Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
12.01.2006. Военно-промышленный курьер
Юрий Прохоров
Ташкент помахал Вашингтону ручкой - США сделали ставку на Астану
Исполнилось 15 лет независимости Казахстана и установления официальных дипломатических отношений с США, которые одними из первых приветствовали государственную самостоятельность РК. За прошедшее время, по словам президента Нурсултана Назарбаева, Астана и Вашингтон добились высокого уровня отношений по вопросам обеспечения международной стабильности, энергетической безопасности, нераспространения ОМУ, борьбы с международным терроризмом и экстремизмом. Нурсултан Назарбаев назвал весьма важным, что Соединенные Штаты поддержали стремление Казахстана войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. «И с оптимизмом смотрим на будущее двусторонних отношений», - подчеркнул он. Чего больше в таком сотрудничестве для Казахстана: плюсов или минусов?
Сентябрьский визит президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в США получил неоднозначную и даже разнополюсную оценку со стороны ведущих политологов как на постсоветском пространстве, так и непосредственно в Америке.
Некоторые посчитали эту поездку обыкновенным визитом вежливости и стремлением Астаны еще раз заручиться поддержкой Вашингтона в своих претензиях на лидерство в Центрально-Азиатском регионе. Другие же гипертрофированно заявили, что Казахстан «наконец прозрел» и окончательно выбрал курс на партнерство с заокеанским мировым лидером, а не ближайшим соседом - Россией.
Что, к примеру, стоят заявления некоторых политиков и аналитиков, заговоривших о том, что «Москве и Астане не по пути», что «они идут разными дорогами» и что русским пора бы уже «перестать выкручивать руки своим партнерам». Возможно, что право на жизнь имеют и та, и другая точки зрения. Но, как представляется, ситуация в Центральной Азии не настолько проста, чтобы окончательно ставить точку в этом романе
Заокеанский вектор
Несомненно, в США начали осознавать необходимость срочных мер по восстановлению и усилению собственного присутствия в регионе. Катастрофическая потеря Узбекистана ослабила позиции Вашингтона в Центральной Азии. Белому дому необходима замена Ташкента, помахавшего ему ручкой. А наиболее желанный для всех партнер в регионе - Казахстан - продолжает вести тонкую игру, основывающуюся на внешнеполитическом лавировании. К тому же у Америки не все ладится, как бы хотелось, и в Прикаспийском регионе, составной и неотъемлемой частью которого является все тот же Казахстан.
Скажем откровенно, не все страны каспийского бассейна желают присутствия Соединенных Штатов при дележе углеводородного пирога. К тому же потеря влияния в Центральной Азии может грозить для администрации Джорджа Буша и утратой позиций на Каспии, а этого допустить на берегах Потомака ну никак не могут: нефть, газ - «кровь» американской экономики. Поэтому ставка сегодня делается на Казахстан. Задел для этого у США был, и в ходе визита Нурсултана Назарбаева в Вашингтон его постарались упрочить.
Общая стоимость контрактов и соглашений, заключенных тогда между США и Казахстаном, исчисляется миллиардами долларов. В частности, соглашение о сотрудничестве между министерствами транспорта двух государств, контракт на сумму 650 млн. долларов между корпорацией General Electric и казахской железнодорожной компанией «Казахстан темир жолы» и т.д. Обсуждался с американскими партнерами и вопрос использования Казахстана как регионального финансового центра. В настоящее время ведутся переговоры по привлечению бывшего президента Всемирного банка Джеймса Вулфенсона в качестве руководителя данного проекта и советника Нурсултана Назарбаева.
Кроме того, казахстанский лидер обсудил с министром энергетики США Сэмуэлем Бодманом проект строительства транскаспийского газопровода, который активно лоббируется в последнее время правительством Соединенных Штатов, однако этот вопрос все еще остается нерешенным. Хотя для Америки, остающейся пока, по большому счету, не у дел на Каспии, это реальный шанс вернуться в большую центрально-азиатскую игру и удвоить свои шансы на получение широкого доступа к углеводородам Каспия.
Российский приоритет
Россию, понятно, настораживает тот факт, что Астана ведет многовекторную политику, одинаково успешно сотрудничая как с Москвой, так с Китаем и США, хотя и без особого сближения с последними, опираясь больше на экономические отношения, нежели на политические. Между тем в ушедшем году товарооборот между Казахстаном и Россией составил порядка 11 млрд. долларов вместо запланированных 9 млрд. Причем 70% его обеспечивают приграничные регионы. В прошлом году между Москвой и Астаной подписано соглашение о сотрудничестве в создании совместного предприятия на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода. Комментируя это соглашение, Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что впервые Казахстан вкладывает большие деньги в экономику России. Проект по созданию данного СП он назвал мощным пунктом двустороннего сотрудничества между РФ и РК.
Стратегическая основа движения стран навстречу друг другу - энергетика. Соглашение по совместной эксплуатации Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения может говорить о важности двусторонних российско-казахстанских отношений в этой области. Стоит отметить, что данное месторождение газа - одно из крупнейших в мире. Его запасы оцениваются в 1,2 млрд. тонн жидких углеводородов и 1,3 триллиона кубометров газа. Реализация этого проекта позволит создать совместный газоперерабатывающий комплекс, с пуском которого в российскую газотранспортную систему попадет примерно 15 млрд. кубометров газа.
Надо отметить, что рост торгового оборота между РФ и РК отчасти объясняется быстрым подъемом казахстанской экономики. Сегодня эта страна с 15-миллионным населением стала лидером экономического развития в Центральной Азии, и ее экономика является одной из наиболее успешных на пространстве СНГ. В 2005 г. ВВП Казахстана вырос на 9,4%, а в первом полугодии прошлого года - еще на 9,3% по сравнению с аналогичным периодом 2005-го.
Кроме того, именно Россия и Казахстан являются самыми активными участниками СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, а если говорить о Едином экономическом пространстве, то это, собственно, детище Москвы и Астаны. Поэтому, в контексте дальнейшего углубления наших взаимоотношений, эти связи имеют большое значение и играют все большую и большую роль.
Влияние Москвы покоя не дает
По всей вероятности, именно еще более тесное сотрудничество Москвы и Астаны не дает покоя заокеанским партнерам. В Казахстане в этом году побывали госсекретарь США Кондолиза Райс, министр энергетики Сэмуэль Бодман, министр сельского хозяйства Майк Йоханс, вице-президент Ричард Чейни. А заместитель государственного секретаря, отвечающий за Южную и Центральную Азию, Ричард Баучер после визита Нурсултана Назарбаева в Вашингтон со всей определенностью обрисовал цели, которые Белый дом станет преследовать во имя «вызволения» Астаны из-под влияния Москвы. По его словам, успех Соединенных Штатов в Южной и Центральной Азии имеет решающее значение для американских национальных интересов. Для этого, полагает Ричард Баучер, США следует укреплять уже существующие связи и содействовать установлению новых в энергетике, инфраструктуре, транспорте. Добыча нефти и газа в бассейне Каспийского моря, в частности в Казахстане и Туркмении, могла бы внести значительный вклад в укрепление глобальной энергетической безопасности, уверен вашингтонский куратор Центральной Азии.
Пока во всех сферах сотрудничества Вашингтона и Астаны наблюдалась серьезная активность.
Интенсивная работа идет и в военной области - в рамках подписанного в 2003 г. плана пятилетнего сотрудничества между вооруженными силами РК и США ведется оснащение казахстанской армии современным вооружением. На его основе функционируют программы «Иностранное военное финансирование» (FMF), «Международное военное обучение и подготовка» (IMET), другие формы двустороннего сотрудничества. В нынешнем году США планируют предоставить РК военное оборудование и провести подготовку военных кадров на сумму 4,22 млн. долларов. В совместных военных планах РК и США особое внимание уделяется безопасности западной части страны - Уральской и Атырауской областям, где расположена большая часть нефтегазовых месторождений, активное участие в разработке которых принимают американские компании.
Формирование военной структуры Казахстана ведется по западным стандартам. Созданы по американскому образцу Комитет начальников штабов, виды ВС РК и региональные командования «Запад», «Восток», «Юг», «Астана», а также Аэромобильные войска, являющиеся резервом Верховного главнокомандующего. Главный сержант Вооруженных Сил РК уже побывал в США, где изучал методику работы сержантского состава. С сентября 2004 г. американцы ведут курсовую подготовку сержантского состава Казахстана. В сентябре прошлого года впервые проведены курсы в звене инструктор-сержант, сержант войск регионального командования, рода и вида войск.
Конгресс Соединенных Штатов одобрил поставку в Казахстан партии вертолетов «Хьюи-2» и военно-транспортных самолетов С-130. Завершена передача большой партии автомобилей «Хаммер». Одновременно создаются центры по техническому обеспечению и ремонту американской техники, ведется подготовка технических специалистов и летного состава. Американцы знают, что имеющаяся на вооружении Казахстана военная техника безнадежно устарела и навязывают свою, чтобы теснее привязать казахстанскую армию к американским поставкам.
Практичные американцы сотрудничают выборочно и на нужных им участках. Например, при строительстве объектов регионального командования «Запад» (то есть на границе с Россией), создании Военного института иностранных языков, оснащении специальных подразделений Аэромобильных войск. Более 220 казахстанских военнослужащих прошли обучение в элитных военных учебных заведениях США, в том числе в Национальном университете обороны, командно-штабном колледже, академии Вест-Пойнт.
Но военный интерес США в Казахстане не ограничивается лишь защитой нефтяной инфраструктуры. Очевидно, что с возникновением проблем в Узбекистане и Киргизии американцы решили укрепить свои позиции в регионе именно через Казахстан.
Закономерный интерес
Численность Вооруженных Сил РК - около 65 тыс. чел. Казахстан перешел от системы военных округов к гораздо более современной системе региональных командований. Сухопутные войска включают две (78-ю танковую и 68-ю мотострелковую) дивизии, 5 бригад различного назначения, в т.ч. 35-ю воздушно-десантную. На вооружении состоит до 1 тыс. танков (Т-80, Т-72 и Т-62), до 2,5 тыс. БМП и БТР, до 200 САУ, до 500 буксируемых артиллерийских орудий, не менее 150 РСЗО «Ураган» и «Град».
В составе ВВС и ПВО: 30 бомбардировщиков и 12 разведчиков Су-24, не менее 15 истребителей Су-27 и более 40 МиГ-29, более 40 перехватчиков МиГ-31 (Казахстан является единственной в мире страной, кроме России, эксплуатирующей этот очень мощный и очень сложный самолет) и до 30 МиГ-25. А также до 120 истребителей-бомбардировщиков МиГ-23 и МиГ-27, не менее 15 штурмовиков Су-25, до 40 транспортных самолетов, 130 вертолетов, в том числе не менее 40 ударных Ми-24 и более 20 тяжелых транспортных Ми-26, несколько десятков ЗРК и ЗРС различных типов, в т.ч. модельного ряда С-300.
Военный флот насчитывает 9 сторожевых катеров. Один - турецкой постройки с 40-мм и 20-мм пушками, 4 катера проекта 369 с 20-мм пушками построены в начале 50-х в ФРГ. 2 совсем маленьких (хотя и новейших) катера проекта 1408 «Сайгак», вооруженных только 7,62-мм пулеметами, поставлены Россией. Еще 6 чисто пулеметных катеров типа «Донтлесс» были поставлены из США, однако 5 из них затонули в шторм. Катер «Беркут» проекта 1400 (вооружен 12,7-мм пулеметом) построен в самом Казахстане, на верфи в Уральске.
Будучи по многим параметрам самой успешной страной СНГ, Казахстан имеет возможность создать вооруженные силы, занимающие по боевому потенциалу второе-третье место среди постсоветских республик. Тем более что геополитическая ситуация в Центральной Азии такова, что сильная армия Казахстану совершенно не помешает.
Выбор за Астаной
Американцам жизненно необходим именно такой стратегический партнер, как Казахстан, имеющий возможность доминирования в регионе. Но и в Казахстане, вероятно, прекрасно понимают, чего от него хотят в Вашингтоне. И, по всей видимости, Астану не устраивает роль (аналогичная Тбилиси или Киеву), уготованная ей за океаном. Уже после визита в США президент Нурсултан Назарбаев неожиданно для кое-кого заявил, что его стране больше не нужны советы Запада. «Хватит уже! - возмущался президент. - Казахстан уже не то государство, которым можно помыкать и говорить, что ему надо делать. Мы знаем, что нам надо делать! И не надо нам, задрав штаны, бежать за чужими рекомендациями».
Понятно, что и дальше руководство РК продолжит политику лавирования между Вашингтоном и Москвой, но с большим уклоном в сторону России, так как прекрасно понимает прямую выгоду для себя всех совместных с РФ проектов, экономических и политических союзов, оборонного потенциала ОДКБ. Да и укрепление позиций Казахстана в Центральной Азии в качестве регионального лидера без поддержки России невозможно.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |