Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
18.12.2006. БДГ
Ярослав Романчук
Нефть заставляет делать реформы. $4млрд. потерь российского бюджета. 8% ВВП или около $2.9млрд. – энергетический грант для Беларуси от восточного соседа. Эта сумма составляет 23.7% от суммы налоговых доходов или 17% от общей доходной части консолидированного бюджета РБ. Естественно, она вся не идет в бюджет, а неравномерно распределяется по всей экономике. Такие цифры фигурируют по нефтяной тематике. ОАО «Нафтан», ОАО «Мозырьский нефтеперерабатывающий завод» вкупе со своими партнерами иностранными компаниями ИП «Юнивест-М» и СП ЗАО «Славнефть-Старт» сами формируют около 16% налоговых платежей белорусского бюджета. Это порядка $2млрд. Таков основной расклад по «черному» золоту. В 2007г. именно оно может стать черным проклятием белорусской плановой экономики.
Ни для кого не секрет, что наша энергетическая зависимость от России является полной. Поэтому на этом рынке и вести себя надо адекватно, а не размахивать кулаками, не имея ничего за душой. Вот как выглядит ситуация по коммерческим операциям с минеральными продуктами. За три квартала 2006г. Беларусь ввезла из России 16.3млн. т. нефти по средней цене $275 за тонну. По сравнению с аналогичным периодом 2005г. физический объем импорта увеличился на 16.3%. Т. е. рос гораздо быстрее, чем в период 2005г. по сравнению с 2004г. (9.2%). Еще более стремительно росли средние цены на импортируемую из России. За три квартала этого года к аналогичному периоду 2005г. – на 33.1%. Год назад эти темпы составляли 20.1%.
Для полноты картины отметим, что импорт нефтепродуктов в январе – сентябре этого года составил 787.8тыс. тонн., что на 76.7% больше, чем за январь – сентябрь 2005г. За этот период цены на них выросли на 80.4% и составили $408 за тонну. Значит, за третий квартал мы купили нефти и нефтепродуктов на общую сумму $4.51млрд.
А вот что мы имеем на выходе, т. е. при экспорте. За три квартала 2006г. экспорт нефтепродуктов составил 11.3млн. тонн., что на 13% больше, чем за аналогичный период прошлого года (в январе- сентябре 2005г. по сравнению с 2004г. рост составил 5%). Средние цены тонны нефтепродуктов при этом выросли на 35.9% и составили $464 за тонну. Из них в страны СНГ эти нефтепродукты шли по цене $578 за тонну, а вне СНГ – по $458. Получается, что наша выручка по нефтепродуктам за январь – сентябрь составила $5.24млрд. Т.е. чистая разница между тем, что мы заплатили России за всю сырую нефть и нефтепродукты и суммой только экспортной выручки (без учета продаж нефтепродуктов на внутреннем рынке) составляет $730млн. Это более чем благополучный расклад для Беларуси. По сути дела, всю сырую нефть для внутреннего потребления она имеем бесплатно плюс сверху только за три квартала получает $730млн. По итогам 2006г. с учетом сохранения текущих цен и средних объемов импорта и экспорта нефти и нефтепродуктов Беларусь будет иметь положительную разницу между общими расходами на покупку сырой нефти и нефтепродуктов и экспортом около $1млрд.
Для сравнения в 2005г. расклад выглядел следующим образом. Беларусь экспортировала 13486,6 тыс. тонн нефтепродуктов по средней цен $360 за тонну, что дало нам $4млрд.855млн. При этом мы ввезли из России 19.24млн. тонн сырой нефти по средней цене $218, за что заплатили $4млрд. 194млн. и 570.2 тыс. нефтепродуктов по средней цене $268за тонну, т. е. на $152.8млн. Разница между выручкой от экспорта и общими затратами на покупку нефти и нефтепродуктов в 2005г. составила $508.2млн. Получается, что в 2006г. году условия работы по нефти для Беларуси улучшились вдвое. Великолепный расклад. За ним стоят интересы очень мощных группировок как в Беларуси, так и в России. Однако, похоже, их лоббистской мощи не хватило, чтобы в очередной раз убедить Кремль еще на один год предоставить Беларуси подобную манну небесную. При введении экспортной пошлины на сырую нефть для Беларуси в размере $180 за тонну большинство ставших уже традиционными схем потеряет свою коммерческую привлекательность.
Что же будет с белорусским нефтяным рынком после того, как цены сырой российской нефти вырастут, по меньше мере, на величину экспортной пошлины. Получается, что в 2007. мы будет закупать «черное золото» по $455 за тонну. Для сравнения сегодня мы уже готовые нефтепродукты покупаем у России по $408 за тонну. В переводе на баррелеи выходит, что нефть марки Urals обойдется нам в $62.1. Это даже выше мировых цен. В таком раскладе есть смысл активно прорабатывать схемы альтернативных поставок нефти, в том числе из Азербайджана, Казахстана – через Украину. Однако наша внешняя политика давно проспала такой сценарий развития и предпочитает возить А. Лукашенко по кубам и венесуэлам.
Для сравнения сегодня мы продает нефтепродукты по средней цене $464 за тонну. Получается, что разница между покупной ценой сырья и экспортной ценой уже готовой продукции составляет всего 9 долларов. Переработать тонну нефти за такую сумму, получить прибыль и еще накормить бюджет и десятки, если не сотни других организаций наши нефтеперерабатывающие предприятия явно не смогут.
При цене $455 за тонну и при сохранении объемов поставок 2005-2006гг. (возьмем 19млн. тонн) Беларусь в 2007г. должна будет заплатить только за сырую нефть $8.65млрд. Это на $3.79млрд. больше, чем в 2005г. и примерно на $3.34млрд. больше, чем в 2006г. Эта сумма составляет примерно 9.3% ВВП этого года.
При введении Россией экспортной пошлины на сырую нефть не будет смысла импортировать такой большой объем данного товара. Легко прогнозировать существенное снижение импорта, резкое падение рентабельности экспортных операций. Очень выгоден станет импорт нефтепродуктов, в том числе из России и Украины, ведь цена бензина и солярки на рынках наших соседей будет ниже. Естественно, белорусские НПЗ не смогу переложить весь ценовой груза на плечи внутренних потребителей. Они будут просить помощи у бюджета. Еще большие требования к правительству «закатят» те предприятия и сектора, которые еще никогда не получали нефтепродукты по рыночным ценам. В первую очередь, это касается сельского хозяйства, заводов химического сектора и целый ряд бюджетных любимчиков из легкой промышленности и машиностроения.
Результатом новой нефтяной политики России станет не только снижение объемов импорта и экспорта товаров данной группы, но и сокращение бюджетных поступлений от коммерческих операций с нефтью и нефтепродуктами. Сколько денег недополучит бюджет, будет зависеть от целого ряда факторов. Во-первых, от сокращения спроса на резко подорожавшие нефтепродукты. Мы очень скоро узнаем, какова предельна полезность бензина и солярки для белорусских предприятий и домашних хозяйств. Наступают времена бензина по $1, а то и €1 за литр. Солярка также быстро будет приближаться к этой цене. В ситуации, когда внутренних источников роста доходов населения и повышения рентабельности предприятий нет, они наверняка сократят потребление. Машин на улицах станет меньше, как и налогов в бюджете. Во-вторых, состояние бюджета будет зависеть от того, как правительство решит компенсировать потери от новых цен на сырую нефть и, значит, на нефтепродукты. Одна ситуация – это когда Совмин решит усилить перекрестное субсидирование, и А. Лукашенко заставит Минфин давать бюджетные ссуды, а государственные банки – кредиты для тысяч лежащих на лопатках заводов и фабрик.
Другая ситуация – когда власти решат переложить весь груз новых цен на сами предприятия. Тогда число убыточных промышленных предприятий, как минимум удвоится, а весь аграрный сектор просто вылетит в трубу. Дальне нужно будет или заставить Нацбанк печатать новее деньги, или начинать приватизацию и, наконец, вводить рынок. Как не крути, но без потерь белорусский бюджет в следующем году не выкрутится. В этом году ожидается его исполнение на уровне $17млрд. В 2007г. вместо запланированного роста доходов консолидированного бюджета до $18.7млрд. с вероятностью в 80% будет сокращение на 5% (т. е. на $850млн.), с вероятностью 60% - доходы упадут на 8% ($1.36млрд.) и с вероятностью 45% - сокращение будет на 15% ($2.55млрд.). и это только с учетом нефти и нефтепродуктов. Понятно, что эти расчеты спекулятивны. Будущее неопределенно, но по опыту разных стран мировой экономики в разные периоды времени можно сказать, что не было случая, когда бы после столь радикального повышения цен на один из основных видов энергоресурса ВВП страны вырос на 9%. Не было случая, чтобы экономику страны не начало трясти. Нет оснований считать что Беларусь неким магическим способом сможет избежать этой участи.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |