Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Андрей Веселовский: Любые попытки размыть действующий таможенный режим противоречат национальным интересам Украины

16.01.2007. День (Киев)

Мыкола Сирук

Подключение Украины к процессу приднестровского урегулирования и, в частности, введение таможенного режима на украинско-молдавской границе в марте прошлого года стало одним из серьезных испытаний для украинской власти. С точки зрения экспертов, приднестровское урегулирование остается в этом году одним из самых больших вызовов для национальных интересов Украины. Еще одним испытанием для украинской власти станет ратификация Верховной Радой устава международной Организации за демократию и экономическое развитие — ГУАМ. Коммунисты, входящие в состав антикризисной коалиции, выступают против создания Организации за демократию и экономическое развитие — ГУАМ. Удастся ли украинской власти и дипломатии с честью выйти из этих двух испытаний? Каковы перспективы приднестровского урегулирования после проведенных в непризнанной Приднестровской Молдавской Республике референдума и президентских выборов? Есть ли в Верховной Раде необходимая поддержка для ратификации устава ГУАМ? Об этом «Дню» рассказывает представитель Украины по вопросам Приднестровского урегулирования, заместитель министра иностранных дел Украины Андрей ВЕСЕЛОВСКИЙ.

- С приходом к власти нового украинского правительства, сформированного антикризисной коалицией, некоторые должностные лица ЕС высказывали обеспокоенность тем, что это может привести к изменению политики Украины относительно таможенного режима на украинско-молдавской границе, введенного в марте этого года, а также подходов к приднестровскому урегулированию. Есть ли основания для такой обеспокоенности?

- Для начала я хотел бы напомнить, что означает вступление в действие общего заявления премьер-министров Украины и Молдовы от 30 декабря 2005 года. Это означает, что Украина подтверждает признание Молдовы единой таможенной территорией. То есть Молдова, с точки зрения международного права, является государством, имеющим географическую, экономическую и таможенную территорию. А это, соответственно, означает, что каждый предприниматель, продающий свой товар с территории Молдовы в Украину или транспортирующий его через Украину, должен обеспечить его таможенными печатями Молдовы. Действительно, в прессе были сомнения относительно того, признает ли новое правительство, находящееся сейчас у власти, эти обязательства Украины. Я думаю, что люди, задававшие такие вопросы, не понимали очень простой вещи. Украина вступает в ВТО. Таким образом, возникает вопрос, как может Украина, вступая в ВТО, не признавать единства таможенной территории одной из стран ВТО? Это абсолютный нонсенс. Мы сейчас приняли все соглашения о ВТО. И сейчас идет процесс проверки этого законодательства, и, соответственно, будет принятие Украины в ВТО. Кто же нас примет, если мы отменим действующий таможенный режим и поставим под сомнение прерогативы Молдовы - члена ВТО. Это просто невозможно. Любые попытки размыть действующий таможенный режим абсолютно противоречат национальным интересам Украины.

Кроме того, это противоречит нашим экономическим интересам. Если государство устанавливает специальные режимы (изъятия), то это прямой путь к контрабанде, а это опять же коррупция. Украина очень долго от этого страдала. Мы все знаем о курятине, которую ввозили в Приднестровье, а потом снова вывозили в Украину. Вся проблема заключается в том, что таможенная пошлина в Приднестровье отличается от украинской. Поскольку мы защищаем свой рынок, то устанавливаем более высокую пошлину. Приднестровье не производит этот продукт, поэтому ему не нужно его защищать, и оно устанавливает значительно меньшую пошлину. Следовательно, Украине не выгодно отменять действующий режим с многих точек зрения. Во-первых, этим мы убиваем нашего собственного производителя курятины. Во-вторых, тем самым мы создаем нелегальные структуры, занимающиеся контрабандой. В-третьих, когда мясо путешествует через территорию Украины в Приднестровьe, а там лежит и ждет, когда сможет снова «вскочить» на территорию Украины, неизвестно, каковы санитарные условия хранения этого мяса. Следовательно, мы ввозим болезни и опасность для наших людей, которых нам потом приходится лечить.

- Тем не менее, принимая во внимание введение таможенного режима на границе и результаты референдума о независимости в непризнанной Приднестровской Молдавской Республике, некоторые политики стали говорить, что Украина потеряла приднестровских украинцев, которые, мол, проголосовали за присоединение к России, а не к Украине - своему соседу. Как вы объясните тот феномен, что большинство украинцев, проживающих в Приднестровье, выбрали Россию, а не Украину?

- Население Приднестровья в значительной степени подвергается ежедневной последовательной пропаганде со стороны правительственных структур. В Приднестровье фактически закрытый режим для нежелательных власти средств массовой информации. Украинцы в Приднестровье также являются частью этого населения. Когда было принято политическое решение о проведении референдума, а потом президентских выборов, то, бесспорно, вся пропагандистская машина была брошена на то, чтобы людей обмануть.

Теперь о другом, приняли ли украинцы сторону России или нет. Не сторону России, а сторону стабильности. Житель Приднестровья сегодня - это бесправный человек. Тот паспорт, который у него есть на руках, не признается ни одним государством мира, включая Молдову. Наличие этого паспорта не означает, что его владелец имеет какие- либо права будь-то имущественные или какие-либо другие на территории Молдовы в целом. А тем более за пределами этой территории. И эта неопределенность, эта неуверенность, продолжающаяся уже годами, бесспорно, толкает человека на принятие хоть какого-то решения. Люди надеются, что таким образом - голосованием за присоединение к России - они смогут получить паспорта граждан Российской федерации. Им не говорят, что на самом деле о присоединении речь не идет. Это они поняли только после референдума.

И еще: Украине не нужно, чтобы Приднестровье к ней присоединялось. Украина не ставит под сомнение территориальную целостность Молдовы, как и всех государств-членов ОБСЕ. Такая постановка вопроса - это провокация против украинско-молдавских отношений.

- А как насчет перспективы реализации плана Ющенко по урегулированию приднестровского конфликта? Потому что часто слышатся заявления со стороны лидеров Приднестровья, что нужен какой-нибудь новый план...

- Это делается для того, чтобы «замутить воду». План Ющенко официально признан всеми сторонами: Тирасполем и Кишиневом, ОБСЕ, Россией, Украиной, а также наблюдателями в политическом переговорном процессе - ЕС и США. Этот план выполняется. Подтверждением этого является создание Миссии ЕС на границе и начало переговорного процесса в формате «пять плюс два». Сделано несколько шагов предварительной оценки безопасной ситуации в Приднестровье в плане военного производства. Соответствуют плану некоторые другие реальные достижения, сделанные за это время, в частности, то, что ОБСЕ внес предложение о проведении оценочной миссии в Приднестровье. Сейчас это предложение лежит на столе председателя Верховного Совета Приднестровья. Очень долго уже лежит, и мы напоминаем об этом нашим партнерам и говорим им: вы же обязались это делать.

Что делать, когда Украина предлагает, а один из участников не делает? Во-первых, продолжать предлагать и приводить аргументы. С другой стороны, жизнь сама подталкивает к этому. Потому что абсолютно безосновательные требования типа отменить таможенный режим или еще что-то подобное, объективно не будут встречены положительно. Потому что они нереалистические и вредят переговорному процессу. Во время последней встречи президентов Ющенко и Путина было четко заявлено, что переговоры в формате «пять плюс два» нужно как можно быстрее возобновить, и на них нужно добиваться результатов. Нужно переходить от сделанных начальных шагов к следующим, а именно, добиваться какой-то определенности в статусе Приднестровья, отсутствие которой в значительной степени все блокирует, продолжать процесс демократизации. Продолжать оценочную миссию, сближать позиции Тирасполя и Кишинева по экономическим вопросам. Мы, например, решили железнодорожный вопрос. Сейчас близки к решению вопросы по ветеринарной проблеме. Речь идет о поставке с территории Молдовы, в частности, Приднестровья, продуктов питания в Украину и транзитом через Украину. Нужно разблокировать вопрос финансово-кредитных связей территории Приднестровья с Молдовой и, соответственно, остальным миром. Следовательно, нужно возобновить эти связи и сделать их действенными на определенных принципах взаимоуважения. Своей неконструктивной позицией руководство Приднестровья ухудшает жизнь граждан непризнанной республики, а не свою собственную. Я думаю, что довольно сильный импульс, который дали президенты Украины и России, произведет свое впечатление.

- Известно, что у России много рычагов, влияющих на Приднестровье. Похоже ли сейчас на то, что Путин действительно хочет подтолкнуть Смирнова к уступкам на переговорах по приднестровскому урегулированию?

- Мы не должны забывать, что в переговорном процессе есть две стороны: Кишинев и Тирасполь. Бесспорно, Россия может подтолкнуть Приднестровье к более конструктивному и активному разговору с Кишиневом. Но если при этом будут выдвигаться со стороны Тирасполя какие-то нереалистические требования, то, бесспорно, Кишинев не пойдет на них. Следовательно, здесь не только подталкивание, но и реалистическая оценка того, что все участники обязались возобновить единую Молдову, в том числе и Тирасполь. Дело в том, какую степень самоуправления или автономности будет иметь Приднестровье. Это тема в основном для сторон. Подталкивать их нужно, но, повторяю, на реалистической основе, а не на основе типа вступления в Российскую Федерацию или куда-либо еще.

- Хотелось бы коснуться темы ГУАМ. На сегодняшний день Грузия и Азербайджан ратифицировали соглашение о создании этой организации. Какова перспектива того, что украинский парламент ратифицирует устав ГУАМ, принимая во внимание то, что многие депутаты из антикризисной коалиции довольно негативно относятся к этой организации, имеющей, с их точки зрения, антироссийскую направленность?

- Мне кажется, что этот парламент может ратифицировать устав ГУАМ, являющийся основным документом, и таким образом будет формализовываться организация, созданная 23 мая 2006 года. В парламенте понимают, что речь идет о региональной экономической безопасной и политической организации. В первую очередь, экономической. И не случайно акцент делается именно на это. Речь идет о четырех странах, тяготеющих к Черному морю. Сейчас Европейский Союз выходит на берега Черного моря и формирует собственную политику в этом регионе. Эти страны, тяготеющие к ЕС и являющиеся фактически причерноморскими и транзитными, бесспорно, имеют общие интересы. Защитить эти интересы удобнее через общую организацию. Это понимают деловые круги, в том числе в украинском парламенте. Я лично разговаривал со многими депутатами, и от большинства из них я слышал очень простое «да»: региональная экономическая организация выгодна Украине. Ее нужно создавать. Иногда слышал некоторую настороженность, что это, мол, организация антироссийского характера.

На самом деле, нет никаких оснований говорить, что она антироссийская. Но именно слово «антироссийская» было брошено, и его подхватили в СМИ, таким образом, тормозя создание этой организации. Почему? Потому что у каждой страны есть свои национальные и экономические интересы. Одни хотят, чтобы труба пролегла по их территории, а не по чужой. Следовательно, они будут ослаблять возможности соседа, чтобы труба прошла именно по их территории. Кто-то не хотел, чтобы экономические преимущества четырех стран, идущих с востока на запад как транзитная линия, были реализованы. Отсюда и мнимая «антироссийскость». Бесспорно, это был довольно удачный пиаровский ход.

Конкретной своей деятельностью ГУАМ доказывает, что он не является «антироссийским» или каким-то еще «анти». Но повторять это нужно в каждом конкретном случае. Например, если мы вместе в ГУАМ боремся с преступностью, то это абсолютно нормально. Потому что Черное море и Кавказ - это транзитный путь. Ведь к каждому транзитному пути, бесспорно, будет липнуть криминалитет и преступность. Раз он транзитный, значит и здесь они будут появляться, и будут сопровождать все то, что идет этим путем. Поэтому в ГУАМ создается общая система борьбы с организованной преступностью, с криминалитетом. Эта система должна быть объединена с существующими европейскими системами. Поэтому она является партнером системы SECI, объединяющей балканские страны и Турцию. Разве эта деятельность направлена против кого-то? Разве она не ради безопасности? Или другой пример: в рамках ГУАМ создана зона свободной торговли. Разве это не ради благосостояния? Я могу привести еще немало примеров.

- Готова ли Украина взять на себя какой-нибудь финансовый взнос, чтобы обеспечить жизнедеятельность этой организации?

- Бесспорно, мы это делаем. И собственно соглашение о свободной торговле в рамках ГУАМ и организационно, и финансово осуществлено в основном Украиной. Потому что мы являемся весомым экспортером во все три государства. Мы - первый торговый партнер для Молдовы, второй для Грузии, и мы не на последнем месте для Азербайджана. Товарооборот со странами ГУАМ в этом году превысил 1,5 млрд. долларов. Для нашей экономики это большая поддержка. И смотреть на ГУАМ нужно именно с этой точки зрения. Сейчас между странами ГУАМ начинается гармонизация тарифов, согласно договору о свободной торговле, подписанному в мае 2006 года. Товарооборот возрастет. Выгоды для Украины - тоже. Главное не тратить зря времени. Не придумывать искусственные идеологические клише, а использовать тот уникальный шанс, который нам предоставила история: возглавить региональную организацию со штаб-квартирой в Киеве.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ