Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
26.12.2006. Азияинформ
Эгамберды Кабулов
Стрельба в аэропорту "Манас" заставила американцев зашевелиться. Угроза потерять с трудом добытую авиабазу, а вместе с ней последнее пристанище, вернее, точку опоры в Центральной Азии, заставляет их идти навстречу "пожеланиям" киргизских властей. То есть, фактически, шаг вперед оказывается двумя шагами назад. Заявление посольства США о том, что американские военнослужащие не имеют иммунитета перед законами своей страны, является сигналом для киргизских властей, который сообщает им о готовности наказать своего солдата по всей строгости закона, но американского, для того, чтобы окончательно не испортить отношения с киргизским руководством и, в конце концов, не лишиться авиабазы.
Это последнее, что осталось у американцев от былой мощи начала века, когда США уже считали себя, фактически, если не владельцами, то, по крайней мере, управляющими регионом. Причинами столь быстрого отступления и потери ранее завоеванных позиций являются не только продуманная активная политика России и Китая в Центральной Азии, но и собственные ошибки американских политиков и неповоротливость американской бюрократической машины.
Буквально месяц назад, как раз после того, как американский парламент "слегка" поменял партийную принадлежность, известный американский политолог Ариэль Коэн сформулировал в трех словах интересы Соединенных Штатов в Центральной Азии: безопасность, энергетика, демократия. При этом он заявил, что нет никакой возможности выполнить все три пункта одновременно. Чем-то стоит поступиться. И Коэн предлагает отказаться от демократии. То есть перестать насаждать западные свободолюбивые принципы, забыть на какое-то время о таких понятиях, как права человека, свобода слова и т.д. И все это во имя обеспечения покоя своей страны, начиная на дальних подступах, а также обеспечения ее нефтью и газом. Не более того.
Соединенные Штаты уже имели печальный опыт сотрудничества с Узбекистаном. Обвинения в применении в этой стране двойных стандартов сыпались на президентскую администрацию со стороны и соперников и союзников. Результат известен.
Поэтому и приходиться нынешней администрации закрывать глаза на многое. Как показал недавний визит президента Казахстана в США, одностороння игра в жмурки, возможно, будет иметь продолжение. Один примечательный факт. Примерно месяц назад ЮСАИД и Фридом Хаус провели семинар в Алматы для правозащитников региона. Вроде бы ставшее обычным мероприятие. Но названия и эмблемы организаторов и спонсоров мероприятия отсутствовали на раздаточных материалах, не было никаких ярких больших баннеров. Оказалось, что непосредственным организаторам, вернее, их сотрудникам, рекомендовалось не афишировать вышеупомянутые организации.
Можно с уверенностью предположить, что "демократические", "правозащитные" спонсоры из-за океана не перестанут вести свою деятельность в Центральной Азии, они, скорее всего, немного снизят активность и перестанут "светиться" слишком часто. Эдакое полуподполье. То есть было бы глупо предполагать, что американская администрация последует совету Коэна и полностью откажется от "распространения демократических принципов" в регионе. Но это, как во время войны оправдывали свое отступление немцы, всего лишь "выравнивание линии фронта".
И еще говорится, что свято место пусто не бывает. Активную деятельность по проникновению в Центральную Азию развернули, наряду с Китаем, такие влиятельные в Азии страны, как Индия и Пакистан. При этом они уже даже не рассматривают Соединенные Штаты ни в качестве соперника, ни в качестве союзника: они ведут борьбу между собой.
В ответ на попытки Индии создать авиабазу в Таджикистане, Пакистан начал продвигать ответный проект. В Средствах массовой информации Пакистана появились сообщения о возможности строительства автодороги из Читрала, города на северо-западе страны, через Ваханский коридор в Афганистане в Горно-Бадахшанскую область Таджикистан. То есть Пакистан получит прямой выход в Центральную Азию.
Этот проект не отличается грандиозностью и потребует минимум средств по сравнению, например, с Каракорумским шоссе или Тибетской железной дорогой. Если посмотреть на карту, то станет ясно, что длина новой стратегической трассы составит чуть более десяти километров. Всего ничего. Но Пакистан тогда будет соединен автомобильной дорогой с Центральной Азией. К примеру, немногочисленные индийские грузы, предназначенные для региона, сейчас идут через Китай: путь долгий. А Пакистанским грузовикам потребуется втрое меньше времени. Но пока есть определенные трудности для реализации данного проекта: надо решить проблему безопасности, договориться с Афганистаном и, главное, с Таджикистаном, который пока не собирается ссориться с Индией и бросаться в объятия Пакистана. В принципе, компромисс вполне возможен.
Соединенные Штаты еще пару лет назад могли бы говорить о том, что Пакистан их главный союзник в Южной Азии. Но ситуация изменилась. Тот же Ариель Коэн пишет о том, что у США есть надежный союзник в лице Индии, которую необходимо использовать для влияния на государства Центральной Азии. Такой вывод он сделал после подписания американо-индийского ядерного договора.
Однако вызывает сомнение, что у Индии есть страстное желание служить инструментом Соединенных Штатов для решения их проблем в регионе.
Если исключить авиабазу "Манас", которая, возможно, начнет скоро готовиться к эвакуации, Соединенные Штаты потеряли очень многое, что завоевали в Центральной Азии за последние пятнадцать лет. Но было бы неверно считать, что они смирились с этим.
Они быстро учатся. Хотя продолжаю действовать достаточно шаблонно. На прошлой неделе в Душанбе прошла представительная международная научная, именно научная, конференция с участием авторитетных ученых и экспертов из многих стран, которая называлась "Афганистан и региональная безопасность: пять лет после Талибана". Буквально дня за три до начала мероприятия посол США в Таджикистане Трейси Джекобсон изъявила желание поучаствовать в ее работе и даже сказать речь. Организаторы пошли ей навстречу: посол выступила, а трое сотрудников посольства записывали все доклады участников конференции весьма тщательно. В конце конференции стало известно, что госпожа Джекобсон под впечатлением размаха и эффективности данного мероприятия вынашивает идею организации серии конференций или круглых столов на тему "ШОС и Центральная Азия".
То есть, возможно, американцы, наконец, начинают осознавать, что кроме их мнения есть и другие, что прислушаться необходимо не только к политикам и военным, и не только американским.
Видимо стоит в скором времени ожидать создания новой стратегии Соединенных Штатов в Центральной Азии. И не на год или два. США осознали, что без долгосрочного планирования с учетом реальных, а не желаемых исходных данных, они могут опять стать "одной из" великих держав. По крайней мере, для стран Центральной Азии.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |