Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
15.01.2007.Страна.ru
Иван Преображенский, Анна Щекин-Кротова
Прямая либо скрытая поддержка белорусской экономики Россией "будет продолжаться на протяжении длительного времени, хотя, начиная с этого года, она значительно сокращается", - отметил Владимир Путин в понедельник на встрече с членами правительства. "Это 5,8 млрд долларов только на энергоносители, это поддержка белорусской экономики в 2007 году", - уточнил президент. Учитывая дискуссии, которые развернулись в последние недели вокруг российско-белорусских отношений, Страна.Ru задала вопрос российским политикам и политологам: свидетельствует ли более жесткий тон в отношении Минска, что Москва пересматривает свое участие в проекте Союзного государства, или объявленная президентом "поддержка белорусской экономики" по-прежнему означает, что Белоруссия остается нашим "партнером номер один" на постсоветском пространстве?
Константин Косачев, глава комитета Госдумы по международным делам:
- Последние дискуссии имели оздоравливающий эффект для развития российско-белорусских отношений, включая создание союзного государства. Этот проект, безусловно, сохраняет свою актуальность, иначе, как мне представляется, никаких скидок нашим белорусским партнерам предоставлено бы не было ни по каким параметрам.
С другой стороны, эта ситуация совершенно четко выявила неприемлемость для России положения, когда под лозунгами создания союзного государства Россию продолжают в одностороннем порядке просто доить. И те компромиссы, которые найдены, они эту тему значительным образом расчищают. Как известно, предполагается отмена как минимум четырех десятков указов президента Белоруссии и двух десятков постановлений правительства Белоруссии, которые так или иначе носили дискриминационный характер для российских предприятий. И это очень хорошо.
А дальше мы будем к этой теме возвращаться, я надеюсь, на регулярной основе. Проведена своего рода инвентаризация наших торгово-экономических отношений, включая юридическую составляющую, и чем чаще мы будем ее повторять, тем лучше.
Константин Затулин, член комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, директор Института стран СНГ:
- Я думаю, что сегодняшнее выступление Путина является неизбежным откликом на вчерашнюю речь Александра Лукашенко. Эта речь, которая поначалу казалась примирительной, сегодня при прочтении всего текста, к сожалению, вызвала у меня впечатление, что президент Белоруссии очень неуклюже, по слоновьи выходит из конфликта по нефти и газу с Россией. Он не закрывает тему, а возвращает нас к полемике об истоках этого кризиса. Путин сегодня фактически подтвердил, что Белоруссия остается в положении дотируемого. И в этом положении Лукашенко пиарит себя, задевая разные, порой очень деликатные струны во взаимоотношениях и подвергая необоснованной критике проекты, которые разрабатываются в России, которая является спонсором белорусской экономики.
Я обращаю внимание на совершенно невозможные высказывания президента Лукашенко о проекте Североевропейского газопровода. Не говоря о том, что президент наговорил глупостей по поводу боеприпасов на дне Балтийского моря, я бы сказал, что ни к лицу Лукашенко хвалиться тем, что российское население поддержало его, а не президента РФ. А он прямо об этом сказал, о том, что "россияне не поддержали свое руководство в российско-белорусском конфликте". На самом деле, очевидно, что существуют проблемы в строительстве Союзного государства, эти проблемы не сняты новыми нефтяными и газовыми договоренностями, и они нуждаются в решении. Президент Республики Беларусь довольно примитивно пытался противопоставить позицию и политику России позиции и политике США и Евросоюза. Лукашенко, который рассуждает о том, насколько хорош подход со стороны США и Европы, крайне неубедителен.
Судя по всему, бороться и воевать президент Белоруссии научился, а мириться и договариваться он как не умел, так и не умеет. По тексту выступления Лукашенко рассыпаны тезисы, которые не соответствуют ни хронологии, ни логике. Это не речь союзника. Это речь человека, который пытается, с одной стороны, сгладить ситуацию для внутреннего потребления, с другой стороны, хочет любой ценой выглядеть победителем, справить по каждому поводу триумф, унизив тех, кто пошел ему навстречу.
Кирилл Коктыш, член совета Ассоциации политических экспертов и консультантов, доцент МГИМО:
- Россия ввела далеко не жесткие цены на переходный период, в то же время она пресекла возможности для спекуляции российской нефтью и ее перепродажи, но в то же время обеспечила для собственно белорусских потребностей очень льготные цены на нефть. То есть, 53 доллара это без малого в 4 раза меньше, чем та пошлина, которую Москва намеревалась поставить и которая приходится на все вывозимые из России нефтепродукты. Что касается газа, то это тоже немного. Если считать те деньги, которые Москва заплатит за "Белтрансгаз", то цена за 1000 кубометров получается около 80 с небольшим долларов, что также явно является дотированием белорусской экономики. То есть Россия предоставила Минску возможность на льготных условиях перейти в ближайшее время на рыночные взаимоотношения. Путин в своем ответе на прозвучавшие накануне заявления Лукашенко, явно выразил надежду, что интеграция двух стран продолжится. Причем интеграция по российскому варианту - через экономику.
Несмотря даже на то, что, на мой взгляд, такой вариант интеграции никак не может реализоваться при Александре Лукашенко. В Белоруссии был и продолжает оставаться доминирующим подход, требующий вначале политического объединения и лишь затем экономической интеграции. Причем сам Лукашенко требует очень странной государственной формы объединения. В своем заявлении, сделанном в воскресенье, он еще раз подчеркнул, что хотел бы сохранить суверенитет Белоруссии, то есть создать с Россией конфедерацию при том, что самому ему бы хотелось, фактически, получить возможность избираться на пост президента России - иначе зачем предложение совместить в 2008 году выборы президентов России и Союза? Так что в своем ответе Путин показывает Лукашенко тот единственный путь, по которому могут развиваться интеграционные процессы.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |