Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Приднестровье - государство небольшое, но в роли западного форпоста - уникальное для России

15.01.2007. Ольвия-пресс (Тирасполь)

Сергей Зайченко

Никого в мире уже не удивляет тот факт, что Соединенные Штаты Америки позволяют себе вмешиваться во внутренние дела суверенных государств и решать международные проблемы в собственных интересах. Наверное, нет сегодня на земном шаре страны, куда бы не дотянулась рука Вашингтона. Нет территории, которая не была бы объявлена зоной геополитических интересов США. Все пять континентов Земли, по замыслу стратегов из Вашингтона, обязаны обеспечивать благосостояние граждан США и так называемых стран «золотого миллиарда».

С этой целью, использую Североатлантический альянс, американцами уже взята под контроль (фактически поставлена «под ружье») вся Европа, уничтожена Югославия, оккупированы Ирак и Афганистан. Так называемыми «мирными» средствами «прибрана к рукам» богатая энергоносителями Саудовская Аравия. Готовится вторжение в не менее богатый природными ресурсами Иран. На очереди стоит Россия. Ведь не постеснялась же в свое время премьер-министр Великобритании Маргарет Тетчер заявить, что «слишком большая расточительность иметь в России 150 млн. населения». По ее словам, для обеспечения работы предприятий на российской территории, обеспечивающих добычу и доставку энергоносителей в Европу, «России достаточно иметь 15 (!) млн. человек».

Согласно Национальной стратегии США, центром управления Миром должен стать Вашингтон. По замыслу американских стратегов, те страны, которые не будут оказывать США сопротивления, получат право на жизнь и труд на благо «избранных», а те, кто не пожелает быть придатком «англо-американской нации», будут подлежать «обработке» по специальным программам с применением экономических и иных санкций.

Сегодня все внимание Запада, а главное США, приковано к России, которая спустя 15 лет после распада Союза, вновь заявила о себе как о великой державе, способной и готовой защищать свои национальные интересы. Вашингтон, объявив Москве так называемую «бархатную войну», главное направление удара направил, прежде всего, на молодые страны, образовавшиеся на постсоветском пространстве. Цель такого удара – вывод их из-под российского влияния и изоляция России в собственных границах. И отчасти, используя недальновидность российских чиновников, разложение ее политической элиты, находящейся у власти в конце прошлого века, Вашингтону в определенной мере это удалось. Создав в 1997 году ГУАМ – антироссийский блок в составе Грузии, Украины и Молдовы, уже в декабре 2005 года на основе этого объединения Вашингтон сколотил проамериканскую организацию, так называемое «Содружество демократического выбора», состоящее из стран Балтийско-Черноморско-Каспийского региона. В его составе оказались Украина, Грузия, Молдова, Латвия, Литва, Эстония, Словения, Македония и Румыния. А уже в мае 2006 года на Вильнюсском саммите «Содружества демократического выбора» (СДВ) в его составе оказались Польша и Болгария. Следует отметить, что в работе саммита СДВ принимали участие руководители НАТО и Евросоюза под общим руководством вице-президента США Ричарда Чейни. Россия даже не была приглашена на этот саммит.

Итак, «Балто-Черноморская дуга», как геополитический антироссийский проект, состоялась. И если идея американских стратегов в конце 1980-х - начале 1990-х гг. провалилась, и Балтийско-Черноморского содружества (БЧС), т.н. «Союза стран Межморья» в составе Украины, Белоруссии и стран Прибалтики, не получилось (пришедший к власти Александр Лукашенко объявил пророссийский курс), то в настоящее время, это уже реальность. Своеобразное «мини-НАТО» на границах с Россией, состоящее из бывших республик СССР, непосредственно примыкающих к ее границам и стоящих на проамериканских позициях, создано. А саммит продемонстрировал, что на сегодняшний день как страны «Новой Европы», входящие в НАТО, так и страны ГУАМ, претендующие на членство в Альянсе, объединились, чтобы единым фронтом вести борьбу против России в угоду США – своим заокеанским хозяевам.

По прогнозам многих политических экспертов, для России 2007 год будет далеко не простым во взаимоотношениях с Западом.

Прежде всего, хочу отметить, что бытующее в СМИ выражение «противостояние Востока и Запада» в корне не отвечает современным реалиям. В настоящее время Запад во главе с США противопоставляет себя России. В средствах информации, особенно западных, то ли ошибочно, а скорее умышленно, пытаются противопоставить Россию Европейскому союзу и Европе в целом. Утверждая, что Россия своим отказом подписать транзитный протокол к новому экономическому соглашению с ЕС (экономической Хартии) на 2007 год продемонстрировала себя как «ненадежный экономический партнер», западные СМИ преподносят это как противостояние РФ и Евросоюза. При этом умышленно замалчивают, что экономическая Хартия, а тем более транзитный к ней протокол, которые Запад пытается навязать России, грубо попирают национальные интересы России. Эти документы не предусматривают контроля российской стороны над транспортировкой по российским магистралям газа из Казахстана и Средней Азии в Европу.

Не следует при этом забывать, что сегодня Европа и Европейский союз – это практически НАТО. Из 27 членов ЕС, 23 – члены НАТО! А из 26 членов НАТО 24 – члены ЕС! Когда мы говорим ЕС, следует подразумевать НАТО. А когда говорим НАТО, не следует забывать, что это – ЕС во главе с США. В НАТО, полностью подконтрольной американцам и управляемой из Вашингтона, не входят лишь четыре (!) государства ЕС. Это – Швеция, Финляндия, Австрия и Ирландия, у которых, кстати, с РФ налажены прекрасные межгосударственные отношения. Говоря о ЕС, следует помнить, что эта европейская организация без согласования с Вашингтоном не делает ни одного шага.

Помня об этом, можно всегда ответить на многие вопросы. Например, почему Европейский союз в унисон с США добивается, чтобы страны, стремящиеся в ЕС и НАТО, в частности Грузия, Украина и Молдова, получали от России энергоносители по льготным ценам? Или, почему Евросоюз выступает против разрешения проблем непризнанных республик на постсоветском пространстве с учетом интересов России и народов этих государственных образований? И, наконец, почему ЕС занял позицию США и настаивает, чтобы прецедент Косово был исключением из правил и не применялся бы при решении проблем остальных пока еще непризнанных мировым сообществом суверенных республик? Вот почему идти на уступки Западу для России в геополитическом плане равносильно, что подкармливать волка, который в любую минуту может «отхватить» и руку кормящего.

Не стану говорить о том, что Европейский союз – главная опора США в Афганистане и Ираке. Нет смысла доказывать, что прием в члены ЕС с 1 января 2007 года членов НАТО Болгарии и Румынии свершился не по воле народов стран ЕС, а по настоятельному требованию Вашингтона (из СМИ известно, что, согласно опросам, более половины населения Евросоюза выступало против расширения ЕС после 2004 года). Известно также, что в проекте Конституции Евросоюза, которая до настоящего времени так и не принята в Европе, предусмотрено, что расширение ЕС должно осуществляться с согласия народов всех стран-участниц, выражаемого путем проведения отдельно во всех странах всенародных референдумов.

Сегодня остро стоит вопрос о приеме в НАТО очередных стран Европы. Не спрашивая согласия у европейских так называемых «партнеров», руководство официального Вашингтона решает эту проблему самостоятельно. Накануне Нового года оно провело через Сенат США фактически провокационный документ - «Акт 2006 г. о консолидации свободы в НАТО». В документе официально заявлено, что США «поддерживают и считает необходимым вступление в НАТО Грузии, Албании, Хорватии и Республики Македония, а также готовы поддержать вступление в НАТО Украины». А это, по мнению многих политических экспертов, «почти объявление войны России непосредственно на постсоветском пространстве». Например, принятый Сенатом документ предусматривает в текущем финансовом году выделение из федерального бюджета на содействие подготовки к вступлению в НАТО Грузии - $10 млн., что является прямым вмешательством во внутренние дела Содружества независимых государств, членом которого является Грузия. А 14 декабря в штаб-квартире НАТО в Брюсселе Сербию, Боснию и Черногорию официально уже включили в программу для кандидатов на вступление в организацию. Выступая с речью по поводу 11-летней годовщины заключения соглашений, положивших конец войне в Боснии и Герцеговине, генеральный секретарь НАТО Яп де Хооп Схеффер отметил, что "Босния окончательно вышла на курс вступления в альянс". Предполагается, что Хорватия, Македония и Албания, которые включены в программу "Партнерство ради мира", войдут в НАТО в 2008 году. 2008-й год – кульминационный и для Украины. На этот год Джордж Буш запланировал ее прием в НАТО.

Вашингтон, похоже, «закусил удила» и откровенно игнорирует предупреждения трезвомыслящих европейцев, не вступать в новый раунд «холодного противостояния» с Россией. Уходящий в новом году со своего поста председатель Парламентской ассамблеи НАТО Пьер Лелюш (представитель всегда лояльной США Канады) заявил, что его «беспокоит судьба Атлантического альянса». «Я обеспокоен потому, что, как мне кажется, наши американские друзья и союзники выбрали неверное направление для будущего альянса», - акцентировал он внимание официального Вашингтона 17 ноября 2006 г. на ежегодной сессии НАТОвских парламентариев в Квебеке.

Между прочим, и Вашингтон, и руководство НАТО неоднократно предупреждались и российской стороной о том, что «вступление» НАТО на Украину или в Грузию приведёт к соответствующему пересмотру «очень и очень многих прежних договорённостей в сфере поддержания безопасности и стабильности в Европе и основных приоритетов в диалоге Россия-НАТО». Однако должного эффекта пока не наблюдается.

Вопреки здравому смыслу, США продолжают «давить» на Россию не только тем, что расширяют Альянс и стремятся вывести из-под влияния Москвы одно государство за другим, в надежде изолировать ее от внешнего мира, но и наращиванием военного потенциала вблизи российских границ. Выступая 27 мая 2006 года перед выпускниками военной академии в Уэст-Пойнт (штат Нью-Йорк), президент США Джордж Буш публично по этому поводу заявил, что в ближайшие 10 лет США проведут передислокацию находящихся в Европе американских вооруженных сил далее на Восток и увеличат свою боевую мощь по всему миру. «В течение предстоящего десятилетия мы выведем американские войска из гарнизонов «холодной войны» в Европе и Азии и передислоцируем их таким образом, чтобы они могли быстро выдвинуться в вызывающие беспокойство точки в любой части света», с прозрачным намеком в адрес России заявил американский президент. При этом он подчеркнул, что «Мы развернем усовершенствованный военный потенциал, который увеличит боевую мощь США по всему миру».

На практике это означает, во-первых, передислокация войск СЩА из Германии в Польшу и прибалтийские страны. В Литве, например, НАТО уже вложило в модернизацию бывшей советской авиабазы Зокняй в пригороде Шауляя более $30 млн. На этой базе ВВС, одной из крупнейших в Прибалтике, уже дислоцируются истребители альянса F-16.

Американские базы имеются в Чехии, Словакии, Венгрии. Чтобы контролировать Черное море и отслеживать события в Украине и Молдове, Пентагон успешно осваивает территорию Румынии и Болгарии. Договор о размещении в Румынии американских военных баз был подписан 6 декабря 2005 года в Бухаресте госсекретарем США Кондолизой Райс. А уже в конце декабря 2006 года принято решение о том, что в апреле 2007 года в Румынию на военный аэродром «Михаил Когэлничану», расположенный к северу от черноморского порта Констанца, прибудут 1500 американских военнослужащих. Боевую подготовку они будут проводить на румынском полигоне в Бабадаге, расположенном недалеко от границы с Молдовой. По словам начальника Бюро по румыно-американскому военному сотрудничеству при посольстве США в Румынии полковника Ингхэма, на военном аэродроме «Михаил Когэлничану» будет создана американская авиабаза, на которой разместятся до 18 истребителей Ф-15, Ф-16 и штурмовиков А-10 ВВС США.

Размещение военных баз США на территории Румынии приведет к увеличению оперативной дальности деятельности войск НАТО примерно на 600--650 км к востоку, то есть будет охвачена территория Молдовы, включая и Приднестровье. Ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности РАН генерал-майор Владимир Белоус считает, что «Благодаря удачному географическому положению Румынии, с военных баз этой страны США получат возможность контролировать черноморскую зону, включая и Приднестровье». С территории Румынии также открывается кратчайший путь на Балканы и Ближний Восток. Эксперт полагает, что «базы в Румынии будут использоваться для временного размещения подразделений быстрого реагирования войск США, их обучения и переброски в горячие точки» («ВН», 14,12.06 г.).

Если посмотреть на современную карту Европы (кстати, она опубликована в «НМ» от 11 января 2007 г.), то невооруженным глазом видно, что западная граница России – это граница с НАТО. И если членом НАТО станет Украина, Россия окажется в ситуации, в которой находился СССР накануне вторжения на его территорию гитлеровской Германии. Современные заверения Джорджа Буша в том, что Россия – стратегический партнер США, напоминают обещания Гитлера не нападать на Советский Союз.

В этих условиях верность России и пророссийская ориентация Приднестровской Молдавской Республики трудно переоценить. Если на Северо-западе у РФ есть Калининградская область, которая, как кость в горле, не дает покоя Вашингтону, то на Юго-западе такой костью является пророссийское Приднестровье.

Для информации. В марте 2005 года вице-президент Российской академии геополитических проблем (РАГП), бывший начальник Управления международного военного сотрудничества Министерства обороны России генерал-полковник Леонид Ивашов проинформировал общественность о том, что в распоряжении Академии находится документ под названием "Обеспечение доступа вооруженных сил США в стратегические регионы мира", заказчиком которого выступил Объединенный комитет начальников штабов вооруженных сил США. В документе описываются военные операции НАТО по овладению важными стратегическими районами мира, в том числе и Калининградской областью. Американские эксперты утверждают, что у России боеспособны лишь части постоянной готовности, численность которых в Калининграде ограничена. Поэтому они предлагают Пентагону заблаговременно сосредоточить на будущем театре военных действий необходимые запасы вооружений и военной техники, выделить для проведения операции на территории Калининградской области 2 сухопутные дивизии США, по одной дивизии от Великобритании и Германии, а также бригады от других членов НАТО (в том числе Польши и Дании). А также задействовать вооруженные силы Литвы, Латвии и Эстонии, корабли и авиацию Северо-Атлантического альянса ("Комсомольская правда» в Калининграде" от 16.03.05 г.).

Автор материала, военный обозреватель "Комсомолки", Виктор Баранец пишет: «Для меня все эти НАТОвские прожекты - уже давно не открытие. Всего несколько лет назад, во время службы в Министерстве обороны, я имел возможность знакомиться и с другими документами, добытыми за рубежом. Руководство Минобороны еще в середине 90-х, когда приближение НАТО к нашим западным и северо-западным границам становилось реальностью, предлагало Кремлю сделать контршаг - разместить в Калининградском районе тактическое ядерное оружие. Это могло бы сильно остудить стремление НАТО упереться в российские кордоны. Но Ельцин струсил, побоявшись негативной реакции США. Теперь же Россия имеет то, что имеет". А ведь Калининград для России – главный форпост на Балтике и Северо-западном направлении в целом.

Аналогичная ситуация складывается и вокруг Приднестровья. Разница только в том, что России предварительно, не опасаясь негативной реакции США, необходимо признать политический суверенитет ПМР и заключить с ней соответствующее Соглашение на размещение на ее территории своих вооруженных сил. Как уже неоднократно отмечалось приднестровскими СМИ, только передислокация в Приднестровье двух радиолокационных станций (РЛС) «Днепр», расположенных в Мукачеве и Севастополе, сохранит российский контроль за воздушным и космическим пространством над Южной Европой, Средиземноморьем и Ближним Востоком. Информация РЛС «Днепр» крайне необходима российской системе предупреждения о ракетном нападении. Это важно еще и потому, что в настоящее время США стремятся разместить третий комплекс Национальной ПРО в Восточной Европе вблизи границ с РФ (один из них расположен в Калифорнии, второй – на Аляске). К тому же верить НАТО и руководству США Россия уже не может. Во время первой волны расширения НАТО они клятвенно заверяли Россию, что на территории новых членов Альянса не будет никакой военной инфраструктуры НАТО. «Россию просто обманули", - так прокомментировал решение США о размещении элементов Национальной ПРО в Европе Министр обороны РФ Сергей Иванов. А заместитель начальника Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ генерал-лейтенант Евгений Бужинский прокомментировал это решение так: "Размещение вблизи российских границ объектов американской ПРО способно создать реальную угрозу российским силам сдерживания. Это будет расцениваться как недружественный шаг со стороны США, отдельных восточноевропейских стран и НАТО в целом. Такие действия США требуют от России принятия адекватных мер как военного, так и политического характера" (Газета "Известия" за 16.10.06 г.).

Сегодняшнее «потепление» отношений между Москвой и Кишиневом и очередные заверения президента Воронина о политике нейтралитета, не стоят и «ломаного гроша». Никогда не следует забывать, что поведение Бессарабии в ХХ веке неоднократно демонстрировало миру непостоянство и продажность элиты этого государственного образования. Их политика привела к тому, что современная Республика Молдова настолько запуталась в сетях, расставленных Румынией, США и НАТО, что освободиться из них ей не позволят как минимум 20-25 лет даже в том случае, если она и сохранит свой суверенитет.

В этом аспекте заявления отдельных официальных чиновников России о признании суверенитета Молдовы в процессе приднестровского урегулирования в рамках ее территориальной целостности, граничит с предательством интересов Российской Федерации. Только полный суверенитет Приднестровской Молдавской Республики – гарантия тому, что интересы России в этом регионе Европы будут соблюдены.

Вот почему только пророссийское Приднестровье и никто иной может быть надежным форпостом и уникальной для России территорией в Юго-западной Европе, народ которой никогда не изменял российским интересам с екатерининских времен.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ