Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
26.12.2006. КМ Ру
Факты: К настоящему времени члены Народного совета Туркмении выдвинули уже 10 кандидатов на пост президента. Лебабский велаят предложил своими кандидатами на пост президента хякима Карабекаульского района Мухаммедназара Гурбанова и хякима района имени Атамурада - Атамурада Алтыбаева. Ожидается, что своих кандидатов предложат все пять велаятов Туркмении и столица - город Ашхабад. Ранее были выдвинуты кандидатами первый заместитель хякима Дашогузского велаята Аманнияз Атаджиков, хяким (глава) района имени Сапармурата Ниязова Батыр Чошшиев, замминистра нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов Ишанкули Нурыев, зампред комитета по туризму и спорту Дурды Дурдыев, мэр города Абадан Оразмурат Караджаев, заведующий отделом хякимлика Ахалского велаята (области) Аннаберды Чупанов, мэр города Туркменбаши Аширнияз Помманов и депутат меджлиса, секретарь Балканского велаятского комитета Демократической партии Туркменистана Реджепмаммеда Дараклиев (РИА «Новости»)
В эти минуты в Ашхабаде продолжается заседание Халк Маслахаты - Народного совета Туркмении, высшего законодательного органа власти, который выдвигает кандидатуры на выборы президента страны. Кроме того, Халк Маслахаты внес изменения в конституцию страны и закон о выборах. В соответствии с ними полномочия президента, в случае невозможности исполнения им своих обязанностей, переходят к вице-премьеру страны, а не к председателю парламента, как устанавливал закон раньше. Таким образом, Народный совет лишь юридически закрепил то стихийное изменение нормы закона, которое уже случилось де-факто. Как известно, после смерти бессменного лидера Туркмении Сапармурата Ниязова обязанности исполняющего обязанности президента достались не спикеру парламента Овезгельды Атаеву (против которого возбуждено уголовное дело), а вице-премьеру Гурбангулы Бердымухаммедову, который рассматривается в качестве наиболее вероятного преемника Ниязова. Даже несмотря на то, что конституция пока запрещает и.о. президента баллотироваться на высший государственный пост. Кроме того, Народный совет Туркмении уже определился с датой выборов. Они пройдут 11 февраля 2007 года.
Ситуацию в Туркмении на момент начала работы Народного совета страны, который должен определить кандидатуры на пост президента Туркмении, в эксклюзивном интервью KM.RU прокомментировал руководитель отдела Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин:
Все решится в ближайшие несколько часов. Уже известно, что выборы состоятся 11 февраля. Хотя раньше многие высказывали предположение, что их проведут в день рождения Туркменбаши -19 февраля. Таким образом, до выборов остается совсем немного времени. Конечно, определение такого краткого срока в стране, которая не имеет соответствующего опыта избирательной демократии, говорит о том, что эти выборы будут, мягко говоря, далеки от полной прозрачности. Также все прекрасно понимают, что тот человек, фамилию которого назовут в течение ближайших часов, будет, во-первых, единственным кандидатом, выдвинутым Халк Маслахаты, а, во-вторых, он и станет, собственно, президентом. И уже сейчас можно с большой долей вероятности говорить о том, что господин Гурбангулы Бердымухаммедов является самым главным претендентом на высший пост. Что касается той законодательной нормы, которая запрещает исполняющему обязанности президента участвовать в выборах, то, наверняка, в ходе проходящего заседания Халк Маслахаты она будет отменена. Кроме того, будут внесены и другие поправки в избирательное законодательство (например, повышение возрастного ценза, поскольку по этому параметру Бердымухаммедов сейчас не проходит). И это будет вполне легитимно, потому что Народный совет является высшим законодательным органом страны с самыми широкими правами и полномочиями. Другое дело, что его участники никогда не избирались населением. Так что говорить о демократии в данном случае можно только с очень большой натяжкой. Конечно, в Халк Маслахаты входят и депутаты парламента Туркмении. Но, зная практику туркменских выборов, о выборности депутатов можно говорить разве что номинально. Думаю, властям даже не нужно будет задействовать особый административный ресурс в ходе выборов и вести какую-то серьезную избирательную кампанию. Я абсолютно убежден, что в условиях той страны, которую оставил своим преемникам Сапармурат Ниязов, тот человек, которого назначат президентом, не напрягаясь, получит не менее 70% голосов избирателей. Причем абсолютно честно. Дело тут в особенностях национального менталитета. А с другой стороны, в особенностях самой системы власти. Ведь на протяжении более чем 20 лет пропаганды и разговоров о «золотом веке» Туркмении вкупе с рассуждениями о том, что «начальство лучше знает, как лучше организовать жизнь в стране», в Туркмении «шлифовалась» нынешняя политическая система, одним из характерных признаков которой является низкая степень вовлеченности населения в политический процесс. Поэтому я абсолютно уверен, что выборы пройдут с соблюдением всех законодательных норм. Фальсифицировать их нет абсолютно никакого смысла. Думаю, что на них вполне можно даже допустить наблюдателей из ОБСЕ.
Только что прошла информация о первых десяти кандидатах в президенты, которых выдвинул Халк Маслахаты. Среди них пока нет Гурбангулы Бердымухаммедова. Честно говоря, исходя из той организованности, которую власть продемонстрировала сразу после смерти Ниязова, политический процесс будет проходить в более контролируемом русле. Однако же, как мы видим, «туркменская демократия» ведет себя достаточно непредсказуемо. В то же время, данное обстоятельство мало что меняет по большому счету. Все уже выдвинутые кандидаты похожи друг на друга с точки зрения своей политической платформы как две капли воды. По большому счету, они ничем не отличаются от того же Бердымухаммедова. То есть политическая элита в Туркмении абсолютно однотипна. И этот всплеск «демократии по-туркменски» как раз этим и объясняется. Все кандидаты являются людьми «системы» в отличие от оппозиции, шансы у которой на приход к власти ничтожно малы.
Что касается Бердымухаммедова, то он свое слово, скорее всего, еще скажет. Тем более, что известно о том, что он будет исполнять свои обязанности в течение двух месяцев. За это время может очень много измениться. Против того или иного кандидата может быть заведено уголовное дело. Или же с ним случится еще что-то нехорошее. В такой ситуации придется либо собирать новый Народный совет, либо сделать так, чтобы Бердымухаммедов исполнял свои обязанности дольше, чем на протяжении двух месяцев. Тут возможны самые разные варианты. Не думаю, что нынешний исполняющий обязанности согласится добровольно отдать власть после почти двух месяцев исполнения обязанностей президента. Обратите внимание, все кандидаты представляют ныне действующее правительство. Среди них и представители региональных элит. Однако в условиях жестко отстроенной вертикали власти особой разницы между ними и членами правительства просто не существует. Для России все эти внутритуркменские расклады не имеют особого значения. Потому что в любом случае фигура будущего президента будет выдвигаться от одного из трех силовых ведомств. Или, по крайней мере, будет искать их покровительства, а в противном случае не будет иметь шансов на избрание. Все выдвинутые кандидаты являются политическими «легковесами». И только в этом качестве и интересуют туркменских силовиков. Потому что не обремененные политическим ресурсом люди сами по себе без поддержки силовых структур ничего не значат. А для России приемлема любая «системная кандидатура» на пост президента Туркмении, поскольку она, скорее всего, будет находиться на позициях сохранения статус-кво (в том числе и внешнеполитического). Что же касается прозападной оппозиции, то у нее, повторюсь, практически нет никаких шансов. С трудом могу представить себе, что политическая элита страны, которая сформировалась во время правления Ниязова, захочет делиться с кем-либо своей властью.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |