во всех сферах, начав с гармонизации законодательства ПМР с законодательством Российской Федерации.

Глава Приднестровья обратил внимание на необходимость сохранения единства приднестровского общества, укрепления государства, без чего будет трудно говорить о свободе для всех и равенстве всех национальностей.

В программе И.Смирнов предлагает свои рецепты, как победить бедность, коррупцию и бюрократизм, как создать комфортные условия для жизни людей, однако, как он считает, не решив главной проблемы - признания международным сообществом Приднестровской Молдавской Республики, нельзя будет решить стоящие перед Приднестровьем остальные задачи.

В ходе предвыборной кампании в этот раз более активно действовали и другие кандидаты на пост главы государства – представительница ПКП, редактор газеты «Правда Приднестровья» Н.Бондаренко и политолог, главный редактор издающейся в ПМР оппозиционной «Новой газеты» А.Сафонов. Четвертый кандидат П.Томайлы, предприниматель из г. Бендеры, ведение агиткампании в свою пользу поручил своему штабу и своему соратнику Александру Коршунову, баллотировавшемуся на пост вице-президента ПМР .

Но если А.Сафонов позиционировал себя как представителя «жесткой оппозиции», то другие говорили о том, что, будучи в оппозиции, они не являются «жесткими» противниками И.Смирнова, который за годы своего президентства сделал многое в приднестровской политике (заявление штаба П.Томайлы). И П.Томайлы, и его партнер А.Коршунов заявили о полной поддержке внешнеполитического курса нынешнего главы государства, в том числе  линии на развитие стратегических отношений с Россией.

Большее внимание, считают сторонники П.Томайлы, должно быть уделено экономической, социальной, молодежной политике, а также вопросам борьбы с коррупцией и реформированию армии. Они предлагают создать благоприятные условия для малого и среднего бизнеса, стимулируя этот сектор при помощи налоговой системы.

Приднестровская компартия также считает правильной внешнюю политику команды И.Смирнова. Об этом заявил глава предвыборного штаба Н.Бондаренко председатель ПКП Олег Хоржан. По его словам, беседы с избирателями на местах подтвердили их настрой на  сохранение независимости Приднестровья и последующее присоединение к Российской Федерации.

Кандидат от ПКП обещала существенно повысить минимальную зарплату и пенсию за счет введения госмонополии на производство и реализацию алкогольных напитков, сахара, табачных изделий и ГСМ. И уж совсем выглядело популистским обещание отобрать у всех чиновников дорогостоящие особняки, если они не сумеют доказать законность их приобретения.

По мнению лидера ПКП, избирательное законодательство ПМР несовершенно. О.Хоржан заявил, что после президентских выборов его партия намерена поднять вопрос об изменении действующего избирательного законодательства, и, в частности, она будет предлагать проводить парламентские выборы только по партийным спискам.

Интересно, что А.Сафонов тоже не удержался, чтобы не отметить  «очень большие заслуги действующей команды в начале и середине 90-х годов», которая, однако, как он подчеркнул, «не нашла ответа на вопрос, с чем же мы идем в XXI век».

В обнародованной предвыборной программе кандидата на пост президента А.Сафонова и выступавшего с ним в одной команде кандидата в вице-президенты, предпринимателя и журналиста Г.Волового говорилось, что ситуация, сложившаяся сегодня в экономике, в целом, и в сельском хозяйстве, в частности,  требует немедленного вмешательства. По их мнению, надо обратить внимание на проблемы малого бизнеса, создать Крестьянский банк для кредитования сельхозпроизводителей, а также ввести пошлины на импорт сельхозпродукции.

Что касается внутренней политики, то здесь, как считает А.Сафонов, назрела реформа в системе управления. Необходимо упразднить Кабинет министров и создать реальный коллегиальный орган - правительство, которое должно быть ответственно перед Верховным Советом.

«Жесткие» оппозиционеры выступают за выборность судей и глав городских и районных администраций (сейчас они назначаются указом президента), за создание  профессиональной армии и постепенный отказ от всеобщей воинской обязанности, однако лучшим выходом они считают демилитаризацию и Приднестровья, и Молдовы.

В урегулировании отношений между Кишиневом и Тирасполем оппозиционный кандидат полагает, что наиболее приемлемым вариантом могла бы стать федеративная  форма объединенного молдавского государства с элементами конфедерации. «Все планы урегулирования, начиная с 2000 года, упираются в федеративную модель. Она и должна стать основой разрешения конфликта», - полагает А.Сафонов.

После проведенного в Приднестровье референдума 17 сентября 2006 г., на котором приднестровцы подавляющим большинством высказались за независимость, это предложение, во всяком случае, в настоящее время выглядит нелогичным и идет в разрез с позицией приднестровского руководства и избирателей.

Хотя кандидаты в президенты в своих программах поднимают важные для региона вопросы политического, экономического, социального характера, они, в основном, выглядят на сегодня повторением того, что И.Смирнов не только предлагал ранее, но сделал частью своей деятельности на посту президента; или не являются актуальными в нынешней обстановке усилившегося противостояния с Молдовой.

И надо сказать, что избиратель это обстоятельство учел и проголосовал за И.Смирнова еще и потому, единство и сплоченность в этой ситуации он предпочел всему остальному.

Характерно высказывание на этот счет заместителя председателя ведущей на сегодняшний день в Приднестровье политической силы – партии «Обновление» В.Тобуха.

Отвечая на вопрос журналистов, почему среди кандидатов на пост президента нет официального представителя от его партии, В.Тобух сказал: «Для нас перспектива признания Приднестровской Молдавской Республики гораздо приоритетней, нежели чем выдвижение собственных кандидатов на должность главы государства». Партия, как известно, не выставила на выборы своего официального кандидата, хотя могла это сделать, и шансы на его победу были бы предпочтительнее, чем у всех остальных кандидатов, не считая, конечно, И.Смирнова. Но этого не было сделано. Надо полагать, что у руководства этой партии есть понимание того, что участие в выборах кандидата от «Обновления» могло привести к обострению внутриполитической обстановки в регионе.

В Тирасполе, в Кишиневе, да и в Киеве среди политологов и журналистов сегодня много разговоров о том, что между И.Смирновым и компанией «Шериф», которая уже не довольствуется своим довлеющим положением в экономике и торговле Приднестровья, достигнута договоренность относительно «мягкой» и постепенной передачи власти представителям компании в ходе предстоящего президентского правления в обмен на «пассивную» роль партии «Обновление» в прошедших выборах 10 декабря. Напомним, что партия «Обновление» была создана в июне 2006 г. на базе одноименного общественно-политического движения и функционирует до сих пор под эгидой «Шерифа» и при его финансовой поддержке.

Есть некоторые детали, которые наталкивают на мысль о возможности такого развития событий в регионе. В свое время обратил на себя внимание немаловажный факт, когда в ноябре 2005 г. руководителем предвыборной кампании пропрезидентской общественно-политической организации «Республика» на выборах Верховного Совета Приднестровья (декабрь 2005 г.) был назначен министр внутренних дел ПМР А.Королев, тесно связанный с «Шерифом». И, видимо, не случайно теперь И.Смирнов на президентских выборах взял кандидатом на пост-вице-президента все того же А.Королева.

Так это или нет, покажет недалекое будущее. И все же, как кажется, не стоит считать И.Смирнова, представляющего политическую власть, и экономического «хозяина» Приднестровья такими уж антагонистами. Их, скорее, можно назвать конкурентами в борьбе за власть, которые способны найти взаимовыгодный компромисс.

Но как бы там ни было, выборы прошли в спокойной обстановке.  Председатель ЦИК П.Денисенко отметил, что в день проведения выборов на территории республики не было зафиксировано никаких чрезвычайных происшествий.

Какова была реакция на выборы в Молдове, на Украине и на Западе, в частности в США? Как сейчас говорят, можно было «не ходить к гадалке», чтобы заранее сказать, что официальные представители Кишинева, Киева, и Вашингтона выразят самое негативное к ним отношение.

Так и произошло. Министерство иностранных дел Молдовы в своей ноте, переданной дипломатическим миссиям и  представительствам международных организаций в РМ 8 декабря с.г., пишет, что выборы, организованные «сепаратистским» режимом, проходят в недемократичной атмосфере (в МИД РМ это, как видим, определили заранее – прим. автора статьи), и их результаты не могут быть признаны. Внешнеполитическое ведомство РМ призвало дипломатические представительства воздержаться от мониторинга выборов и осудить их.

В Киеве, высказывая отрицательное отношение к выборам, попытались прикрыться мнением «международного сообщества». В официальном комментарии МИД Украины, в частности, говорится, что «международное сообщество и Украина считают «президентские выборы» в Приднестровском регионе и их последствия нелегитимными и не признают их».

В документе отмечается, что «международное сообщество исходит из того, что как «президентские выборы», так и «референдум», состоявшийся в сентябре нынешнего года, противоречат международным нормам и стандартам, принципам ООН и ОБСЕ, потому являются нелегитимными, а также не способствующими урегулированию приднестровского конфликта в целом».

Украина еще раз подчеркивает необходимость разрешения приднестровской проблемы мирным путем на основании принципов обеспечения территориальной целостности и суверенитета Молдовы. Украинский МИД вновь призвал к возобновлению переговоров в формате 5+2 (Молдовы, Приднестровье, Украина, Россия, ОБСЕ, ЕС и США).

Кишиневу и Киеву вторит комиссар ЕС по вопросам внешних отношений Б.Ферреро-Вальднер, которая заявила в Брюсселе, что Европейский Союз не признает независимости Приднестровья, а также прошедшее голосование по выборам президента и его результаты.

Официальный представитель Госдепартамента США Т.Дэвидсон, в свою очередь, заявил, что «США и международное сообщество считают Приднестровье частью Молдовы, и в проведенных приднестровским режимом так называемых "выборах" мы видим усилия по дестабилизации Молдавии». Отметив, что «ни одно государство не признало "президентские" выборы сепаратистского режима», он напомнил, что в отношении Приднестровья «точно так же ни одна страна не признала итоги проведенного 17 сентября «референдума о независимости».

При этом Т.Дэвидсон отметил также, что США выступают за урегулирование проблемы Приднестровья посредством переговорного процесса.

«США, ЕС и ОБСЕ постоянно призывают все стороны к переговорам по поиску решения, которое будет уважать суверенитет и территориальную целостность Молдовы», - подчеркнул представитель Госдепартамента. Интересно, что позиции Вашингтона и Киева высказаны практически в одних и тех же выражениях. Только представитель Госдепа в своем заявлении на первое место поставил США, а уж на второе место «международное» сообщество. Впрочем, это не удивительно, когда Вашингтон ставил мнение мирового сообщества выше своих интересов.

А вот, что отметили прибывшие в Приднестровье для проведения мониторинга предвыборной кампании и самих выборов международные наблюдатели. Анализируя прошедшие президентские выборы, они в специально принятом по этому случаю заявлении, прежде всего, констатируют, что выборы президента и вице-президента ПМР «соответствовали национальному законодательству, общепризнанным международным принципам и нормам организации и проведения демократических выборов». Отмеченные наблюдателями замечания и нарушения, считают они, в целом не повлияли на свободное волеизъявление граждан Приднестровья и позволяют достаточно достоверно установить результаты выборов, говорится в их документе. Конституция ПМР, Избирательный кодекс ПМР, другие законы и подзаконные акты республики, на основании которых осуществлялось назначение, подготовка и проведение выборов, в своей совокупности «обеспечивают гарантии политических прав на участие в управлении делами государства в соответствии с международными демократическими стандартами».

Кто же эти наблюдатели? Главным образом, это представители неправительственных организаций различных европейских государств, таких как, например, представители Британской хельсинской группы по правам человека, представители Международной организации по наблюдению за выборами в странах СНГ (CIS-EMO) в составе наблюдателей из России, Италии и Франции, шеф-редактор проекта «Евразия - мониторинг геополитических процессов» Т.Грациани из Италии и др.

Кроме них, в мониторинге выборов приняли участие группа депутатов Госдумы России, делегация от Международного совета российских соотечественников, делегация наблюдателей от Ассоциации «За справедливые и легитимные выборы» РМ, делегация от Прогрессивной социалистической партии Украины, основатель Фонда славянской письменности и культуры РМ И.Васильев, директор Российского института избирательного права И.Борисов, президент Федерального союза адвокатов России А.Галоганов. представители украинской Социал-патриотической ассамблеи славян, директор Центра стратегических инициатив Украины В.Махницкий, президент Гильдии российских адвокатов, член общественной Палаты РФ Г.Мирзоев и др.

МИД России также высказал свое мнение относительно состоявшихся 10 декабря президентских выборов в Приднестровье.

"Прошедшие выборы, активность избирателей и их консолидация вокруг нынешнего руководства позволяют надеяться, что интересы и озабоченности приднестровцев будут серьезно восприниматься в рамках продолжения поиска политического решения приднестровской проблемы, возобновления переговорного процесса на основе принципов ОБСЕ", - заявили в Департаменте информации и печати МИД РФ.

"Волеизъявление народа республики прошло организованно", - считают в российском внешнеполитическом ведомстве.

"Оценки многочисленных наблюдателей на выборах, представлявших неправительственные организации различных европейских государств, сводятся к тому, что голосование было организовано вполне демократично, без каких-либо существенных нарушений. О соответствии избирательной кампании и процедуры голосования общепризнанным международным стандартам заявили и находившиеся в эти дни в регионе депутаты Государственной Думы", - подчеркнули в МИД РФ.

Хотя в этих комментариях прямо не говорится о признании выборов и их результатов, фактически речь идет об этом. Так, что не прав представитель Госдепа США, когда он утверждает, что ни одно государство мира не признало ни приднестровский референдум 17 сентября, ни президентские выборы в Приднестровье, состоявшиеся 10 декабря. Такое государство есть – это Россия.

Приведем еще несколько высказываний российских политиков о прошедших выборах в ПМР.

Директор Института политических исследований С.Марков заявил, в частности, что это были свободные, прозрачные и конкурентные выборы, в которых принял участие даже сторонник промолдавского курса. Выборы, по его мнению, свидетельствуют о том, что Тирасполь полностью выдержал экзамен на демократию.

Депутат Государственной Думы России, директор Института стран СНГ К.Затулин, который входил в группу российских парламентариев, осуществлявших мониторинг выборов, считает, что президентские выборы в Приднестровье прошли в спокойной обстановке, в присутствии многочисленных наблюдателей.

То, что касается позиции западных стран и структур, которые заранее заявили о нелегитимности избирательных процессов в Приднестровье, то, по его мнению, такие заявления – яркий пример политики двойных стандартов. Говоря о том, что в Госдуме исходят из невозможности решения вопросов приднестровского урегулирования без учета волеизъявления народа Приднестровья, К.Затулин не исключил и того, что если независимость Приднестровья будет признана, то уже с позиции независимого государства возможны какие-то переговоры с Молдовой, о каких-либо формах существования в каком-то общем поле.

Со своей стороны, заместитель спикера Госдумы России С.Бабурин на пресс-конференции в Тирасполе заявил, что  «Государственная Дума уже высказала свою позицию и рекомендовала президенту и правительству РФ учесть волеизъявление народа Приднестровья». Он сообщил далее, что сейчас, когда  активно идет процесс международного признания ПМР, депутаты Госдумы будут добиваться установления дипломатических отношений с Приднестровьем….

«Мы за то, чтобы органы власти Российской Федерации, которым поручен этот вопрос, и, прежде всего, президент РФ решали эти проблемы с учетом мнения Федерального Собрания», сказал С.Бабурин.

Если судить по откликам российских СМИ на итоги президентских выборов в ПМР, то можно сделать вывод о том, что они вполне устраивают Москву и российское руководство, так как переизбрание президента И.Смирнова на новый срок означает преемственность внешнеполитического курса Приднестровья, одной из основных задач которого является укрепление тесных связей с Российской Федерацией.

В заключение хочется сказать, что, несмотря на нескрываемую враждебность официальной Молдовы и Запада по отношению к Приднестровью, приднестровский караван продолжает идти своей дорогой к намеченной цели – международному признанию, и прошедшие президентские выборы еще один отрезок на этом пути.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ