Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Саммит СНГ не оправдал надежд. До реанимации Содружеству еще жить и жить.

Игорь Плугатарев, Наталья Меликова

Вчера в молдавской столице завершился саммит глав государств СНГ. Его итоги еще только обсуждаются, но уже сегодня ясно, что очередной форум одиннадцати президентов (с учетом не приехавшего в Кишинев руководителя Туркмении Сапармурата Ниязова) только подтвердил свой внешний статус "культурно-исторического клуба" лидеров стран Содружества, которым его все чаще и чаще называют в последнее время.

Никаких неожиданностей не случилось. Обсуждение проблем было чисто ритуальным: подписание всех документов заняло от силы полтора часа. Поэтому и в практическом плане результаты саммита просто лишний раз указывают на то, что президенты лишь придали некий слабый импульс для дальнейшего интеграционного движения вперед. В то время как очевидно, что превратить Содружество в сколько-нибудь действенный механизм интеграции - при отсутствии такой цели у целого ряда государств - весьма проблематично. Директор российского Института стран СНГ Константин Затулин, комментируя "НГ" итоги кишиневского "съезда президентов", вообще сравнил СНГ с загнанным донкихотовским Росинантом, которого из хромающей клячи совершенно невозможно превратить в резвого Буцефала Александра Македонского и сделать его образцом для подражания во всем мире с точки зрения сплоченности, энергичности и осознанных солидарных усилий сторон. "Все это из области фантастики", - подчеркнул эксперт.

Саммит действительно проходил в обстановке, когда донельзя обострились отношения между Россией и Грузией, между Белоруссией и опять же Россией, на фоне решения острых вопросов приднестровского урегулирования. И благостную атмосферу ему придавало лишь то обстоятельство, что день его проведения совпал с 50-летием российского президента Владимира Путина. Тихо юбиляру круглую годовщину отпраздновать не удалось. С поздравлений, ему адресованных, вчера начинались практически все официальные мероприятия. А хозяин встречи президент Молдавии Владимир Воронин вообще сказал, что участие Путина в кишиневском саммите - это "подарок для Республики Молдова". Путину пришлось принимать и многочисленные дорогие подарки. А заодно "идти навстречу" некоторым президентам и не портить себе настроение в свой юбилей. И с этой точки зрения трудно было найти день для проведения саммита лучше, чем 7 октября.

Но в принципе единственная практическая польза от подобных "съездов" в том и состоит, что в их рамках президенты могут обсудить какие-то острые проблемы своих взаимоотношений именно на двусторонней основе. Особенно если это касается конфликтующих сторон. В этом смысле наиболее примечательной является, конечно, встреча Путина и его тбилисского коллеги Эдуарда Шеварднадзе.

Путин после этой сорокаминутной беседы тет-а-тет выглядел нескрываемо довольным, Шеварднадзе, напротив, смотрелся очень удрученным. О подробностях диалога они особо не распространялись. Однако то, до чего договорились в Кишиневе оба президента, сразу стало преподноситься как заметное сглаживание углов в российско-грузинских взаимоотношениях. Шеварднадзе, как известно, предложил вести совместное патрулирование российско-грузинской границы и пообещал выдать оставшихся на его территории боевиков (словно Путин не предлагал ему и того и другого гораздо раньше). Грузинский лидер объявил это даже "прорывом" в отношениях двух государств. Однако насколько действительно судьбоносна данная встреча, можно будет судить только на основании того, как будут выполняться достигнутые договоренности. На пресс-конференции, проведенной вчера по окончании заседания, Путина спросили о перспективах реализации тех заявлений, которые он сделал 11 сентября. Путин, как он ответил, надеется, что эти заявления никак не будут реализовываться, если сохранят силу достигнутые с президентом Шеварднадзе договоренности.

Но по большому счету диалог Путина и Шеварднадзе касался лишь отдельных деталей. А они, хоть и создали несколько спокойную атмосферу (надолго ли?), вряд ли способствовали тому, чтобы преодолеть возникшие противоречия, которые имеют более глубокие причины, чем собственно отношения двух президентов. Кстати, тот же футбольный матч Россия - Грузия, который по договоренности президентов должен состояться в Тбилиси 12 октября, как полагает тот же Затулин, "скажет об отношениях между русским и грузинским народами гораздо больше, чем встреча двух президентов".

В самом Кишиневе двусторонним встречам также придавали большое значение. А поскольку эксцессов или скандалов не случилось, то, несмотря на общие скоромные результаты саммита, здесь весьма довольны, что он все же состоялся и прошел "на уровне". Впрочем, директор местного Центра стратегических исследований и реформ Анатолий Гудыма полагает, что встреча президентов должна дать импульс для разрешения серьезнейшей проблемы, которая возникнет в 2004 г. с момента вступления в ЕС целого ряда государств. После того как граница Евросоюза протянется от Немана до Прута, по другую сторону разделительной линии окажутся Украина, Белоруссия и Молдавия. И им уже сегодня необходимо позаботиться о получении специального статуса соседствующего с Евросоюзом государства. Ибо в противном случае промежуточное приграничное положение обернется для них множеством проблем. Поэтому Гудыма считает, что существующее противостояние между СНГ и ЕС необходимо прекратить. Для осуществления последнего странам СНГ понадобится в том числе гармонизировать свое законодательство с принятым в Евросоюзе.

В то же время саммит в определенной степени способствовал напряжению во взаимоотношениях между Кишиневом и Тирасполем. Председатель Верховного совета непризнанной Приднестровской Молдавской Республики Григорий Маракуца объяснил "НГ", что с представителями Тирасполя в преддверии саммита Кишинев не счел необходимым и возможным хотя бы обговорить и согласовать повестку дня, чем в очередной раз нарушил Московский меморандум 1997 г., которым предусматривается участие приднестровской стороны в обсуждении затрагивающих ее интересы внешнеполитических и внешнеэкономических вопросов. "В силу этого, - заявил Маракуца, - Тирасполь будет выполнять лишь те решения и документы, в разработке и принятии которых он принимал участие".

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ