Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
11.12.2006. Ольвия-пресс (Тирасполь)
Международные наблюдатели, представляющие неправительственные организации различных европейских государств, обнародовали свой доклад по итогам мониторинга президентских выборов в Приднестровье. В документе говорится:
«Мы, международные (иностранные) наблюдатели, представляющие неправительственные организации различных европейских государств, в отсутствие официальных представителей межгосударственных и межправительственных международных организаций, объединили свои усилия для организации международной миссии наблюдения за проведением выборов Президента и Вице-президента Приднестровской Молдавской Республики (ПМР), состоявшихся 10 декабря 2006 года, с целью донести до сведения широкой мировой общественности истинную ситуацию в ПМР, связанную с демократическими преобразованиями, а также оказать содействие организаторам выборов по вопросам соответствия избирательных процедур лучшей мировой практике.
В своей деятельности мы руководствовались принципами объективности, открытости, справедливости и беспристрастности, закрепленными в Кодексе поведения международных наблюдателей, принятом Организацией Объединенных Наций в 2005 году, Рекомендациях Венецианской комиссии Совета Европы, а также в других международно-правовых актах.
При подготовке к проведению международной миссии, оценки потребностей, определения количества и состава участников миссии, а также сроков ее пребывания на территории ПМР, мы исходили из нижеследующего:
- 17 сентября 2006 г. в Приднестровской Молдавской Республике был проведен национальный референдум с вопросом о независимости ПМР, организация и проведение которого получила высокую оценку присутствующих на референдуме международных (иностранных) наблюдателей;
- анализ избирательного законодательства Приднестровской Молдавской Республики показал достаточную степень обеспечения гарантий избирательных прав граждан в соответствии с международными принципами на участие в свободных, периодических, обязательных, справедливых, подлинных и открытых выборах;
- деятельность в республике широкого спектра общественных и политических объединений, а также гарантированная возможность присутствия в республике в период выборов иностранных наблюдателей обеспечивает действенное общественное и беспристрастное международное наблюдение за выборами;
- традиционно низкий уровень досрочно голосующих избирателей ПМР, что позволяет дать достаточно достоверную оценку результата волеизъявления граждан ПМР в целом даже без учета этапа досрочного голосования.
До дня голосования (при проведении досрочного голосования) и в течение дня голосования международные (иностранные) наблюдатели посетили более 20 % участков из числа образованных на территории Республики. Свои наблюдения и замечания международные наблюдатели заносили в персонализированные опросные формы.
Наблюдатели отмечают высокий уровень подготовленности всей избирательной системы ПМР к проведению выборов и обеспечению избирательных прав граждан.
В рамках реализации своих полномочий по организации выборов Центральная избирательная комиссия ПМР в помощь участковым комиссиям утвердила Рабочий блокнот члена участковой избирательной комиссией (Постановление № 129 от 10 октября 2006 года). На некоторых избирательных участках для увеличения прозрачности и транспарентности выборов использовались указанные методические разработки ЦИК ПМР для дополнительного информирования избирателей, наблюдателей и других участников избирательного процесса, в том числе по динамике явки избирателей, числа проголосовавших за определенный период времени (например, УИК № 222, г. Тирасполь, ул. Шевченко, д.81).
Наблюдатели отмечают отсутствие на избирательных участках информации о кандидатах на всех трех государственных языках. Однако необходимо заметить, что ни к международным, ни к национальным наблюдателям не было ни одного обращения избирателей с жалобой на невозможность реализовать свое избирательное право в связи с отсутствием информации о кандидатах. Нам также не известен ни один факт такого обращения в официальные избирательные органы или суд.
В выборах в соответствии с национальным законодательством приняли участие граждане ПМР, которым на день голосования исполнилось 18 лет, за исключением лиц, признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда, что соответствует принятой в мировой практике регламентации принципа всеобщего избирательного права.
Все участки для голосования открылись в соответствии с Избирательным Кодексом Приднестровской Молдавской Республики не позднее 7.00. Не было ни одного участка, где по каким-либо причинам голосование не проводилось.
В соответствии с принципом свободных выборов избирателям было обеспечено без какого бы то ни было насилия, угрозы применения насилия или иного противоправного воздействия сделать свой выбор относительно своего участия или неучастия в выборах, не опасаясь наказания, воздействия, принуждения, в том числе в зависимости от итогов голосования и результатов выборов.
Выборы проходили на альтернативной основе: в бюллетень было включено четыре кандидата. Один из них - Сафонов А.Н., был восстановлен в качестве кандидата в судебном порядке, что характеризует эффективную судебную защиту политических прав граждан.
Необходимо отметить, что в соответствии с современными тенденциями дальнейшего развития и закрепления избирательных прав, на выборах в ПМР была реализована в полном объеме «гендерная квота»: один из четырех кандидатов была женщина – Бондаренка Н.А., которой наравне с мужчинами были предоставлены справедливые и реальные правовые возможности реализации права быть избранными в соответствии с порядком, предусмотренными конституцией и законами, иными нормативными правовыми актами Приднестровской Молдавской Республики.
Наблюдатели отмечают, что избирателям была предоставлена возможность сделать свой выбор из кандидатов - представителей различных национальностей, малочисленных народов и этнических групп, баллотирующихся на должность Президента или Вице-президента Приднестровской Молдавской Республики.
На отдельных избирательных участках отмечалось семейное голосование (№ 133 Рыбницкий район, № 100 Каменский район). Общее число таких участков составляет менее 4% от числа посещенных международными (иностранными) наблюдателями.
На избирательных участках Рыбницкого и Каменского районов международные наблюдатели отмечали факты отсутствия на избирательных участках нормативных правовых актов, регламентирующих порядок проведения голосования. Однако указанные факты в целом не повлияли на четкое и правильное исполнение процедур голосования как со стороны избирательных органов, так и со стороны избирателей и представителей кандидатов.
Ни на одном из посещенных международными наблюдателями участков не выявлены факты вмешательства в работу избирательных комиссий административных либо правоохранительных органов.
Ни одному наблюдателю не было отказано в получении информации о процессе голосования.
Ни давления, оказываемого на избирателей, ни их запугивания международные наблюдатели не выявили.
Процедуры голосования исполнялись в точном соответствии с Избирательным Кодексом Приднестровской Молдавской Республики.
Общее замечание, которое отмечалось всеми наблюдателями, как и на референдуме 17 сентября 2006 г.: участки не были оборудованы вспомогательными средствами для инвалидов. Поэтому избирательные комиссии для лиц, неспособных подняться на ступеньки избирательного участка, по их заявкам выносили переносную урну прямо на крыльцо избирательного участка, что полностью соответствует требованиям национального законодательства.
На всех посещенных участках присутствовали национальные наблюдатели, что обеспечило прозрачность и гласность избирательного процесса, а также увеличило доверие общества к полученному результату.
Отмеченные международными (иностранными) наблюдателями замечания и нарушения в целом не влияют на свободное волеизъявления граждан Приднестровской Молдавской Республики и позволяют достаточно достоверно установить результаты выборов, состоявшихся 10 декабря 2006 г.
На основе проведенного наблюдения международные (иностранные) наблюдатели пришли к общему заключению о том, что выборы Президента и Вице-Президента Приднестровской Молдавской Республики, прошедшие 10 декабря 2006 г., соответствовал национальному законодательству, общепризнанным международным принципам и нормам организации и проведения демократических выборов.
Эта оценка базируется на следующих выводах, сделанных группой международных (иностранных) наблюдателей:
1. Конституция ПМР, Избирательный кодекс ПМР, другие законы и подзаконные акты ПМР, в соответствии с которыми осуществлялось назначение, подготовка и проведение выборов, в своей совокупности обеспечивают гарантии политических прав на участие в управлении делами государства в соответствии с международными демократическими стандартами.
2. При организации и проведении выборов был соблюден принцип подлинных выборов, обеспечивающий выявление свободно выраженной воли избирателей и непосредственное ее осуществление.
Избирателям была предоставлена реальная и основанная на праве и законе возможность выбирать кандидатов. В ходе выборов было обеспечено существование политического плюрализма, идеологического многообразия, а избирателям был предоставлен свободный доступ к информации о кандидатах.
3. В ходе голосования соблюдались принципы свободных и справедливых выборов, обеспечивающие, кроме прочего, всеобщее и равное избирательное право.
Мы убедились, что гражданам в достаточной степени была обеспечена возможность без какого бы то ни было влияния, насилия, угрозы применения насилия или иного противоправного воздействия сделать свой выбор относительно своего участия или неучастия в выборах в допускаемых законом формах и законными методами, не опасаясь наказания, воздействия, принуждения, в том числе в зависимости от итогов голосования и результатов выборов.
Каждый избиратель имел право на равный и беспрепятственный доступ на избирательный участок, а также в помещение для голосования с тем, чтобы реализовать свое право на участие в свободном голосовании.
Законодательством ПМР предусмотрен механизм защиты избирательных прав граждан, в том числе судебный, который оценен нами как действенный и позволяющий гражданам защитить свои права в случае их нарушения.
4. В ходе голосования нарушений международных принципов организации и проведения выборов, в том числе принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, не выявлено.
Все граждане ПМР, обладающие активным избирательным правом, были допущены к голосованию без какой-либо дискредитации по социальным, национальным признакам, по признакам физического или иного отклонения (недуга) лица (инвалидности и др.).
Фактов прямых или косвенных ограничений права на участие в голосовании в зависимости от расы, национальности, пола, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям не зафиксировано.
Избиратели участвовали в голосовании непосредственно и лично, голосования за других лиц не допускалось. Голосование осуществлялось в надлежащим образом оборудованных кабинах для тайного голосования, что обеспечило соблюдение принципа тайного голосования и требования о недопустимости контроля за волеизъявлением избирателя.
5. Принцип открытости и гласности выборов в достаточной степени реализован. Назначение, подготовка и проведение выборов осуществлялось открыто и гласно. Информация, в том числе официальная, была доступна всем заинтересованным лицам.
ЦИК ПМР аккредитовала всех международных (иностранных) наблюдателей, изъявивших желание принять участие в мониторинге. Обеспечивались их статус и полномочия, предусмотренные международными документами.
Обеспечение реализации принципа открытости и гласности выборов не распространялось на тайну волеизъявления избирателей.
6. Принцип проведения выборов независимыми избирательными органами в полной мере реализован.
Организация выборов Президента и Вице-президента ПМР и обеспечение избирательных прав граждан на всей территории республики осуществлялись избирательными комиссиями (во главе с постоянно действующей Центральной избирательной комиссией ПМР), действующими в пределах своей компетенции, установленной действующим законодательством, самостоятельно и независимо. Фактов влияния на их деятельность со стороны органов государственной власти ПМР и органов местного самоуправления не зафиксировано.
Деятельности каких-либо структур (органов, организаций), которые подменяли избирательные комиссии либо полностью или частично осуществляли их полномочия, либо препятствовали их законной деятельности или противоправно вмешивались в нее, либо иным образом присваивали статус, функции и полномочия избирательных органов, не выявлено».
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |