Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Внеплановые расходы РБ на энергоносители в 2007

15.01.2007. БелГазета

Сергей Жбанов

Состоявшиеся на прошлой неделе российско-белорусские переговоры фактически не имеют прецедента. И дело даже не в том, что они продолжались до глубокой ночи, а в их предмете. Хотя и тут побит рекорд продолжительности: в первый день переговоры начались в 11 утра и закончились в час ночи по московскому времени. Круг обсуждаемых вопросов свелся к экспортным пошлинам на нефть. Со всеми остальными препятствиями в торгово-экономических отношениях обещали разобраться в ближайшее время.

И все-таки можно без преувеличения сказать, что реформе торгово-экономических российско-белорусских отношений дан старт. Для этого российскому президенту пришлось предать огласке не только сам механизм дотирования белорусской экономики, но и его цели. Политическая «обнаженка» из Кремля напоминала вечер вопросов и ответов под общей рубрикой «Скажи-ка, дядя, ведь недаром?». Российский президент задавал разные вопросы, но получал от интеллектуалов из кабинета министров, по сути, один и тот же ответ: «Увы, даром». То есть безвозмездно, поскольку начиная с 1995г. российский бюджет не получил ни цента, ни копейки от продажи нефти Беларуси.

С самого начала существования нефтяного экспортного режима не было ни одного дня, когда бы Беларусь его выполняла. А в 2001г. РБ вообще вышла в одностороннем порядке из соглашения, выбрав момент, когда мировые цены пошли резко в гору, суля республике невероятные доходы за счет двукратной, а потом и трехкратной разницы с российскими экспортными пошлинами. Вот откуда ежегодный дополнительный навар в сумме $3,7 млрд. Причем для внутренних нужд республики всего-то было нужно 4 млн. т российской нефти, а оставшиеся 16 млн. ежегодно перерабатывались и улетали, как горячие пирожки, в виде нефтепродуктов в самые демократичные страны Европы. И на естественный вопрос Владимира Путина «Почему же вы сразу не ввели экспортную пошлину на нефть?» последовал весьма далекий от экономики ответ.

Оказывается, российское правительство не пошло на это по трем причинам: из-за святой веры в порядочность союзника, желания любыми путями достроить таможенный союз и ощущения необходимости поддержки белорусской экономики в ходе предвыборной кампании. В итоге - полное разочарование по первым двум пунктам и никакого удовлетворения от выполнения третьего. Мало того, что понесли колоссальные затраты, так еще и потеряли время, в течение которого можно было бы постепенно приучить союзника к цивилизованным и прозрачным правилам торгово-экономического сотрудничества.

В Москве давно поняли, что прежний план строительства союзного государства по советским лекалам никуда не годится. Без экономических реформ в Беларуси объединение двух стран не состоится никогда. Поэтому наводить порядок решили с энергетики, постепенно сокращая объемы финансирования белорусского экономического «чуда». Причем к плавным действиям россиян подталкивала не природная деликатность, а прямая заинтересованность в сохранении надежного транзита по белорусским трубам и получении стабильных доходов от продажи нефти и газа в Европу.

Новые российские веяния - прямое покушение на главный источник доходов Беларуси. Поэтому белорусская делегация затягивала переговоры, не соглашаясь на введение россиянами полной экспортной пошлины на нефть. Но и Москва на этот раз уперлась, категорически отказавшись ее отменять и даже не желая обсуждать подобный вариант после состоявшегося публичного сеанса политических откровений. Мало того, что зря выброшены деньги на строительство союза, так еще и нанесен ущерб имиджу России как надежному поставщику нефтепродуктов на европейский рынок.

И, тем не менее, компенсации от Минска не потребовали. Более того, даже предложили белорусским братьям безвозмездную ежегодную субсидию на реформирование экономики. Например, в 2007г. ее величина могла бы составить $200-250 млн., уменьшаясь с каждым годом по мере адаптации экономики к новым условиям. Однако белорусская делегация без энтузиазма восприняла идею об экономических реформах.

В итоге компромисс союзники нашли, как и предполагалось, в пропорциональном разделе доходов от экспортных пошлин. Согласно выработанному решению, ставка экспортной пошлины при поставках нефти в Беларусь составит $53 за т. Она рассчитана, исходя из части экспортной пошлины, устанавливаемой на нефтепродукты, экспортируемые из республики. В 2007г. раздел пошлин будет производиться в пропорции 70% - России, 30% - Беларуси, в 2008г. - соответственно 80% и 20%, в 2009г. уже 85% достанется России, а 15% - Беларуси. Жаль, но вариант с разделом 50% на 50%, предлагавшийся белорусской делегацией, у россиян энтузиазма не вызвал.

Если Беларусь будет строго выполнять подписанное соглашение, то дополнительные расходы республики на оплату нефти в 2007г. должны составить $1,1 млрд. В случае нарушения условий соглашений расходы могут возрасти, поскольку тогда Россия имеет право в одностороннем порядке увеличить экспортную пошлину на нефть, поставляемую в республику.

Таким образом, с учетом новых цен на газ в 2007г. дополнительные расходы страны на энергоносители составят $2,2 млрд. Сумма для белорусской экономики явно некритическая. Глядишь, «Газпром» рассчитается за 12,5% акций «Белтрансгаза», и будет белорусскому бюджету небольшое облегчение в сумме $625 млн. И, конечно, не стоит забывать об экономических темпах развития, которые мудрое белорусское руководство обещало сохранить народу вместе с доходами при самом негативном исходе переговоров. Значит, этот год выдержим.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ