Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
05.12.2006. Gazeta.kz
Акрам Асроров
Европа сильно обеспокоена тем, как Россия использует свое энергетическое оружие.
Дело даже не том, что Украине пришлось платить больше, чем положено. Все прекрасно понимают, что сегодня нет газа по цене 50 долларов за тысячу кубометров.
Другое дело, собирается ли Москва и дальше пользоваться данным весьма эффективным инструментом на глобальном политическом поле? Если сегодня дать отрицательный ответ, то мало кто этому поверит.
Некоторые аналитики полагают, что доверять Москве в вопросе поставок энергоносителей нельзя. По большей части - это головная боль брюссельских чиновников. Оно и понятно. Сегодня уже более трети потребностей нефти Евросоюзу поставляет Россия. Правда, мало кто озабочен тем, как тот же Газпром собирается исполнять взятые на себя обязательства. Конечно, законтрактованный на долгосрочной основе туркменский и узбекский газ, дают повод для оптимистических размышлений. Однако не все так гладко, как кажется на первый взгляд.
12 октября СМИ сообщили, что узбекский монополист "Узбекнефтегаз" повышает цену газа с 1 января 2007 года. С 60 долларов за тысячу кубометров он поднялся сразу до 100 долларов. Причем, повышенная цена касалась не только главного транзитера "Газпрома", но и соседей по региону, в частности, Казахстан. Напомним, что Узбекистан занимает второе место среди стран СНГ по добыче природного газа и входит с число десяти крупнейших газодобывающих стран мира.
Правда, Астане особо беспокоиться не стоит. Как сообщалось, на текущий год Казахстан закупил у Узбекистана газ по цене 55 долларов за тысячу кубометров. Стороны заключили в начале этого года договор на поставку 1,6 миллиарда кубометров узбекского газа в Казахстан по указанной цене.
Конец ноября и начало декабря стали ключевыми в вопросе энергетической безопасности. Еще Германия не приступила к исполнению обязанностей председателя ЕС, а новая энергетическая стратегия вовсю тиражируется. В Брюсселе собираются диверсифицировать риски, и потому идеи оттуда сыплются как из рога изобилия. Возьмем, к примеру, транскаспийский газопровод. Он строится с явным акцентом на то, чтобы центрально-азиатский газ мог течь в Европу без посредничества России. Естественно, эта истина вполне доступна газпромовским чиновникам. Но официальный Брюссель пошел еще дальше: он позвал Россию участвовать в транскаспийском газопроводе. 30 ноября такое предложение от ЕС поступило.
"Также мы хотели бы обеспечить участие России в данном проекте. Почему бы и нет? Потому что Россия могла бы иметь какой-то интерес. Может быть, она захотела бы транспортировать собственный газ по этому трубопроводу на рынки", - заявил на пресс-конференции по итогам второй министерской конференции по расширению сотрудничества в энергетической сфере между Европейским союзом и странами прикаспийского и причерноморского регионов комиссар Европейской комиссии (ЕК) по вопросам энергетики Андрис Пибалгс.
Последний никогда особой приязни к Москве не испытывал. При этом вполне саркастически добавил: "Я не склонен быть пессимистом в том вопросе, что Россия в проекте участвовать не будет. Я так не думаю".
Европейский Союз сейчас приоритетным считает именно энергетическую безопасность. Любые разговоры о демократичности того или иного режима, имеющего большие энергетические ресурсы, сегодня не столь актуальны и ушли на второй план.
Естественно, Брюссель интересуют прикаспийские страны, такие как Туркменистан, Казахстан и Азербайджан. Построенный за 5 с лишним миллиардов долларов нефтепровод "Баку-Джейхан" мог бы и не состояться, если бы Казахстан не поддержал идею своей нефтью.
Сегодня в такой же плоскости рассматривается вопрос по газу. Пибалгс уверен, что транскаспийский газопровод будет рентабельным, а вышеуказанная тройка стран, включая Узбекистан, будут заинтересованы получить прямой доступ на европейский рынок. По его словам, в настоящее время разрабатывается технико-экономическое обоснование.
Пибалгс также напомнил, что в ближайшее время начнется добыча газа на крупнейшем месторождении Шах-Дениз в азербайджанском секторе Каспия. Вместе с тем представитель ЕК обратил внимание на экологический аспект при реализации транскаспийского проекта, а также на неурегулированность между прикаспийскими странами вопроса о юридическом статусе Каспийского моря.
Казахстан весьма заинтересован в этом проекте. А министр энергетики и минеральных ресурсов Бахтыкожа Измухамбетов пошел дальше. Выступая на той же пресс-конференции, он отметил, что Россия могла бы в будущем поставлять попутный газ с месторождений в своем секторе шельфа северного Каспия - Центральное и Хвалынское, которые, согласно договоренности сторон, будут разрабатываться совместно Казахстаном и Россией на паритетной основе.
"Там тоже ожидаются большие объемы газа, и при возможном присоединении российской стороны к этому газопроводу, - продолжил Измухамбетов, - она, конечно, могла бы значительно поддержать этот проект и получить, естественно, определенную выгоду от этого газопровода". Хотя в какой степени России нужна "определенная выгода", на министерской конференции никто не говорил.
ДЛЯ СПРАВКИ: Вторая министерская конференция по расширению сотрудничества в сфере энергетики между Европейским союзом (ЕС) и странами регионов Каспийского и Черного морей в казахстанской столице недавно приняла "Энергетическую дорожную карту".
"Дорожная карта, одобренная Европейской комиссией и правительствами Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Российской Федерации (в качестве обозревателя), Таджикистана, Турции, Украины и Узбекистана, излагает план действий для ликвидации расхождений между текущей ситуацией в энергетическом секторе этих стран и долгосрочным видением для общей энергетической стратегии", - говорилось в сообщении пресс-службы представительства Еврокомиссии в Казахстане, Киргизии и Таджикистане, распространенном по итогам данного мероприятия. Вторая министерская конференция по энергетике является продолжением первой Бакинской министерской конференции, которая состоялась в ноябре 2004 года.
Примечательно то, что на данной конференции Россия участвовала в качестве обозревателя. Это еще раз подчеркивает, что вопрос энергетической безопасности по-разному трактуется в Москве и Брюсселе.
Москва хотела бы стать ключевым поставщиком центрально-азиатских энергоносителей для Европы, и ей неинтересны проекты, которые идут в обход России. До недавнего времени считалось, что магистральные газопроводы "Средняя Азия-Центр" и "Бухара-Урал", контролируемые "Газпромом" - единственный коридор, по которому может идти в Европу центрально-азиатский газ.
В краткосрочной перспективе так оно и есть. Но уже сейчас европейцы активизировались в прикаспийском регионе, и готовы сотрудничать со всеми, кто сможет диверсифицировать риски.
Казахстан стремится играть по своим правилам. В тот же день 30 ноября казахстанский министр дал исчерпывающую информацию о том, как идут переговоры с "Газпромом" по повышению тарифов на транзит по территории Казахстана туркменского и российского газа. Астана желает повысить тариф сразу на 45 процентов, с 1,1 до 1,6 доллара на 100 километров.
Напомним, что "КазТрансГаз" и "Газпром" подписали среднесрочный контракт, рассчитанный на 5 лет, по транспортировке среднеазиатского газа по территории Казахстана. Но в этом контракте, как говорит казахстанская сторона, "уровень тарифа был, с одной стороны, зафиксирован, с другой стороны - был заложен также механизм по возможности его пересмотра".
Как это понимать, не ясно. Центрально-азиатский газ транспортируется по территории Казахстана через магистральный газопровод Средняя Азия-Центр (САЦ), мощность которого планируется увеличить в 2007 году до 55 миллиардов с нынешних порядка 45 миллиардов кубометров в год.
Как в ракурсе данной информации поступить официальному Ташкенту? Участившиеся в последнее время встречи Каримова и Назарбаева дают повод призадуматься. Быть может, в регионе постепенно формируется мощный интеграционный союз, рождение которого, надо полагать, произойдет очень быстро.
Подписанный с российским газовым монополистом пакет документов сразу после того, как Каримов искал поддержки в Москве и Пекине, связывает по рукам и ногам Узбекистан.
Так по одному из них Узбекистан вправе прокачивать через САЦ оговоренный с "Газпромом" объем газа (примерно 9 миллиардов кубометров), в остальное время россияне будут пользоваться газопроводом по своему усмотрению.
Получается, что Россия законтрактовала не только весь узбекский газ на среднесрочную перспективу, но и получила контроль над ключевым газопроводом. Сможет ли Ташкент уйти от жесткой опеки Москвы в вопросах поставок газа? Сможет ли Казахстан найти себе поддержку не только среди брюссельских чиновников, но и среди своих собратьев по региону?
От ответов на эти вопросы во многом зависит эффективность не только транскаспийского газопровода, но и других больших и малых проектов. Сбрасывать со счетов возможности "Газпрома" еще рано…
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |