Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
12.01.2007. Газета СНГ
Алексей Матвеев
Проблема непризнанных республик, возникших после распада СССР и сохраняющих фактическую независимость уже 15 лет, стала более актуальной после международного признания Косово. В прошлом году карабахцы, абхазы, осетины и приднестровцы неустанно напоминали о себе мировому сообществу, проводя разные выборы и референдумы.
На земле, затерявшейся между Молдавией, Украиной и Россией, было и то, и другое. 17 сентября в Приднестровье прошел очередной референдум о независимости, а 10 декабря – президентские выборы, в результате которых главой непризнанной республики в четвертый раз стал Игорь Смирнов. «Евразия» представляет его взгляд на актуальные проблемы.
- Что дал Приднестровью референдум о будущем республики?
- Прошедший референдум, безусловно, стал знаковым событием в общественной и политической жизни республики. Это был настоящий экзамен на политическую зрелость нашего общества, который был сдан на «отлично».
Приднестровский народ получил возможность демократическим путем выразить свое мнение о будущих отношениях с нашим соседом – Молдавией, а также о дальнейшем сближении с Россией. Мы в очередной раз доказали мировому сообществу наше общее стремление жить в суверенном и независимом государстве, нацеленном в своем развитии на широкую интеграцию с РФ. Теперь ключевой задачей приднестровской внешней политики становится поэтапная гармонизаниция правового, экономического, гуманитарного и других пространств Приднестровья с пространствами РФ.
Референдум определил основной вектор развития приднестровского государства — выбран ориентир и поставлены задачи для всех органов государственной власти. Уверен, что его итоги отразятся и уже оказывают определенное влияние на политику других государств, поскольку только непрофессионалы и дилетанты от политики могут игнорировать волю целого народа.
- Как бы вы охарактеризовали позицию России по приднестровскому урегулированию?
- Позицию РФ как посредника и государства-гаранта всегда отличал последовательный и принципиальный характер. Именно по инициативе РФ в 1992-ом между Россией и Молдовой было подписано Соглашение о прекращении огня, которое положило конец кровавой агрессии, развязанной Молдовой против приднестровского народа. На протяжении всех лет урегулирования российская сторона – инициативный участник всех переговоров, сторона подписания всех документов.
Россия достойно подтверждает свои обязательства, активно защищая приоритет международного права, настаивая на обязательности выполнения подписанных соглашений всеми участниками процесса. Москва сохраняет приверженность достигнутым договоренностям и прилагает необходимые усилия для их реализации. Сегодня российская дипломатия ведет активную работу по преодолению текущего кризиса, связанного с применением блокадных мер по отношению к Приднестровью.
В 2006 году мы подписали с российским вице-премьером Александром Жуковым протокол, в котором закреплены достигнутые договоренности о развитии прямого сотрудничества между РФ и Приднестровьем. Приоритетные направления двустороннего взаимодействия – промышленность, производственная кооперация, таможенная сфера, энергетика, пенсионное обеспечение, здравоохранение, образование.
Мы признательны РФ за ее поддержку как на уровне руководства, так и на уровне общественности. Наш народ видит в России не только добросовестного гаранта мира и безопасности, но и напрямую связывает с ней свое будущее, будущее своих детей.
- Как бы вы охарактеризовали позицию Украины по приднестровскому урегулированию?
- С этим государством Приднестровье исторически связано не только общими границами, но и культурной близостью народов. Треть нашего населения – выходцы с Украины. Эта страна наряду с Россией остается посредником и гарантом процесса урегулирования, однако экономическая блокада Приднестровья, к которой присоединилась Украина, серьезно подорвала наши политические и экономические связи.
Сейчас мы рассчитываем на возобновление работы с новым правительством Украины. Ожидаем взвешенной и сбалансированной реакции ее нового правительства на кризисную ситуацию, которая длительное время приносит ущерб не только Приднестровью, но и самой Украине. Правда, пока Украина по-прежнему сосредоточена в основном на разрешении своих внутренних проблем.
- Комментируя идею создания миротворческих войск ГУАМ, вы сказали: «Никакие миротворцы ГУАМ в зоны конфликтов допущены не будут». У вас достаточно полномочий, чтобы не менять миротворческий формат?
- Вот уже более 14 лет Совместные миротворческие силы оберегают мир на берегах Днестра. Эта операция стала уникальной как по структуре, так и по достигнутым результатам. Наряду с контингентом РФ в выполнении миротворческих функций участвуют и военные сторон конфликта — Республики Молдова и Приднестровья. За все время операции между Молдовой и Приднестровьем не было ни одного серьезного инцидента, не погиб ни один миротворец и ни один мирный житель не пострадал.
Однако в последние годы со стороны молдавских властей все чаще раздаются призывы сломать существующий формат миротворческой операции путем его интернационализации. В молдавских СМИ проводится кампания, имеющая явную политическую подоплеку, по дискредитации российских миротворцев и миротворческой операции в целом.
Участников ГУАМ мы склонны рассматривать как заинтересованные стороны. Имеющие в своем политическом багаже схожие конфликты, они не в состоянии стать непредвзятыми, объективными участниками нового формата и будут преследовать собственные интересы.
Кроме того, действующий миротворческий контингент находится в зоне безопасности на основании соглашения, подписанного Россией и Молдовой, к которому присоединилось и Приднестровье. Чтобы демонтировать нынешний миротворческий формат, необходимо согласие всех трех участников. Однако российские миротворцы полностью устраивают приднестровцев.
- Как работает сообщество «За демократию и права народов», объединяющее Абхазию, Южную Осетию и Приднестровье?
- Объединенные общей исторической судьбой Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье давно взаимодействуют, положив в основу межгосударственных отношений дружбу, взаимопонимание и единство целей. Сегодня можно говорить о принципиально новом уровне взаимодействия наших республик.
В рамках созданного на абхазской земле летом этого года сообщества «За демократию и права народов» наше сотрудничество перешло в плоскость прямых контактов. Первые шаги сообщества показали, насколько эффективней решать задачи совместными усилиями. Мы создали Межпарламентскую ассамблею сообщества, а также его Исполнительный комитет.
Недавно совместными усилиями МИДов Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья была сорвана попытка Молдовы и Грузии добиться на 61-ой Генассамблее ООН применения международных санкций к «непризнанным» государствам. Наши дипломаты выступили единым фронтом, подготовив контробращение по вопросу принятия резолюции. Представитель РФ довел до сведения международного сообщества позицию наших государств, озвучив обращение, и государства ГУАМ отозвали свое предложение. 14 декабря в Сухуми произошло еще одно очень важное событие — было открыто официальное представительство Приднестровья.
Мы будем укреплять дружбу наших народов, искать новые сферы политического, экономического, культурного взаимодействия. И не только в рамках двусторонних отношений, на повестке дня — все международное сообщество.
- Почему в вашем сообществе нет Нагорного Карабаха?
- Отсутствие НКР в списке учредителей сообщества ни в коем случае не говорит об охлаждении отношений между нашими государствами. При вхождении в сообщество каждое государство исходило из собственного видения перспектив достижения главной цели – международного признания. В настоящее время НКР, возможно, видит для себя несколько иной путь движения к этой цели, чем Приднестровье, Южная Осетия и Абхазия. Однако мы продолжаем поддерживать активные контакты с Нагорным Карабахом на всех уровнях — визиты официальных делегаций, постоянный обмен по вопросам, представляющим взаимный интерес, взаимодействуем на уровне МИДов.
- Как идет работа над документом, гарантирующим право Приднестровья на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность?
- Из-за одностороннего отказа Кишинева от выполнения положений Меморандума об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем, регламентирующего наше право на свободную внешнеэкономическую деятельность, в марте 2006 года Приднестровье оказалось в экономической блокаде.
В условиях давления на любую из сторон полноценный переговорный процесс вестись не может. Диалог возможен только на равноправной основе.
С момента принятия против Приднестровья блокадных мер процесс урегулирования был поставлен в тупик. Чтобы разблокировать ситуацию, мы предложили выход из кризиса – Протокол об основных принципах внешнеэкономической деятельности, регламентирующий свободную внешнеэкономическую деятельность Приднестровья в соответствии с положениями Московского меморандума.
Наша инициатива вызвала интерес и понимание у российской стороны, которая подготовила собственные предложения. Кроме того, украинская сторона представила собственное видение некоторых вопросов и готова к работе на этом направлении. К сожалению, пока нет реакции со стороны западных партнеров, а Республика Молдова еще на стадии консультаций негативно отреагировала на наше предложение.
Мы убеждены, что выйти из кризиса можно, лишь вернувшись к цивилизованному диалогу с учетом мнения Приднестровья. Приднестровцы будут отстаивать свое право на свободное развитие, право народа на выбор, право человека на защиту от дискриминации по национальному признаку. И в этих требованиях мы непоколебимы.
- Как бы вы охарактеризовали экономическое положение Приднестровья?
- Экономическое положение Приднестровья определялось задачами, диктуемыми условиями, названными внешнеэкономической блокадой. Для выживания экономики республики нам пришлось провести реформы. Мы ввели налог на доходы организаций, что наряду с проведением эффективной инвестиционной политики и политики в области цен и ценообразования позволило поднять экономику на более качественный уровень. Точных данных за 2006 год пока нет, но могу сказать, что в 2001-2005 гг. ВВП вырос в 4,6 раза в рублевом эквиваленте и в 2,6 раза в долларовом.
Сказалось развитие малого и среднего бизнеса за счет создания условий для вывода из теневого оборота значительной части капитала под контроль государства. Объем промышленного производства предприятий малого и среднего бизнеса вырос в 5,6 раза в рублевом эквиваленте и в 3,2 раза в долларовом. Общая доля в объеме производства республики возросла в три раза.
Идет развитие сектора торговли и услуг, в результате чего розничный товарооборот возрос в 7,2 раза в рублевом эквиваленте и в 4 раза в долларовом. Растут доходы населения — в 6,3 раза в рублевом эквиваленте и в 3,6 раза в долларовом. Доходы бюджета выросли в 4,8 раза в рублевом эквиваленте и в 2,7 раза в долларовом. Увеличение основных макроэкономических показателей позволило увеличить пенсии, зарплату бюджетникам.
Внешнеторговый оборот увеличился в 1,8 раза. Учитывая экспортно-импортный характер реализации производимой продукции нашими предприятиями, эти показатели можно считать результатом функционирования всей экономики и проводимой экономической политики.
При этом следует отметить негативную роль экономической блокады со стороны Молдовы, начатую в 2002 году, которая не замедлила сказаться на динамике показателей внешнеторгового оборота.
Мы провели большую работу по упорядочению механизмов контроля за ценами и ценообразованием — антимонопольное регулирование цен и тарифов на товары (работы, услуги) предприятий; определение групп социально-значимых товаров и установление порядка формирования их цен; регулирование тарифов на услуги государственных и муниципальных учреждений; установление тарифов на услуги по стандартизации, метрологии и обязательной сертификации продукции и услуг. Введена система особого контроля за государственными закупками учреждений и организаций за счет средств, выделяемых из госбюджета.
Кроме того, мы изменили политику аграрно-промышленного комплекса, уделяя внимание вопросам управления и координации производственных отношений, внедрения арендных отношений и создания условий для равноправного развития организаций различных форм собственности. Одним из направлений аграрной реформы стало развитие фермерских хозяйств. Создано уже 375 фермерских хозяйств и 635 – крестьянских. Они обрабатывают более 13% посевных площадей.
Толчком для подъема сельскохозяйственного производства стал принятый в начале 2006 года закон « О финансовом оздоровлении и реформировании предприятий аграрно-промышленного комплекса», в рамках которого реструктуризация задолженности перед бюджетами всех уровней, внебюджетными фондами и предприятиями энергетического комплекса. Все это позволит обеспечить прирост производства в сельском хозяйстве до 12% и довести долю агропромышленного сектора в отраслевой структуре ВВП до 3-5%.
Впервые в истории республики в 2006 году была проведена перепись населения. Мы узнали, сколько нас, какие мы по полу, по возрасту, по национальности, по вероисповеданию, какова материальная база нашей семьи, каков уровень нашего образования.
На момент переписи в республике проживало 555 347 человек, из них 31,9% молдаване, 30,4% русские, 28,8% украинцы и представители других национальностей.
46% жителей Приднестровья мужчины, 54% — женщины.
В трудоспособном возрасте находится 63% населения.
Около 90% населения православные.
Материалы переписи продолжают обрабатываться и будут служить основой для принятия оптимальных решений в социально-экономической жизни.
- Из чего складывается бюджет Приднестровья?
- Бюджет на 2007 год по доходам спланирован на уровне двух последних блокадных лет в сумме 1 226 млн рублей ПМР. Но структурно он представлен в более положительной динамике. Если за счет приватизации государственной собственности в предыдущие годы мы покрывали до 20% доходов бюджета, то в 2007 году эта составляющая не превышает 8%. Это значит, что приватизированные предприятия даже в условиях блокады начинают «давать отдачу» по результатам инвестиций, вложенных новыми владельцами.
Жертвуя более высокой ценой продажи объектов и получением сиюминутных доходов, мы стимулируем развитие экономики посредством продажи объектов государственной собственности на условиях выполнения конкретных инвестиционных программ покупателями и обеспечиваем поступление стабильных доходов в виде налоговых платежей.
Хотя предельный дефицит бюджета у нас установлен на солидном уровне — в сумме 758 млн. рублей ПМР, в случае снятия внешнеэкономической блокады, мы рассчитываем, что частные инвесторы, вложившие деньги в нашу экономику, поднимут объемы производства до уровня, который позволит обеспечить дополнительные доходы в бюджет и покрыть данный дефицит. Это поможет нам избавиться от внутренних и внешних займов и финансовой помощи. Конечно, это оптимистичный вариант, но мы надеемся с помощью наших гарантов, России и Украины, его осуществить.
По расходам бюджет Приднестровья социально ориентирован и приоритетными статьями являются расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, культуру, искусство, что в целом составляет более 50% расходов консолидированного бюджета. В то же время, содержание всех силовых структур и органов правопорядка составляет менее 13%, а обеспечение функционирования государства (государственные услуги общего назначения, судебная власть, международная деятельность)- около 5%.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |