Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
09.01.2007. Моя столица (Киргизия)
Елена Скородумова
Первое пленарное заседание в новом году депутаты Жогорку Кенеша начали вчера так, будто не было и нет противостояния между ветвями власти, а угроза роспуска парламента осталась в прошлом политическом сезоне. Но внешнее спокойствие, как оказалось, - это не более чем ширма. И палата вновь готовится к возможным битвам с оппонентами из "Белого дома".
Во всяком случае, вчера законотворцы активно обсуждали возможные повороты на заседании Совета безопасности, которое намечено на среду, и не исключали вероятности, что вопрос о дальнейшей их судьбе вновь встанет во всей остроте. Как рассказал журналистам вице–торага Кубанычбек Исабеков, вполне возможно, что Совет безопасности все же примет определенное решение, и, может статься, оно будет не в пользу парламента.
- Впрочем, любое решение, принятое на заседании Совбеза, не будет легитимным, поскольку большинство членов его являются исполняющими обязанности, - считает К. Исабеков. - Так что оно будет носить рекомендательный характер. В любом случае последнее слово останется за президентом.
- Имелся соответствующий проект решения Совбеза, - заметил спикер Марат Султанов. - Но после того как 30 декабря мы приняли новую Конституцию и сняли существующие проблемы, а также устранили противоречия, этот проект потерял всякий смысл. Президент предложил вынести решение на этот счет после новогодних праздников. Но, на мой взгляд, для роспуска Жогорку Кенеша оснований нет.
М.Султанов также рассказал, что теперь механизм для формирования нового правительства Кыргызстана и его легитимной работы разработан и, что называется, готов к употреблению. По представлению премьер–министра республики президент назначает членов правительства и глав местных органов власти. Кроме того, 30 декабря были исправлены некоторые неточности и перераспределена часть полномочий. До этого в Конституции ничего не говорилось о полномочиях президента Кыргызстана при назначении глав местных органов - губернаторов и акимов. Теперь эта глава закреплена в Конституции. Сделано это для того, чтобы каждый раз не приводить страну к нестабильности и была ясность при формировании исполнительной ветви власти.
За парламентом тянется шлейф не завершенных с прошлого года дел. Дамокловым мечом висит целый блок экономических вопросов - это и вступление в программу HIPC, и исполнение бюджетов за 2005-2006 годы, и государственный бюджет–2007, и судьба энергетического сектора. Но депутаты склоняются к тому, чтобы не рассматривать их, пока не будет принята новая структура правительства.
- Мы ожидаем, что уже на следующей неделе на обсуждение палаты будет внесена кандидатура премьер–министра и структура правительства, - рассказал Марат Султанов. - И после их утверждения мы начнем обсуждать первоочередные экономические вопросы. А на этой неделе мы рассмотрим те проекты законов, которые предлагают депутаты. Это законы о гражданстве, поправки в Уголовный кодекс, нужно обсудить и возражения президента, а также ратифицировать ряд международных договоров.
Депутатский корпус считает, что защищать законы по экономическому блоку должно полноценное правительство, а не исполняющие обязанности министры. Хотя Алишер Сабиров вчера на заседании заявил, что было бы лучше, если бы по экономическому блоку отчитывалось нынешнее правительство:
- Надо спрашивать именно с них. Ведь многие министры наверняка войдут в новое правительство.Иса Омуркулов поддержал эту точку зрения, добавив: "Руководители в государстве меняются, а отчетов о проделанной работе нет". Есть вопросы к кабинету министров и у Кубанычбека Исабекова. Он, например, намерен спросить, как было израсходовано более двух миллиардов сомов, которые поступили в казну в виде таможенных пошлин и других сборов. По его мнению, здесь есть немало тайн, которые нужно предать гласности. Однако Марат Султанов посчитал, что оценку всем действиям нужно давать только тогда, когда члены правительства будут представлены и утверждены Жогорку Кенешем.
Как бы там ни было, очевидно, что нардепы имеют зуб на правительство. Хотя некоторые, в частности К. Исабеков, убеждены, что один из оптимальных вариантов выхода из нынешней непростой ситуации - это… отзыв отставки правительства. То есть глава государства аннулирует указ об отставке кабинета министров и правительство продолжит работу как ни в чем не бывало. Правда, таких прецедентов в истории Кыргызстана не было, но за чем дело стало?
Ну как быть с новой, точнее, новейшей Конституцией, на которую постоянно ссылаются народные избранники? Ведь документ еще не подписан. По мнению депутатов, Курманбек Бакиев должен подписать ее в течение двух недель. Такова конституционная норма, и президент не должен затягивать. Правда, парламент не исключает, что на главу государства оказывают давление представители неправительственного сектора, которые выступают против подписания этой редакции Основного закона.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |