Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Предлагаемая вниманию читателя статья не ставит целью всестороннего анализа заявленной проблемы, а лишь освещает, на основе материалов социологических опросов, её некоторые аспекты. В частности, были использованы отчеты по результатам двух социологических обследований общественного мнения жителей Кыргызской Республики, выполненных по заказу Киргизско-Российского Славянского Университета. В первом из них, проводившемся в ноябре 2005 года социологической службой «Социнформбюро» выявлялось отношение населения страны к различным видам иностранного присутствия в Кыргызстане. В 2006 году общественным фондом Эгалите было осуществлено экспресс–исследование на тему «Школа: проблемы и последствия». Также использованы материалы социологического опроса, проведенного в сентябре 2006 году по заказу филиала Фонда развития «Институт Евразийских исследований» в Кыргызской Республике на тему «Языковые предпочтения граждан Кыргызстана», выполненного Центром изучения общественного мнения «Эл – Пикир».
14.01. 2007, http://www.analitika.org
Для начала следует отметить, что для Кыргызстана, больше чем для какой – либо иной части Центральной Азии, на протяжении прошлого века была присуща не только пестрота этнонациональной картины, но и традиционно значительный удельный вес русских в общей численности населения страны. Так, в 1989 году доля русских в населении Кыргызстана составляла 21,5%, Туркмении 9,5%, Узбекистана 8,4%, Таджикистана 7,8%. Это явилось следствием осваивания за счет переселенцев из России вновь присоединенных земель, явившихся форпостом империи, а впоследствии и результатом переселенческой политики царизма. В итоге, уже с конца 19 века в мононациональном ранее обществе, представленном кыргызами, с появлением многочисленного русского населения, сложилась новая этнонациональная ситуация, связанная с совместным проживанием этих этносов. Помимо языковой разницы, для неё были присущи процессы, характерные для Центральной Азии в целом, начиная со второй половины 19 века. «Резко дифференцированным, рельефным выглядит её геокультурное пространство : сталкиваются, переплетаются и сосуществуют совершенно различные вероисповедания, культурные и ценностные установки, даже глубинные психологические структуры восприятия и функционирования картин мира». Следует отметить, что в регионе разность культур и менталитетов различных народов, соприкосновение их поведенческих стереотипов, имеющих различные этнокультурные основы играли важную роль на протяжении всего времени их совместного проживания. Более того, следует отметить, что сохранилось укорененное в их психике деление на «мы» и «они» с трудно преодолимой границей между ними. Каждая культура и менталитет замыкаются в отдельном «мы» и создать общее «мы» пока что в обозримом будущем, видимо, не представляется возможным. Указанные выше обстоятельства оказывали всегда и продолжают оказывать и в наши дни существенное воздействие на отношения между русскими и кыргызами.
До конца 90х годов прошлого века русские в Кыргызстане были второй по численности после кыргызов национальной группой. Однако, их преобладание в оттоке населения, начиная с 1990 го и по 1999 годы оставившем 62% от общей численности покинувших республику, привело к тому, что их доля в общей численности населения, за указанные годы по данным Первой Национальной переписи Кыргызстана сократилась с 21,5% до 12,5%. В результате, они оказались отодвинутыми с традиционного второго места, а в структуре населения страны произошли изменения, характеризующиеся значительным, почти в два раза, сокращением численности представителей русского этноса. По сути дела, во второй раз в 20 веке, после получения Кыргызстаном независимости, сложилась новая этнодемографическая ситуация, характеризующаяся оттоком русскоязычного населения и возрастанием численности и роли в жизни общества и государства представителей титульной нации. Подобные процессы были характерны и для всех государств региона, прежде всего для городских центров. Прежде в основном, русскоязычном населении городов (так, например, в 1999 году 67%русских жителей Кыргызстана проживали в столице страны Бишкеке) стали преобладать представители титульной нации. Это явилось результатом массовой эмиграции русскоязычных а также высокого уровня внутренней миграции, в ходе которой сельские жители переселялись в города в поисках жилья и пропитания. К примеру, численность населения столицы Кыргызстана - города Бишкека, несмотря на массовый исход русскоязычного населения, за последние 10 лет выросло более чем в два раза. За годы суверенного существования в Кыргызстане шли процессы, приведшие к явному преобладанию представителей титульной нации во властных структурах и в составе интеллектуальной элиты городов. « Усиление на постсоветском пространстве политических позиций наций – констатирует один из авторов – давших название независимым государствам, слабое знание русским населением государственного языка и, наконец, обстановка психологического дискомфорта, испытываемого в этих условиях представителями русской нации в значительной степени ослабили их позиции в общественно – политической системе региона».
В свете новой этнодемографической ситуации возникает немало вопросов, требующих ответа. Каким образом ведут себя представители русской диаспоры в новых условиях? Как они воспринимают новую ситуацию, в которой они оказались? Как относятся к России и как Россия относится к ним? Все это чрезвычайно важные вопросы для понимания положения русских в Кыргызстане в начале 21 века. Основной их массе живется объективно трудно из – за низких пенсий, трудностей с работой, вызванной сокращением рабочих мест, недостаточными возможностями занимать руководящие должности из – за незнания кыргызского языка.
Россия остается стратегическим союзником Кыргызстана видимо и на перспективу. Тем не менее, это не должно создавать иллюзий об особом положении в нём русских. Процессы нациегенеза, возрастания роли основного этноса в экономической и политической областях страны будут продолжаться и это обстоятельство следует принимать как должное и не делать из него трагедии. Перемены неизбежны, они будут продолжаться. Другое дело, что надо не переходить ту грань, за которой действительно начинается дискриминация русских и русского языка в Кыргызстане. Это особенно важно с учетом новой иммиграционной политики России по отношению к соотечественникам. Президент Российской Федерации В.Путин, выступая 24 октября 2006 года на Всемирном конгрессе соотечественников отметил: « Должен сразу сказать, что взаимодействие с диаспорой, поддержка и защита прав соотечественников является одним из наших национальных приоритетов, и такой подход продиктован логикой развития нашей страны. Чем сильнее, чем успешнее Россия, тем более тесными становятся наши контакты с диаспорой за рубежом, и конечно, тем мощнее и влиятельнее голос наших соотечественников за границей»
В связи с вышесказанным представляют интерес результаты социологического обследования, посвященного иностранному присутствию в Кыргызстане. Они дают возможность составить представление об отношении его жителей к России, её месту в их жизни.
Результаты социологического исследования, свидетельствуют о том, что большинство кыргызстанцев в качестве главного союзника по-прежнему рассматривают Россию. При определении общественного мнения по вопросу о степени положительного влияния иностранного присутствия в Кыргызской Республике именно Россия заняла ведущие позиции. Особенно ярко это выражено в экономической и военной сферах. На вопрос о том, какое влияние в целом на Кыргызстан оказывают иностранные государства, ответы в пользу России составили более 90%.
В ответах на вопрос «Присутствие каких государств в Кыргызстане желательно расширить в будущем?» тезис партнерства с Россией также доминирует. При этом, безоговорочным лидерство России является в экономической и военной сферах сотрудничества.
На вопрос «Поддерживаете ли Вы размещение российской военно-воздушной базы в Канте?» число ответов «Да» и «Скорее да, чем нет» составило 91,1%. На аналогичный вопрос о пребывании в Кыргызской Республике американской военной базы сумма положительных ответов составила около 40%.
Интересны ответы кыргызстанцев на вопрос «Какой эффект для Кыргызстана имеют действия, предпринятые в рамках международной кампании против терроризма в Афганистане, возглавляемой США?». Лишь 10,9% кыргызстанцев считают, что произошло снижение вероятности террористической угрозы и укрепление безопасности Кыргызстана. Более 37% опрошенных полагают, что угроза терроризма и нестабильности наоборот возросла и, что США в Афганистане решают задачи, не отвечающие интересам Кыргызской Республики и мало связанные с борьбой против терроризма. Почти 28% респондентов считают, что увеличился объем производимых в Афганистане и перевозимых через её территорию наркотиков.
Общая оценка кыргызстанцами уровня гуманитарного сотрудничества такова, что Россия незначительно опережает США (49,7% против 47,9%). В перспективах расширения гуманитарного сотрудничества Россия также лидирует, но эти позиции уже значительно слабее (в отличие от перспектив в экономической и военной сферах) – 56,6% в целом по республике. Более того, в общественном сознании населения Иссык-кульской и Нарынской областей незначительное предпочтение в сфере гуманитарного сотрудничества отдается США, а не России. С таким же незначительным преимуществом выбор в пользу России делают жители Жалалабатской и Баткенской областей, где в среднем разрыв между Россией и США составляет 3-5%.
Оценивая уровень гуманитарного сотрудничества, необходимо иметь в виду, что определенная часть кыргызстанцев, по всей видимости, имеет примитивное представление об этом виде сотрудничества, рассматривая его исключительно как гуманитарную помощь в виде продуктов питания, медикаментов и одежды. Многими респондентами не рассматриваются культурное и образовательное направления гуманитарного сотрудничества.
Какие выводы можно сделать по результатам проведенного социологического исследования? Основным позитивным моментом является то, что в настоящее время Россия по-прежнему рассматривается населением страны главным союзником Кыргызстана и перспективы дальнейшего сотрудничества с ней поддерживаются значительным большинством кыргызстанцев.
Такие результаты связаны с тем, что для большинства его жителей Россия остается традиционным другом, с которым исторически сложились очень близкие отношения. В сознании людей крепки воспоминания совместного проживания в составе одного великого государства – СССР. Очень многие кыргызстанцы, в основном старших поколений, обучались в России. В Кыргызстане по-прежнему остается многочисленной русскоязычная диаспора. Именно сохраняющиеся связи дают кыргызстанцам надежду на действенную разностороннюю помощь со стороны России.
Однако, не смотря на общую положительную оценку влияния России, проведенный социологический опрос продемонстрировал, что в общественном сознании присутствуют тенденции, способные, рано или поздно, негативно отразиться на уровне сотрудничества КР и РФ.
В частности, с точки зрения опрошенных респондентов второе место по степени присутствия в Кыргызстане во всех сферах вслед за Россией занимают США. Причем, если в экономической и военной сферах преимущество России значительное, то в гуманитарной сфере преимущество России перед США не столь существенно.
Результаты соцопроса показали, что за неполные 15 лет существования независимого Кыргызстана США смогли завоевать доверие у немалой части кыргызстанцев. Важно то, что это удалось осуществить государству далекому от Кыргызстана географически, не имеющему с ним никаких исторических связей, с системой иных духовных и идеологических ценностей.
Данный факт не может не вызывать беспокойства, так как при сохранении подобных тенденций влияние России в Кыргызстане будет постепенно снижаться.
Скорее всего, причина столь скорой переориентации определенной части граждан Кыргызской Республики во взглядах на иностранное присутствие (с России на США) кроется в разнице подходов этих стран к вопросу о выстраивании отношений с Кыргызстаном и его жителями.
Соединенные Штаты с начала 90-х годов прошлого века стремились к активному завоеванию позиций в общественном сознании его граждан. С момента приобретения Кыргызстаном суверенитета США запустили в действие давно опробованную в других странах методику. Кыргызстану предоставляются кредиты и гранты, оказывается разносторонняя гуманитарная помощь. Между Кыргызской Республикой и США налаживаются активные контакты в военной, военно-технической и других сферах. При этом, официальный Вашингтон основные усилия направил не только на развитие связей с органами государственного управления Кыргызстана, но и на работу с гражданским сектором.
Официальные и неправительственные структуры США, открывая региональные представительства и развивая сеть различных НПО, охватили все регионы Кыргызстана. Эти структуры на протяжении нескольких лет проводят активную работу с различными слоями населения, сосредотачиваясь на наиболее актуальных сферах жизнедеятельности страны и ее граждан.
В частности, американское посольство активно сотрудничает с офисом Национального демократического института (NDI) и тесно работает с его региональными структурами – Информационными центрами демократии (ИЦД). Кроме того, непосредственно через посольство реализуются программы USAID, также охватывающие широкие сферы жизнедеятельности граждан КР во всех регионах республики.
Таким образом, США имеют возможность непосредственно влиять на формирование общественного мнения кыргызстанцев в свою пользу.
Существенно также и то, что американцы успешно работают с наиболее популярными местными электронными и печатными СМИ, предоставляя им техническую, финансовую и иную помощь. Закономерно, что эти же СМИ активно используются американцами для широкого освещения всех своих начинаний в Кыргызстане.
Суть в том, что основная работа, проводимая в этом плане посольством США, а также многочисленными американскими неправительственными организациями, направлена не только на государственный аппарат , но и на общественность Кыргызстана.
Россия, после распада СССР, находясь в состоянии социально-политической и экономической нестабильности, не могла предпринимать каких-либо существенных шагов для сохранения своих позиций в Кыргызстане.
В настоящее время окрепшая в политическом и экономическом отношении Россия вновь заинтересована в укреплении и расширении своего присутствия в Кыргызстане. Но, на наш взгляд, те меры, которые сейчас принимаются для этого, не позволяют в полной мере достичь целей. Дело в том, что в большей степени это происходит формально, на официальном правительственном уровне, когда в процесс включены лишь государственные структуры обоих государств. В этой связи, простые граждане остаются вне политики, проводимой официальными российскими и кыргызстанскими властями. И если бы не сохранение между гражданами Кыргызстана и России прежних неофициальных связей - родственных, дружеских, деловых и других, то положение в сфере кыргызско-российского сотрудничества уже давно было бы намного хуже.
Безусловно, необходимо учитывать то, что официальный Вашингтон, организуя деятельность своих структур в Кыргызстане, располагает значительными финансовыми ресурсами. Но вместе с тем, наличие большего числа точек соприкосновения с Кыргызстаном позволяет России работать в республике намного эффективнее.
С учетом изложенного, целесообразно основные усилия сосредоточить на корректировке действий, направленных на расширение присутствия России во всех сферах жизнедеятельности населения Кыргызской Республики, а также на обеспечении соответствующей поддержки данных усилий. При этом, естественно, что в свете сложившихся сейчас в Кыргызстане политических и социально-экономических условий речь не идет о прямом противодействии влиянию США.
В продвижении интересов России важнейшую роль должны играть официальные структуры, в первую очередь, посольство Российской Федерации в Кыргызстане. Но на протяжении нескольких лет роль российского дипломатического представительства в этом плане не выразительна. Многие мероприятия, проводимые под эгидой посольства России, носят формальный характер и ориентированы в основном на официальные структуры КР. Деятельность российского посольства, как правило, не направлена на простых кыргызстанцев и слабо представлена в регионах.
Мероприятия, проводимые в рамках сотрудничества Кыргызстана с Россией, освещаются не последовательно, в основном через мало популярные официальные средства массовой информации. Информационная политика пророссийского характера, как правило, не презентабельна и неинтересна для кыргызстанцев.
Именно в этом плане проигрывает и военное направление сотрудничества Кыргызстана с Россией. К примеру, большинство наших граждан знает, что в Канте размещена база российских ВВС, но многие не знают каковы ее задачи. Кыргызстанцы не осведомлены о том, кто командует этой базой и, что она входит в состав КСБР, функционирующих в рамках Организации ДКБ.
Военно-воздушная база ВВС США в аэропорту «Манас», напротив, с самого начала своего функционирования демонстрирует открытость. Довольно часто материалы о ней появляются в кыргызстанских СМИ. Особенно активно освещалась деятельность базы ВВС США в период ее развертывания.
Ежегодно российские военные ВУЗы заканчивают сотни офицеров-кыргызстанцев. Но в российских и кыргызстанских СМИ редко освещаются эти события. В то же время, с подачи американцев, в наших СМИ в обязательном порядке появляются репортажи о направлении на обучение в США 2-3 кыргызских военнослужащих или об очередном поступлении американского военного обмундирования.
Думаем, что нет необходимости говорить о степени влияния на общественное сознание средств массовой информации. Но именно это направление зачастую игнорируется, хотя поводов для освещения в СМИ в рамках кыргызско-российского сотрудничества достаточно много.
Результаты социологического исследования показали, что уровень гуманитарного сотрудничества между Кыргызстаном и Россией значительно отстает от экономического и военного. Возможно, это говорит о том, что уровень интереса кыргызстанцев к культурному, образовательному и духовному сотрудничеству с Россией снижается. В этой связи, назрела необходимость в активизации этого направления взаимодействия между нашими странами, а также в его расширении.
На наш взгляд, и Кыргызстаном и Россией упущены из внимания несколько важных линий потенциального сотрудничества. В частности, из поля зрения упущен фактор религиозного сотрудничества. Во внимание не берется то, что более 15 миллионов россиян являются носителями ислама, а значит и для них и для кыргызстанцев-мусульман существует одна, но очень существенная точка соприкосновения. Для правительственных структур Кыргызстана и России это тоже представляет интерес, особенно в связи с существованием для наших стран угрозы религиозного экстремизма.
Еще одним актуальным направлением деятельности, которое представляет для Кыргызстана и России обоюдный интерес является трудовая миграция наших граждан в РФ. Кыргызстан должен быть заинтересован в облегчении порядка пребывания на территории РФ своих граждан, сотни тысяч которых обеспечивают свои семьи на родине. Россия же заинтересована в дополнительных трудовых ресурсах.
Таким образом, с учетом изложенного целесообразно отметить, что сотрудничество Кыргызстана и России воспринимается кыргызстанцами как одно из обязательных условий, способных обеспечить в ближайшей перспективе процветание своей страны. Изучение общественного мнения показывает, что для укрепления и развития такого сотрудничества есть значительный потенциал, который необходимо грамотно и эффективно использовать.
Ещё одна проблема, привлекающая к себе пристальное внимание, связана со статусом русского языка в Кыргызстане.
Выступая на Всемирном конгрессе соотечественников, В.Путин сказал: «Одна из самых значимых и острых на сегодня тем – это сохранение, развитие и обучение русскому языку. Сохранение русскоязычного пространства – один из приоритетных вопросов нашего с вами взаимодействия. Нас тревожит, что в ряде стран идет демонтаж системы образования на русском языке. Рассчитываем, что страны бывшего Советского Союза будут укреплять свои национальные языки, что вполне естественно. Но в то же время мы рассчитываем, что в этих странах будут оказывать поддержку развитию русского языка как общего нашего достояния со времен Советского Союза, как естественной базы для сотрудничества, для развития отношений и дружбы между народами бывшего Советского Союза».
Реалии этого процесса в государствах региона отличаются значительным разнообразием. Объединяющим эти процессы следует считать с одной стороны расширение масштабов применения национальных языков, а с другой стремление учесть роль и значение русского языка. К примеру, Президент Казахстана Н. Назарбаев, выступая в октябре 2006 года на 12 сессии Ассамблее народов Казахстана, заявил: «Молодежь в Казахстане должна знать: без знания государственного языка работать в государственных органах, сфере услуг, правоохранительных органах или судебной сфере будет невозможно». Но в тоже время он отметил: «Можно осуждать методы, которыми прививался русский язык в Казахстане весь 20 век. Но нельзя из-за этого отказываться от массового знания русского языка казахами. Вопрос в том, что массовое владение одним из международных языков, каким является русский, миллионами казахов, есть фактор, расширяющий информационные горизонты в современном мире. В обозримом будущем русский язык будет оставаться фактором нашей конкурентоспособности». Следует иметь в виду, что до 1989 года русское население Кыргызстана жило в условиях «языкового комфорта», созданного искусственно за годы советской власти. Его следствием, например, стало то, что в Бишкеке, городе с полумиллионным населением, была единственная школа, в которой преподавание полностью велось на кыргызском языке. Перекосы подобного рода начали исправляться после получения страной независимости.
Ситуация в языковой сфере, сложившаяся на сегодняшний день, нашла отражение в опросе «Языковые предпочтения граждан Кыргызстана», проведенном среди жителей Чуйской, Ошской, Жалалабатской и Баткенской областей Центром изучения общественного мнения «Эл – Пикир» в октябре 2006 года по заказу филиала Фонда развития «Институт Евразийских Исследований» в Кыргызской Республике.
Прежде всего, следует отметить, что предпочтение русскому языку отдают представители национальных меньшинств. От 20% до 75% респондентов из их числа считают русский язык родным, 68% используют русский язык в различных сферах. Неплохими позициями он обладает и в целом по стране. Русский язык занял первое место после родного языка почти у половины опрошенных, в то время как английский язык всего 4,5%. В целом, 48% опрошенных считают, что для них важнее всего, для жизни и работы в Кыргызстане изучать кыргызский язык и 40% - русский. Кроме того, следует отметить интересную тенденцию, заключающуюся в том, что число желающих обучаться в школах и вузах на кыргызском языке заметно сокращается в пользу обучения на русском языке. Интересно озвучить мнение по этому поводу одного из респондентов. Он сказал: «Мы, кыргызы, приехали их Ошской области год назад. Моя дочь не знает русского языка. Я ходил к директору школы и настоял, чтобы её взяли не в кыргызский класс, а в русский. Если она будет знать не только кыргызский, но и русский, а ещё лучше английский,то у неё будет шанс стать высокообразованным человеком. Потом она сможет работать не только в Кыргызстане, но и в России и во всем мире». Население четырёх областей ощущает перспективность изучения русского языка, связанную с возможностью поступления в российские вузы, успешности трудовой миграции продвижения по службе, успешности своего бизнеса. 90% опрошенных считают, что русский язык важно знать для того, чтобы нормально жить и работать в Кыргызстане. По мнению одного из респондентов: « Как можно получить хорошее образование даже у нас в стране, если ты не знаешь или не хочешь изучать русский язык? Всё передовое, более доступное для нас пишется на русском языке».
В то же время, сфера применения русского языка в стране претерпела определенные изменения, вызывающее обеспокоенность респондентов, причем не только русских, но и кыргызов. Сокращение часов преподавания русского языка и литературы в школах беспокоит 78,2% русских и 71% кыргызов. Сокращение часов передач радио и телевизионных программ на русском языке беспокоит 75,3% русских и 51,7% кыргызов. Перевод делопроизводства на кыргызский язык вызывает обеспокоенность у 84,2% русских и 60,8% кыргызов. Немало споров вызвал вопрос о лишении русского языка статуса официального. Во всех трех вариантах проектов Конституции Кыргызстана, разработанных комиссией А. Бекназарова, за русским языком не сохранялся статус официального. Комментируя данное обстоятельство, министр иностранных дел Кыргызской республики А.Джекшенкулов в частности отметил: «считаю, что русский язык в Кыргызской Республике не должен терять официального статуса. Он должен остаться в своем нынешнем статусе не только по политическим, но и гуманитарным соображениям. Большая часть граждан в стране получает образование на русском языке. Если говорить откровенно, то нельзя сравнивать качество учебников на русском и кыргызском языках. Но и забывать свой материнский язык нельзя. А двуязычие обогащает нашу нацию и народ». Точку в споре поставила новая Конституция страны, принятая в ноябре сего года Жогорку Кенешем (парламентом) и подписанная Президентом К. Бакиевым, сохранившая в стране, единственной в Центральной Азии официальный статус русского языка. Тем не менее, представляют интерес оценки респондентами данного вопроса. С отменой статуса русского языка не согласны представители национальных диаспор. Только 3,7% опрошенных поддерживают лишение русского языка статуса официального. Подавляющее большинство - 83,7% не поддерживают такого решения, в том числе и 82,4% тех, для кого кыргызский язык является родным. При этом бросается в глаза то, что среди респондентов, поддерживающих лишение русского языка статуса официального, 83% имеют образование не выше среднего.
Таким образом, в Кыргызстане в годы независимости положение русского этноса претерпевает существенные изменения. Почти двукратное сокращение его численности, имело следствием существенные сдвиги в социальной структуре общества Кыргызстана и изменение в нём статуса русских по многим позициям. В целом, за годы независимости снизились представительность русских в органах власти, политическая активность русского населения, возросли настроения апатии и неудовлетворенности собственным положением. В то же время «часть активного русского населения в данной ситуации пытается адаптироваться к изменившимся реалиям, найти свою нишу, активно изучая государственный язык, принимая участие в общественно – экономической и политической жизни». К сожалению, она составляет лишь малую часть русской общины в Кыргызстане в то время как большая её часть не проявляет ни умения сплачиваться и бороться за свои права, ни желания интегрироваться в общество нового для них « национального» типа. С другой стороны, в стране, крайне недостаточно внимания уделяется проблеме изучения государственного языка. По мнению участников опросов, используемые в школах учебники, программы, методики изучения кыргызского языка имеют следствием то, что дети по 10 – 15 лет его изучавшие, в итоге им не владеют. По результатам экспресс – исследования «Школа: проблемы и последствия» 80% респондентов испытывают трудности в изучении кыргызского языка, даже те, для кого этот язык является родным. В исследовании говорится: «Качество обучения на кыргызском языке вообще вызывает сомнения не только у профессионалов, но и у родителей и общества в целом. Зачастую качество преподавания настолько низкое, что родители переводят ребенка из кыргызской школы в русскую, а преподавание русского языка в кыргызской школе сокращено и не достигает своей цели, поэтому ребенок испытывает трудности такого масштаба, что, зачастую, входит в состояние психологического протеста против образования вообще. Также низкий уровень знания русского языка является серьезным препятствием в получении качественного высшего образования». Ещё хуже дело обстоит с изучением кыргызского языка среди взрослых. Система его изучения в стране практически отсутствует. В связи с этим, решение о переводе с первого января 2007 года всего делопроизводства в стране на кыргызский язык, русской диаспорой было воспринято крайне негативно. Положительным моментом следует считать то, что существует понимание состояния дел в этой сфере руководством страны. Глава государства К.Бакиев, 18 декабря 2006 года заявил о том, что к переводу делопроизводства на государственный язык Кыргызстан не готов. По его словам к этому не готовы ни правительство, ни Жогорку Кенеш (парламент) страны. Не надо заниматься кампанейщиной - заявил Президент. Мы не позволим никому спекулировать этим вопросом. Некоторые чиновники пытаются показать, какие они патриоты. Статус русского языка как официального закреплён принятой Конституцией Кыргызской Республики - подытожил К. Бакиев. В сложившейся ситуации очень многое зависит от позиции России. Генеральный директор Кыргызского Православного благотворительного Владимирского общества совершенно справедливо считает, что русскую общину в Кыргызской Республике надо рассматривать, прежде всего, как основу влияния России в Кыргызстане. Он говорит: «Уйдём мы, уйдёт и российское влияние. Странное дело – Россия почему-то мало уделяет внимания тем людям, которые хотели бы здесь остаться». По мнению московского исследователя Н.Харитоновой «сужение русскоязычного пространства – это, прежде всего, проблема самой России, а для повышения статуса русского языка в странах ближнего зарубежья надо удовлетворить потребности русскоговорящего населения и тех, кто не желает терять связь с русским пространством, Россией». И далее она совершенно справедливо замечает: «Сегодня от России требуется минимум усилий для восстановления духовного, а вместе с тем и общего языкового пространства. Тем более, что часто сами молодые постсоветские государства готовы сделать первый шаг в этом направлении, как в случае с Кыргызстаном, где поддерживают усилия Москвы по укреплению и расширению своего гуманитарного присутствия в регионе. Об этом, в частности заявил Государственный секретарь Кыргызской Республики А.Мадумаров на Международном Форуме по проблемам функционирования русского языка в Центрально – азиатском регионе, состоявшегося в Бишкеке в декабре этого года. Здесь же он сформулировал идею создания Центрально – азиатского Центра русского языка. Вопрос, судя по всему лишь в проявлении политической воли российским руководством».
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |