Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Равнение на прецедент Косово

14.01.2007. Страна.ру

Иван Преображенский

У непризнанных республик есть небольшой шанс на получение официального статуса. Наступивший 2007 год имеет все шансы стать годом самоопределения для целого ряда небольших государств, расположенных на постсоветском пространстве и на Балканах. Собственно, от судьбы сербской провинции Косово, статус которой должен был быть определен еще в прошлом году, зависит будущее Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья и, правда, в меньшей степени - Нагорного Карабаха. В 2006 году осетины и приднестровцы с триумфом провели повторные уже референдумы о самоопределении и переизбрали президентов, выступающих за независимость, а Абхазия подтвердила, что решения ее "общенационального схода" будут считаться равнозначными плебисциту. Но, пожалуй, главным условием будущего официального признания этих республик станет появление на карте независимого Косова, которое может случиться по инициативе международного сообщества и вопреки воле Сербии и России.

Именно этот населенный преимущественно албанцами сербский край был избран Кремлем в качестве "прецедентного". По мнению российских властей, которых поддерживают многие зарубежные специалисты по международному праву, появление на карте Европы нового независимого государства как следствие "этнической несовместимости" албанской провинции и сербской метрополии, не может не стать прецедентом для тех стран, которые, в соответствии с правом нации на самоопределение, также хотели бы добиться признания своего суверенитета. В то же время Россия хотела бы избежать этого - в том числе и, вспоминая "парад суверенитетов" времен заката СССР начала 1990-х годов. Ведь мало ли кто захочет использовать косовский опыт...

В связи с этим, по мнению руководителя Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН, доктора исторических наук Елены Гуськовой, "в вопросе Косова и Метохии (КиМ) российские интересы имеют двойственный характер". Если предоставление Косову независимости при одновременном признании КиМ "особым случаем" не позволит поднимать вопрос о признании независимости самопровозглашенных республик на постсоветском и постюгославском пространстве, то, добившись, чтобы Косово стало "универсальным случаем международного права", можно будет решать вопросы статуса многих других территорий, включая Приднестровье, Южную Осетию, Республику Сербскую и т.д. В то же время, отмечает г-жа Гуськова, "возрастет опасность попыток отделения от РФ части ее территорий".

Россию, а точнее, ту часть ее более прагматичных руководителей, которые не намерены начинать войн с соседями из-за "непризнанных республик", скорее устраивает сложившееся сегодня положение. Тем более что это не мешает Москве поддерживать объединительные тенденции в самих самопровозглашенных республиках. Например, можно вспомнить, что осенью 2006 года была создана межпарламентская ассамблея участников сообщества "За демократию и права народов" со штаб-квартирой в Москве, в которой принимают участие председатели парламентов Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. А президенты этих непризнанных государственных образований подписали заявление о создании совместных миротворческих сил. И стороны подчеркнули, что намерены поддерживать друг друга в случае вооруженной агрессии в отношении какой-либо из трех республик.

По мнению директора Института стран СНГ Константина Затулина, заявление глав непризнанных республик о создании миротворческого корпуса говорит об их намерении сформировать между собой военный союз. "Такой союз тем более важен, поскольку возрастают претензии со стороны Молдавии и Грузии, которые считают эти территории своими. В то же время при оценке ситуации Кишинев и Тбилиси до сих пор во многом опираются на признание этих республик со стороны России", - считает эксперт. Тем не менее, политолог убежден, что в ближайшее время миротворческий корпус трех самопровозглашенных республик не будет признан, как и сами эти государства.

Таким образом, даже сторонники независимости самопровозглашенных государств в Москве, к которым, без всякого сомнения, можно отнести и депутата российской Госдумы Затулина, признают маловероятность признания суверенитета Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. 2006 год подтвердил, что самопровозглашенные республики в ближайшие десятилетия явно не станут частью своих бывших метрополий - разве что на правах конфедерации. И, тем не менее, статус независимых государств им "светит" только в случае признания независимости Косово.

Именно поэтому Запад и в 2007 году вряд ли станет сильно настаивать на праве косоваров (косовских албанцев) на самоопределение. В Брюсселе и Вашингтоне вряд ли захотят дать Москве столь веский аргумент для усиления своего влияния на постсоветском пространстве. Так что радикальных международных решений по Косово, как, впрочем, и по Абхазии, Южной Осетии и Приднестровью, ждать не приходится.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ