Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
12.01.2007. Республика (Казахстан)
Ирина Сергеева
Президент сформировал правительство и, не отходя от трибуны, его построил
Самое долгоиграющее правительство Казахстана – правительство Даниала АХМЕТОВА – доработало до 8 января 2007 года. В этот день президент принял отставку прежнего премьера, и уже в среду, 10 января, парламент утвердил нового главу кабинета министров – Карима МАСИМОВА.
Нельзя сказать, что отставка правительства стала неожиданной. Равно как и кандидатура нового премьера. Этого ждали все и давно. К примеру, Даниала Ахметова кулуарная молва отправляла в отставку как минимум раз пять. А в последние полтора года примерно столько же раз на пост премьера коридорные сплетники назначали Масимова.
Человек-загадка с усами
Естественно, уже в понедельник на лентах информационных агентств появилась информация о предполагаемой кандидатуре на премьерский пост. Некие «информированные источники» единогласно утверждали – будет Масимов. Хотя официальные лица пытались сохранить конфиденциальность до «часа Х» – до совместного заседания палат парламента.
Даже депутаты – члены фракции партии «Нур Отан», после фракционного совета, прошедшего во вторник, где, собственно, и обсуждалась кандидатура нового премьера, не называли имя и обходились «наводящими комментариями», описывая будущего главу кабмина так: «Это известный нам всем человек с усами по имени Карим».
Кстати, именно эта характеристика вызвала саркастическое замечание президента. В среду на совместном заседании, уже представив кандидатуру премьера, Нурсултан НАЗАРБАЕВ заметил: «Спасибо, конечно, что вы не оглашали до того, как я об этом скажу. Но все совпадает, даже усы у него есть, как видите».
Более скупыми оказались «резулятивные» характеристики нового премьера. Карим Масимов давно известен как теневая фигура отечественной элиты. Назначение на премьерский пост света на эту тень не пролило. Президент, представляя своего избранника, охарактеризовал его как человека, имеющего «современные знания и хороший опыт управления». Депутаты старались ограничиваться общими замечаниями, вроде «давно знаем», «давно работали вместе», «умный», «толковый». В затруднении оказались и кулуарные сплетники, чьи комментарии ограничиваются, по сути, лишь одним замечанием: «Он хороший исполнитель».
Хорошо, но плохо
Фактически такую оценку президент дал работе прежнего правительства под руководством Даниала Ахметова. Выступая перед депутатами, он отметил, что «результаты работы были положительные, и в этом есть немалая заслуга Даниала Кенжетаевича», но затем почти сразу перешел к критике.
По мнению главы государства, «практически все утвержденные правительством программы содержат в качестве целевых показателей только объемы государственного финансирования». «Создается впечатление, что стремление получить как можно больше средств и является основной задачей их разработки», – подчеркнул президент.
В правительственные программы не включаются целевые показатели эффективности и результативности, такие как определенный процент снижения уровня заболеваемости, роста безопасности на дорогах, улучшение образования, услуг, ввод конкретных объектов, создание рабочих мест и так далее. Более того – нет конкретных персон, отвечающих за результаты программ. Нет четкого контроля за расходованием бюджетных средств, планирование бюджетных расходов недостаточно прозрачно, а обоснованность объемов государственных закупок, равно как и паспорта бюджетных программ носят «формальный характер». «Содержащиеся в них показатели, на достижение которых выделяются государственные средства, являются не результатами работы госорганов, а только объемами финансирования», – заявил Назарбаев.
Стоит отметить: раньше при сменах правительства такого не было. Президент всегда давал положительные оценки и советовал новому кабмину соблюдать преемственность. Хотя справедливости ради нельзя не сказать, что перечисленные главой государства минусы в правительственной работе касаются не только «правительства Ахметова», но и всех составов отечественного кабмина.
С другой стороны, президент объяснил, что смена правительства продиктована его «желанием привлечь на работу в правительство новое поколение управленцев». «Для решения сказанных мной в краткой форме новых, сложных задач прежде всего нужна преемственность, нужны новые кадры, новая энергия и знания», – так объяснил Назарбаев отставку старого кабинета.
Что делать кабмину
Видимо, для того чтобы новое правительство не металось от одной проблемы к другой, президент сразу огласил четкий перечень приоритетных задач, которые правительство должно поставить «во главу угла». Это административная реформа, реформирование экономики, решение социальных задач.
В частности, новому правительству необходимо внедрить новые методы и механизмы государственного планирования. Прежде всего, по мнению Нурсултана Назарбаева, «следует отказаться от утверждения большого количества отраслевых программ на уровне правительства и передать ответственность самим государственным органам и решать проблемы текущего бюджета».
Естественно, нужно повысить эффективность бюджетного планирования и объективность формирования текущих и капитальных расходов госорганов. «Не должно быть никаких секретов в том, что касается распределения государственных ресурсов: как, на какие цели, в каких объемах выделяются деньги налогоплательщиков. Тогда и будет меньше коррупции и отвлечения средств не по назначению», - убежден Назарбаев.
Говоря об экономическом развитии, естественно, с учетом глобальной задачи – войти в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, - президент рекомендовал обратить особое внимание на региональное развитие:
- Мы должны определить регионы, которые более других способны развиваться, и на их основе сформировать «точки роста». В Казахстане необходимо определить центры экономического роста – региональных лидеров и обеспечить управление этим процессом со стороны государств. Новое правительство и акимы областей должны внести конкретные предложения по размещению промышленных предприятий и индустриальных зон в этих центрах с учетом наших планов по развитию индустрии, торговли и высоких технологий.
В социальной сфере правительству рекомендовано разработать предложения по развитию накопительной пенсионной системы и совершенствованию системы адресной социальной помощи. Последняя должна затрагивать только действительно нуждающихся, и основной ориентир здесь – создание новых рабочих мест.
Сильный «акцент» должен быть сделан на дошкольное, среднее и профессионально-техническое образование. Нужно совершенствовать и образование высшее, которое, по мнению президента, «остается нетронутым с советских времен». «Пора перестать штамповать липовых кандидатов и докторов наук», - подчеркнул он, отметив, что «усилия должны быть направлены на подготовку современной высокопрофессиональной рабочей силы, отвечающей требованиям глобальной экономики».
Конечно, в числе приоритетов правительства остается жилищный вопрос. Проблема недорогого жилья должна быть решена, для чего нужно усовершенствовать программу жилищного строительства.
В центре внимания оказался и земельный вопрос. Проблемы в этой сфере, хоть и кратко, но наконец-то нашли отражение в словах президента:
- На рынке земли нужно навести порядок и установить понятные всем критерии и правила. Я получаю немало сигналов о том, что продажа земли превратилась в систему незаконного личного обогащения чиновников в некоторых регионах страны, - заявил Назарбаев.
В целом, задачи, как и проблемы, озвученные президентом, не новы. Они известны давно и всем, в том числе и правительству, но почему-то до сих пор так и не решаются.
Оправдаются ли надежды?
Новый премьер-министр, утвержденный парламентом единогласно, обещал надежды оправдать и задачи выполнить. По его словам, приоритетными стратегическими целями для правительства станут «реализация административной реформы и повышение производительности экономики, прежде всего в несырьевом секторе». А «для обеспечения долгосрочного высокого уровня и прорывного характера экономики правительство должно начать второй этап структурных реформ».
Своим вниманием Карим Масимов обещал охватить буквально все сферы жизни и развития страны. Все планы и действия будут согласовываться с депутатами. И, конечно, курс президента будет главным для кабинета министров.
- Еще раз заверяю, что я приложу все свои силы, чтобы оправдать ваше высокое доверие, - сказал растроганный Масимов президенту. - Я был, есть и останусь вашим верным помощником.
Правда, какими путями правительство будет добиваться поставленных президентом задач, новый премьер-министр так и не объяснил. Депутаты спрашивали, что он намерен делать для повышения конкурентоспособности страны, по изменению работы государственных органов. Карим Масимов в ответ заявлял, что «видение путей решения» у него имеется, и в программе действий правительства все это найдет отражение. Сама программа будет представлена в парламент через месяц.
К слову, такие ответы для нового премьера – старая добрая традиция. А среди столичных журналистов Карим Масимов давно известен как человек, крайне редко дающий конкретные ответы. Как правило, все его комментарии отличаются особой пространностью.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |