Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
21.12.2006. РосБалт
Внешняя политика Туркмении в любом случае останется прежней, не будет и "резкой демократизации режима". Такое мнение высказал "Росбалту", комментируя политические последствия смерти президента Туркмении Сапармурада Ниязова, заведующий отделом Центральной Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин.
"Определенное смягчение режима, конечно, произойдет, поскольку туркменские элиты совершенно не заинтересованы в появлении дубля Ниязова, - пояснил он. - Кроме того, им хотелось бы предстать перед мировым сообществом в менее одиозном виде". Однако некоторая демократизация произойдет лишь в том случае, если смена власти осуществится "более-менее мирным путем".
При этом, полагает эксперт, у "Газпрома" "появится определенное окно возможностей для усиления своего влияния в республике". "Каким бы ни был новый президент, он будет заинтересован в получении политического и финансового ресурса, причем в большом количестве и в минимально короткий срок, - отметил Грозин. - Предложить таковой в достаточно серьезном объеме может лишь структура, давно работающая в Туркмении и обладающая разветвленной сетью влияния на местные элиты, а этим критериям отвечает только "Газпром". В каком-то смысле, убежден завотделом Института стран СНГ, "Газпрому" будет легче договариваться с новым лидером Туркмении, так как тому потребуется время, чтобы войти в курс дела.
Кто конкретно станет преемником Сапармурада Ниязова, никто не знает, указал Андрей Грозин. "По-моему, его действительно нет, что неудивительно, учитывая практиковавшиеся покойным президентом регулярные зачистки туркменской элиты, - констатировал политолог. - Политическая жизнь Туркмении похожа на пустыню". По его словам, в стране нет ни одной серьезной политической фигуры, и полностью отсутствует механизм страхования на случай форс-мажорных обстоятельств, подобных смерти первого лица государства.
Что происходит сейчас в Туркмении, достоверно не известно, добавил завотделом Института стран СНГ: "страна находится за информационным железным занавесом, работающим очень эффективно". В связи с этим можно строить самые разные прогнозы ближайшего развития ситуации в Туркмении, от военного переворота до сравнительно мирного взятия власти, считает эксперт. "Может быть, все обойдется менее катастрофично, и элиты сумеют консолидироваться, - предположил Андрей Грозин. - Однако изменения "малой кровью" представляются менее вероятными, чем серьезные потрясения".
Круг лиц, потенциально претендующих на высший государственный пост и пользующихся примерно равным - достаточно небольшим - влиянием, очень широк, указал политолог. "С точки зрения практической реализации своих амбиций наибольшая вероятность захвата власти - со стороны тех, кто контролирует "человека с ружьем", то есть силовиков, - отметил Андрей Грозин. - Однако по армии регулярно, раз в полгода-год, прокатывались волны "чисток", и там наблюдается та же картина маловлиятельности.
На власть может претендовать руководство службы охраны президента, но трудно предположить, что в ее захвате будет участвовать рядовой состав СОП, по большей части состоящий из неграждан Турмении. Среди других возможных претендентов - представители МВД или Министерства национальной безопасности, структур более влиятельных и менее зачищенных по сравнению с армией и Генеральной прокуратурой". "В Туркмении может произойти все, что угодно, - резюмировал Андрей Грозин. - Более определенная ситуация сложится в течение ближайших суток, но не совсем понятное развитие событий может продолжаться и дольше". Ресурс всех потенциально претендующих на власть структур, в особенности в сфере социальной поддержки, очень небольшой, добавил он.
"Продемонстрировать технологии социальной мобилизации по примеру Киргизии в Туркмении не удастся, - убежден политолог. – Туркменского майдана не будет". Население привыкло демонстрировать лояльность центральной власти и собрать его на "майдан" будет крайне сложно, если вообще возможно, не сомневается завотделом Института стран СНГ. Влияние оппозиции, проживающей за пределами страны, минимально, ее финансовые ресурсы - тоже. Кроме того, практически против всех оппозиционеров возбуждены уголовные дела, и туркменские элиты не заинтересованы в появлении на политическом поле новых фигур.
Оставшиеся еще со Средневековья родовые структуры ослаблены и зачищены так же, как и силовые. "Большинство населения примет фигуру, которая сумеет захватить власть и громче всех об этом заявит", - заключил Андрей Грозин.
Напомним, что по официальной версии президент Туркмении Сапармурат Ниязов скончался минувшей ночью в 1 час 10 минут по местному времени в результате остановки сердца. Похороны назначены на 24 декабря 2006 года.
Ниязову было 66 лет. Он родился 19 февраля 1940 года. Пост президента республики занимал с 1990 года.
До той поры Ниязов несколько лет был первым секретарем ЦК Компартии Туркменской ССР и, таким образом, в общей сложности возглавлял республику 21 год.
Сегодня в Ашхабаде пройдет экстренное заседание министров. Руководителем комиссии по организации похорон президента назначен заместитель премьер-министра Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов.
20 октября 2006 года на Всемирном конгрессе туркмен в Ашхабаде Ниязов признавался, что перенес тяжелую болезнь сердца и принимает лекарства, что не позволяет ему соблюдать пост в священный месяц Рамадан.
О том, что у Сапармурата Ниязова могли обостриться проблемы с сердцем, сообщалось еще 4 октября. Уже тогда поступали данные, что "золотой век Туркменистана" может закончиться до Нового года. "Газета" со ссылкой на неназванные источники сообщала, что Ниязову стало плохо 2 октября, после того как он лично поздравил работников министерства национальной безопасности (МНБ) с 15-летием этой службы.
За последний год до смерти Ниязова туркменские официальные СМИ дважды сообщали о "плановом обследовании", которое проходил Туркменбаши. В 1997 году в Мюнхенском кардиологическом центре Сапармурат Ниязов перенес весьма сложную операцию на сердце - коронарное шунтирование. Он проходил обследование в декабре 2005-го и в мае 2006-го.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |