Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
27.11.2006. Столетие
Аждар Куртов
На смену янычарам султана пришел бизнесмен
Сегодня никакой турецкий лидер не может вытащить ятаган и, подобно султану Мехмеду II, призвать соотечественников к войне с гяурами. Однако и у нынешних правителей в Анкаре есть варианты действий, направленных, по сути, в то же русло.
Осенью этого года в Турции состоялись сразу два крупных мероприятия, целью которых была попытка консолидировать потенциальных сателлитов Анкары. Сначала в курортной средиземноморской Анталье 18 - 20 сентября прошел 10-й международный тюркский курултай (съезд). Этот форум собрал порядка шести сотен делегатов из так называемых "тюркских государственных образований": Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Туркмении, Таджикистана, Монголии, Республики Северного Кипра, а также ряда субъектов Российской Федерации - Татарстана, Чувашии, Тувы, Якутии, Алтая, Карачаево-Черкесии. Были представлены и тюркские диаспоры из стран Европы, США, Ирана, Сирии. Своих делегатов послали Украина и Молдавия.
17 ноября в той же Анталье состоялся менее продолжительный и представительный, но более высокий по уровню 8-й саммит глав тюркских государств. В его работе приняли участие президенты Азербайджана, Казахстана, Киргизии и Турции. Туркменистан был представлен не Ниязовым, а послом этой республики в Турции. А Узбекистан вовсе не делегировал своего представителя на данный форум.
На том и другом мероприятии турки искусно скрывали свои подлинные замыслы. Дело в том, что еще в 1990-е годы проявилась пантюркистская направленность в турецкой внешней политике.
Турецкие власти восприняли крушение и распад Советского Союза как счастливый шанс на "исторический реванш".
Именно тогда в Анкаре в правительственных кабинетах форсированно разрабатывали планы "перехвата инициативы" – создания под эгидой Турции некого международного объединения из государств, населенных тюркскими этносами. Успеху такого плана должен был способствовать очевидный факт: в тот период времени Турция находилась в гораздо лучшем экономическом положении, чем большинство бывших союзных республик СССР, страдающих от развала прежней плановой системы хозяйствования.
Турки пытались внушить своим новым партнерам, что именно они могут быть для них примером для подражания. Турецкая пропаганда рисовала образ Турции, как мусульманской страны, благополучно реформирующейся по европейским лекалам. Выдвигалась и идея о том, что именно Турция, а не Россия наладит отношения между новыми независимыми государствами и Западной Европой.
Обхаживания Турции были адресованы тогда отнюдь не только элитам бывших союзных республик, целенаправленно велась работа и с политиками из субъектов самой России, которых не случайно приглашали на саммиты в Турцию. Им также пытались внушить, что они – часть тюркской мировой семьи, которые временно вынуждены мириться со своим положением "рядовых" субъектов Российской Федерации.
…Я вспоминаю один примечательный эпизод той поры. В середине 1990-х годов ко мне подходили представители турецких научных кругов и предлагали поучаствовать в написании книги с названием "Тюркский мир", в которую я должен был написать главы о Якутии, Чувашии, Татарстану, Туве. Причем, заказчик требовал, чтобы текст был написан по особой "матрице" – так как описывают независимые и суверенные государства. В ответ на мои возражения, что юридический статус республик в составе Российской Федерации иной, и он не походит на статус Азербайджана или самой Турции, а поэтому такой подход неправомерен, мои собеседники после упорных уговоров оставили эту затею. Они просто нашли в Москве более сговорчивых исследователей, и книга все-таки увидела свет.
И это был не единичный факт успеха турецких замыслов. Так, в 1993 году на тюркском форуме в Анталье был разработан и принят так называемый "типовой" общетюркский алфавит, который с подачи властей Анкары и должен был стать образцом для подражания для всех стран, населенных тюрками. Последним предлагалось изменить свой алфавит на новый, основанный не на кириллице, а на латинице. Так и поступили позднее в разное время Азербайджан, Туркмения и Узбекистан. Попытки пойти тем же путем Татарстана были пресечены решением Конституционного суда России в 2004 году. Но вот "самый близкий", как считают некоторые в Москве, союзник России – Казахстан, устами своего президента недавно объявил о намерении проделать ту же реформу алфавита.
Туркам на самом деле важна была не столько цель – создание нового регионального тюркского объединения, сколько увеличение своего политического и экономического "веса". Ведь Турцию уже несколько десятков лет игнорируют страны Западной Европы. Анкара подала свою просьбу о вступлении в Евросоюз гораздо раньше, чем многие страны бывшего социалистического лагеря. Но переговорный процесс не просто затянулся, он стал напоминать откровенный фарс. Тогда туркам в ультимативной форме из Брюсселя повелевают: "Сделайте то, сделайте это!.."
Поэтому вариант создания тюркского объединения с лидирующей ролью в нем Турции был для Анкары той "подушкой", которая могла бы смягчить неудачу на европейском направлении политики Анкары.
Но вот многих лидеров новых независимых государств такие скрытые замыслы Турции не могли по понятным полностью причинам устраивать.
Турки, надо сказать, особо не очень тратились на экономическую помощь тому же Казахстану, Узбекистану, Туркменистану.
Турецкий бизнес действительно пришел в Азербайджан и страны Центральной Азии, но он пришел туда отнюдь не с целью благотворительности или филантропии ради мифического тюркского единства. Турки вели дела подчас весьма жестко, их целью было извлечение экономической выгоды, а турецкие политики и дипломаты лишь обеспечивали этому надлежащее прикрытие. Недавние события в казахстанском Прикаспии показали истинное лицо этой политики. Массовая драка казахов с турецкими рабочими была вызвана тем, что турки создали систему, при которой им платили за одну и ту же работу в десятки раз больше, чем казахам.
Конечно, туркам удалось закрепиться в регионе. Они сумели открыть здесь немало учебных центров, в том числе вузов, где студентов учат в соответствующем духе. В таких центрах не преподают на русском языке: идея тюркского сообщества этого не предусматривает. Примерно десять тысяч студентов из Центральной Азии обучаются в вузах в самой Турции. А в системе властных институтов Туции давно функционирует Агентство по тюркскому сотрудничеству и развитию, перед которым и поставлена задача укреплять единство тюркских государств.
Турки стали хитрее. Они отошли от лобового пантюркизма. Достаточно проанализировать политику и речи трех турецких президентов – Тургута Озала, Сулеймана Демиреля и нынешнего Ахмета Недждета Сезера. Первый из них, Озал, откровенно симпатизировал идеям пантюркизма и пропагандировал их во время своих визитов по странам региона. Демирель был более сдержанным, при нем Турция сама столкнулась с опасным ростом исламского и националистического радикализма. Сезер малозаметен на данном направлении. Правда, вместо него старается другой турецкий лидер – премьер-министр Реджеп Таип Эрдоган. Да и экс-президент Демирель остается активным сторонником идеи тюркской конфедерации, на прошедших саммитах он также выступал перед делегатами (Демирель претендует возглавить один из органов этого объединения – Совет старейшин).
Глава турецкого правительства – Эрдоган озвучил нынешнюю идею Анкары: "Я выступаю с инициативой создания Содружества тюркоязычных государств, которое подготовит условия для их экономической интеграции и позволит им выступать на международной арене с единой позиции. История предоставляет нам уникальный шанс для объединения усилий наших стран, имеющих общие культуры и исторические корни. Население региона не может позволить себе такой роскоши – просто сидеть и ждать, наблюдая за событиями на мировой арене... Либо мы станем субъектом мировой политики, либо ее объектом".
Он же предложил ученым написать новую общую историю своих государств, чтобы последующие поколения воспитывались бы в правильном духе. Но, естественно, главным в позиции Турции стали планы поддержки со стороны населенных тюрками государств транснациональных проектов прокладки через территорию Турции трубопроводов, по которым энергоресурсы пойдут в обход территории России. При этом в качестве ответных шагов Казахстану была обещана поддержка в его планах добиться поста председателя в ОБСЕ в 2009 году, а Азербайджану должны потрафить планы поддержки строительства железной дороги Карс – Ахалкалаки – Тбилиси – Баку, которая усилит транспортную изоляцию Армении.
..При всех претензиях на членство в ЕС, турки остаются верны традиционному восточному коварству.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |