Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
12.01.2007. Республика (Казахстан)
Мухамеджан Адилов
Версии, что преемником станет средний зять президента, если не ошибочны, то преждевременн
После долгожданной и, тем не менее, неожиданной отставки Даниала АХМЕТОВА и скоропостижного назначения премьер-министром страны Карима МАСИМОВА можно ждать появления самых разных публикаций, от серьезных политологических рассуждений до откровенных журналистских спекуляций на тему: Нурсултан НАЗАРБАЕВ наконец-то определился и выбрал своим преемником среднего зятя.
Логика авторов подобных материалов проста и основывается на предположениях, увязанных в некую цепочку: Карим Масимов, как известно, креатура Тимура КУЛИБАЕВА; недавно умер пожизненный президент Туркменистана, одногодок Нурсултана Абишевича и выходец из той же партийной «шинели» Сапармурат НИЯЗОВ, поэтому Назарбаев не может не задуматься о бренности человеческого бытия и, соответственно, о политическом наследнике; ну а раз назначил премьером человека среднего зятя, значит, тот и станет его наследником.
Обложил как медведя
Не исключено, что все вышеперечисленные предположения по отдельности верны. Например, что г-н Масимов более предан «нефтяному принцу», нежели главе государства, и что именно Тимур Аскарович в ходе совместного отдыха в одном из санаториев под Алматы действительно уговорил тестя взять своего протеже главой правительства. И что неожиданная смерть Ниязова не только опечалила казахстанского суперпрезидента, но и заставила его задуматься о будущем. Но это отнюдь не означает, что именно эти события повлекли за собой отставку Даниала Кенжетаевича и назначение вместо него Масимова.
Во-первых, серьезная информация, что седьмой премьер-министр РК попросился на выход по собственному желанию, появилась еще осенью – достаточно вспомнить недельный ажиотаж в парламенте и упорные разговоры в истеблишменте.
Во-вторых, скорее всего именно шумиха, поднятая тогда депутатами и журналистами после утечки информации из Администрации президента, оттянула отставку Ахметова – ведь давно подмечено, что Назарбаев не любит делать то, что может трактоваться как уступка общественному мнению. И, кстати, разговоры на тему скорого падения правительства утихли где-то в конце ноября – начале декабря прошлого года. Тогда последней на эту тему высказалась наша газета, предположив, что отставка премьер-министра произойдет, когда спадет ажиотаж.
И, действительно, судя по тому, что Даниал Ахметов подал заявление сразу после новогодних праздников, когда граждане, включая журналистов, еще не пришли в себя, а Назарбаев не затруднился с выбором преемника, решение о смене премьера было принято давно, но ждало подходящего момента. Другими словами, отставка Ахметова была предрешена еще осенью и мотивирована куда более важными причинами, в первую очередь провалом экономической политики государства (об этом чуть позже) и его неспособностью справиться с инфляцией.
Что же касается тезиса, что назначение Карима Масимова означает возвышение Тимура Кулибаева и его команды, то он еще более сомнителен. Если бы Нурсултан Абишевич выбрал среднего зятя в преемники, то он не стал бы обкладывать его протеже, как медведя, в берлоге. Давайте рассмотрим последние назначения с этой точки зрения.
Буквально в затылок новому главе правительства дышит вице-премьер Аслан МУСИН, которого президент, скоропалительно выдернув из региона, обкатал на посту министра экономики и бюджетного планирования. С двух сторон Масимова как бы сопровождают министры иностранных дел Марат ТАЖИН и обороны – Даниал АХМЕТОВ.
И, наконец, сверху нависают-надзирают Адильбек ДЖАКСЫБЕКОВ в Администрации президента и Канат САУДАБАЕВ в Совете безопасности. И всех их никак нельзя отнести к креатурам среднего зятя главы государства.
В результате Кариму Масимову и тем людям из команды Тимура Кулибаева, которых он сможет провести в правительство, вроде Галыма Оразбакова, прошедшего школу «КазМунайГаза» и назначенного министром индустрии и торговли, остается только двигаться вперед, выполняя стратегические предначертания главы государства.
План на «пятерку»
Если бы я был законченным циником, то мог бы предположить, что Назарбаев, как талантливый и опытнейший политик, не просто поддался давлению своего зятя – он использует его в своих целях. Тимур и его команда отдадут свою энергию и знания делу президента, но в конце концов окажутся обессиленными сопротивлением со стороны конкурирующих элитных групп и непосильным трудом по решению острейших социально-экономических проблем.
Надо сказать, что подобный способ мобилизации и активизации государственного аппарата Нурсултан Абишевич отработал на «пятерку» – сначала он поддерживает какую-нибудь команду государственных деятелей, давая возможность реализовать свою программу или концепцию, затем, по мере того как возрастает сопротивление других групп, постепенно отходит от них, отдавая на съедение конкурентам. Итог: успехи приписываются президенту, а неудачи и ошибки – «рабочим лошадкам».
Так в свое время поработали на президента группа молодых технократов из окружения бывшего вице-президента Ерика АСАНБАЕВА, команда, образовавшаяся вокруг бывшего премьер-министра Акежана КАЖЕГЕЛЬДИНА, «младотюрки» из правительства Нурлана БАЛГИМБАЕВА, «комсомольцы» Имангали ТАСМАГАМБЕТОВА и теперь, видимо, настала время Тимура Кулибаева и его команды. И это закономерно.
В результате трагической гибели Алтынбека Сарсенбаева в феврале 2006 года две прежде самые влиятельные группы из ближайшего окружения Назарбаева понесли невосполнимые политические потери и фактически перестали претендовать на власть. И дело не столько в очевидных бюрократических и неочевидных экономических убытках, сколько в том, что элита от них отшатнулась.
Как итог, «серый кардинал» Нуртай АБЫКАЕВ покинул второе по табели о рангах кресло спикера Сената парламента и, видимо, станет послом Республики Казахстан в Российской Федерации. Рахат Мухтарович же, так и не получив должности министра иностранных дел, рискует (если в конце года не обеспечит Казахстану право возглавить ОБСЕ) последовать за ним представлять нашу Родину за рубежом.
После этой своеобразной «Варфоломеевской ночи», жертвами которой пали лидер оппозиции и две ведущие элитные группировки, на первый план действительно выдвинулась группа Тимура Кулибаева, что и породило разговоры о том, что именно средний зять избран наследником. Назначение Карима Масимова премьер-министром подкрепило эту версию. Но не будем забывать, что в данном случае первый план сродни передовой, потому что от новой команды ждут реальных результатов в условиях, когда конкурирующие группы отнюдь не жаждут помогать, а вот подставить бюрократическую ножку или вонзить информационный кинжал в бок – готовы с радостью.
Более того, судя по последнему заявлению экс-министра иностранных дел Касымжомарта Токаева в стенах ОБСЕ, наверняка санкционированному на высшем уровне, в этом году Казахстану предстоит политическая реформа. Ее контуры нетрудно предсказать: увеличение численности Сената и Мажилиса, избрание половины нижней палаты по партийным спискам, формирование правительства победившей на выборах политической партией и повышение его ответственности перед парламентом.
В результате через некоторое время роль и значение премьер-министра в политической системе РК значительно ослабнет – ему придется волей-неволей поделиться частью полномочий с правящей партией и парламентом. И если предыдущие премьер-министры могли в любой момент прислониться к президенту или даже заслониться им и его указаниями, то теперь это может и не пройти.
Обратный кульбит
В этой связи мы хотели бы привлечь внимание к нормативному акту главы государства, который на фоне горячки, вызванной отставкой Ахметова и назначением Масимова, прошел мимо внимания общественности.
Подписан он 25 декабря 2006 года, получил номер 229 и называется «О признании утратившим силу Указа Президента Казахской Советской Социалистической Республики от 28 августа 1991 года №408».
Вот его полное содержание: «ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Признать утратившим силу Указ Президента Казахской Советской Социалистической Республики от 28 августа 1991 года №408 «О недопустимости совмещения руководящих должностей в органах государственной власти и управления с должностями в политических партиях и иных общественно-политических объединениях». 2. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания».
Вряд ли Администрация президента просто так положила на подпись главе государства проект указа об отмене документа более чем пятнадцатилетней давности, а тот взял и подписал его. Обращает на себя внимание и дата – канун нового года, когда вся страна, от последнего бомжа до первых лиц, празднует самый любимый народный праздник.
И хотя в Конституции РК содержится запрет на совмещение партийных и государственных должностей, судя по всему, основной закон страны тоже будет меняться. Так что отмена Указа, с которого началась эта норма, – из той же колоды, что и объединение четырех ведущих проназарбаевских политических партий в «Нур Отан». Кто из нынешних государственных деятелей РК сможет возглавить эту партию? Только Нурсултан Абишевич!
На сегодняшний день ни в команде Тимура Кулибаева, ни в других группах нет человека, которого бы признали своим лидером люди, собравшиеся в руководстве «Нур Отана». Тот же Александр Павлов, Дарига Назарбаева и десятки других. Значит, основная пропрезидентская партия готовится под… нынешнего главу государства, а это означает, что он рассчитывает прожить как минимум еще несколько лет после 2013 года.
В свое время Назарбаев пересел в кабинет главы государства из кресла первого секретаря правящей тогда партии, совмещая в течение нескольких лет обе эти должности. Похоже, что в 2013 году (или, может быть, немного раньше) он планирует совершить обратный кульбит – в лидеры «Нур Отана», для чего и решил снять запрет на совмещение государственных и партийных должностей многолетней давности.
Поэтому назначение Карима Масимова премьер-министром следует расценивать не только и не столько как усиление роли и влияния среднего зятя президента, но и как переход на новый формат политического балансирования со стороны главы государства. Если раньше ему было достаточно приблизить к себе кого-то или, наоборот, отдалить, чтобы поддерживать политическое равновесие в системе, то теперь он вынужден строить более сложный механизм, когда исполнительной власти, возглавляемой правительством, будет противостоять представительная власть – парламент, контролируемый пропрезидентской политической партией.
Надо отдать должное Назарбаеву – он находит реальные и вполне адекватные выходы в ситуации, когда его вассалы настолько окрепли экономически, бюрократически и политически, что уже могут заблокировать любую не устраивающую их кандидатуру на ведущие должности в государстве. Действительно, если еще десять или даже пять лет назад Назарбаев мог назначить премьер-министром любого, и все подчинились бы его выбору, то в последнее время возможности президента существенно сократились.
Представим себе, что Назарбаев назначил бы премьер-министром того же Мусина прямо из кресла акима области – тот немедленно оказался бы заблокированным элитными группами и ничего не смог бы сделать из-за их противодействия. В этом смысле Карим Масимов – не самый плохой глава правительства, поскольку пользуется поддержкой влиятельной политической группы и способен разговаривать с парламентом. Тому же Джаксыбекову, учитывая его ограниченный опыт руководства экономикой и, мягко говоря, недипломатичность, пришлось бы намного тяжелее.
Таким образом, предположения, что Нурсултан Назарбаев выбрал Тимура Кулибаева своим политическим преемником, если не ошибочны, то преждевременны. Только когда в руках команды среднего зятя президента сосредоточатся три ведущие государственные должности – руководителя Администрации президента, премьер-министра и председателя Сената, можно будет говорить об этом.
Но для этого нужно, чтобы кто-кто из его команды пришел на эти места или тот же Адильбек Джаксыбеков вступил в союз с Кулибаевым-младшим. Но этого пока нет. И судя по тому, что спикером верхней палаты парламента стал Касымжомарт ТОКАЕВ, человек куда более близкий к самому президенту и его старшему зятю, нежели к среднему, не будет никогда. А на основании текущей расстановки ключевых кадров можно лишь предполагать, что Тимуру Аскаровичу Нурсултан Абишевич доверяет еще меньше, чем другим, хотя и признает его силу – иначе зачем ему так обкладывать нового премьера?
Тупиковый вариант
Теперь что касается причин смены премьер-министра. Несмотря на похвальные слова в адрес Даниала Ахметова со стороны президента, очевидно, что седьмой по счету глава казахстанского правительства не справился с поставленными перед ним задачами. Все-таки Даниал Кенжетаевич вышел из административной экономики. Собрать инвесторов и заставить их подписывать договоры с казахстанскими производителями он мог, а вот работать рыночными инструментами – уже нет.
Именно по этой причине ушедшее в отставку правительство увлекалось количественными вещами – насоздавало институтов развития, требовало освоения бюджетных средств, упуская эффективность их использования, никак не могло разобраться с инфляцией и вообще начинало путаться, как только речь заходила о чем-то более сложном, нежели дележка бюджетных средств между программами. Поняв это, президент поставил в затылок Ахметову более подготовленного Карима Масимова, возложив на него то, что оказалось не под силу премьер-министру, а потом выдвинул его на первый план.
К сожалению, общественность плохо знакома с экономическими воззрениями нового главы казахстанского правительства, хотя тот успел защитить докторскую диссертацию по экономике. В связи с этим возникают сомнения, освоил ли г-н Масимов макроэкономическую премудрость, что же касается микроэкономики – то его трудовой путь свидетельствует, что тут он проскочил мимо.
Между тем Нурсултан Абишевич возложил на него большие задачи.
Во-первых, вывести Казахстан в число 50 самых конкурентоспособных государств мира. Во-вторых, в рамках административной реформы внедрить новые методы и механизмы государственного планирования. В-третьих, повысить эффективность бюджетного планирования и вообще переориентировать систему управления на результат. В-четвертых, обеспечить устойчивое развитие регионов, причем по новой методике – через центры экономического роста. В-пятых, предложить пути развития накопительной пенсионной реформы. В-шестых, изменить систему образования, чтобы страна могла получать высокопрофессиональную рабочую силу, отвечающую требованиям глобальной экономики. В-седьмых, повысить качество государственного управления и государственных услуг. В-восьмых, улучшить систему корпоративного управления в государственном секторе экономики. В-девятых, реально диверсифицировать экономику.
Как мы видим, все вышеперечисленные задачи при всей своей масштабности и важности не выходят за рамки текущей социально-экономической политики Назарбаева, сформировавшейся за последние годы. Ее суть проистекает из общей концепции, которая не оглашается, но очевидна – управлять страной как закрытой корпорацией. Как следствие, главными направлениями видятся: усиление государственного сектора в экономике, совершенствование государственного управления на основе отработки процедур, перенос корпоративного подхода с отраслей на экономику регионов.
Между тем это тупиковый вариант. Не может быть конкурентоспособно государство, если не конкурентоспособны основные факторы его экономики: рабочая сила, капитал и менеджмент. Но это – предмет другого материала. Что же касается Карима Масимова, то, несмотря на все надежды, возлагаемые на него, он вряд ли сможет выйти за пределы, очерченные ему президентом. Но для выполнения роли главы правительства, ответственного перед парламентом и формируемого победившей политической партией, он подходит больше других кандидатов – молод, знает иностранные языки, умеет разговаривать с депутатами и гибок, как никто другой из кандидатов. В общем, самый подходящий актер на характерную роль.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |