Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

«Вернуть Южную Осетию и Абхазию Грузии Россия не в состоянии, даже если бы она очень этого захотела»

29.01.2007. МиК

В минувшую среду Совет Безопасности ООН рассмотрел ситуацию в зоне грузино-абхазского конфликта, заслушав на закрытом заседании доклад специального представителя Генерального Секретаря ООН по грузино-абхазскому урегулированию Жана Арно. Постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин, который в этом месяце является председателем Совета Безопасности, на встрече с журналистами подчеркнул, что обсуждение носило «конструктивный характер». Он отметил, что удалось восстановить совместное патрулирование в верхней части Кодорского ущелья, что свидетельствует о том, что Грузия серьезно восприняла резолюцию СБ, принятую в октябре прошлого года, хотя пока не выполнила ее в полном объеме. Кроме того, констатировал Чуркин, изменилась риторика грузинской стороны. «Надо сказать, что риторика – это не всегда плохо, и на риторику тоже, как известно в политике и в дипломатии обращают внимание, – сказал он «Голосу Америки». – Мне кажется, что можно констатировать (и здесь опять же сыграла свою роль и резолюция № 1716, и твердая позиция, занятая российской стороной), ну, скажем так, несколько более уважительное отношение к российским миротворцам, в том числе и со стороны грузинских властей. Очень важно, чтобы это была не только риторика, но и воплощалось в практических делах. То, что возобновилось совместное патрулирование Кодорского ущелья, – это положительный шаг, и это надо отмечать».

Как известно, обсуждение этого вопроса в СБ ООН состоялось через несколько дней после того, как в Тбилиси вернулся российский посол, отозванный осенью прошлого года после ареста в Грузии российских военных по подозрению в шпионаже. В интервью «Голосу Америки» постоянный представитель Грузии при ООН Ираклий Аласания отметил, что это – положительный шаг, который был оценен грузинской стороной. Когда в октябре прошлого года была принята резолюция № 1716, призывающая Тбилиси вывести войска из верхней части Кодорского ущелья, а также призыв к обеим сторонам конфликта «воздерживаться от провокационной риторики», посол Аласания созвал пресс-конференцию, на которой сделал ряд резких заявлений в адрес России. Теперь обе стороны, похоже, намеренно сдержаны в своих комментариях.

Но означает ли это, что стороны близки к разрешению конфликта? Виталий Чуркин, отметив позитивные моменты, также указал на существующие проблемы. «Не должно быть чрезмерного присутствия так называемых сил внутренней безопасности, – заявил он. – По нашим данным, сейчас их порядка пятисот человек, что, по нашему представлению, непропорционально количеству населения, проживающего в этом регионе. Не должно быть чрезмерного количества вооружений, складирования вооружений, складирования запчастей к вооружениям, горюче-смазочных материалов – то есть всего того, что для любого специалиста (или даже неспециалиста) может указывать на наличие тех или иных замыслов одной из сторон, которые выходят далеко за пределы понятий, связанных с ведением политического диалога».

Однако Ираклий Аласания эти обвинения категорически отверг. «И генсек ООН, и Арно заметили, что там нет военного присутствия грузинской стороны, – сказал он. – Там есть полицейские службы, которые охраняют общественный правопорядок. Мы думаем, что те силы, которые там есть, адекватны тем криминальным угрозам, которые есть в регионе. Что касается военной силы, там никакого грузинского военного присутствия нет. Я думаю, что этот вопрос с нашей стороны исчерпан».

Накануне заседания представители официального Тбилиси на инициированной грузинской миссией неформальной встрече в ООН заявили, что Грузия готова начать мирные переговоры с Сухуми без каких-либо предварительных условий. Сделал специальное заявление и президент Грузии Михаил Саакашвили. «Грузия готова к конструктивному диалогу с другой стороной в конфликте. Я подтверждаю еще раз, что у мирного пути решения конфликтов нет альтернативы. Но сегодня Грузия уже не та страна, которая смириться с нарушением прав человека в зонах конфликтов и с тем, что эти территории ей не вернутся», - заявил он.

В специальном докладе, подготовленном грузинской делегацией, отмечается, что роль российских миротворцев в верхней части Кодорского ущелья становится более конструктивной и что Тбилиси готов продолжать практику совместного патрулирования, чтобы развеять опасения Абхазии. Однако принципиальным камнем преткновения может стать присутствие в Кодорском ущелье правительства Абхазии в изгнании. Вот что сказал по этому поводу Виталий Чуркин: «Продолжается заигрывание с так называемым правительством Абхазии в изгнании. Разумеется, мне кажется, это очевидно для многих, и, конечно же, очевидно для нас, что абхазская сторона в этих условиях имеет право сомневаться в искренности подхода грузин и к перспективам политического урегулирования и политического диалога».

С грузинской точки зрения именно абхазское правительство в изгнании является гарантом справедливого политического урегулирования и «легитимными структурами» в Кодорском ущелье. «Да, я понимаю абхазскую сторону. Это не новый вопрос, – сказал Ираклий Аласания. – Они очень отрицательно относятся к активности легитимных структур, как мы их называем. Мы должны всегда помнить, что они представляют 300 тысяч грузинских граждан, которые были вытеснены из Абхазии после этнической чистки. Я думаю, что переговоры этих двух структур станут реальным способом нахождения взаимных компромиссных выходов из ситуации. Я думаю, что они представляют ту сторону конфликта, с которой абхазцы должны сесть за стол переговоров».

Накануне заседания к участникам конфликта с призывом понять друг друга обратился новый глава ООН Пан Ги Мун. В своем докладе Совету Безопасности он выразил серьезную обеспокоенность недавними инцидентами в зоне абхазского конфликта, которые «иллюстрируют возможность опасной эскалации насилия». Он призвал стороны предотвратить развитие событий по такому сценарию и вместо поиска защитников извне попытаться понять друг друга. «Я осуждаю эти акты насилия и призываю стороны работать сообща для выявления и предания правосудию всех тех, кто несет за них ответственность. Я обращаюсь с призывом к обеим сторонам приступить к диалогу с целью предотвращения эскалации насилия на местах и вновь заявляю о готовности Миссии ООН в Грузии (МООННГ) оказать содействие в этой связи», - говорится в докладе.

Генсек призвал абхазское руководство серьезно отнестись к необходимости возвращения внутренне перемещенных лиц и беженцев и публично заверить местных жителей, особенно в Гальском районе, что их права на проживание и самобытность будут уважаться.

По мнению министра иностранных дел Грузии Гелы Бежуашвили, доклад Пан Ги Муна «является очень сбалансированным документом и там содержатся такие оценки, положения и рекомендации, которых грузинская сторона добивалась несколько лет... В первую очередь, это касается необходимости создания условий для возвращения беженцев и защите их прав, в первую очередь, в Гальском районе.

Грузинские аналитики обращают внимание на то, что накануне заседания Совбеза МИД России опроверг слухи о проработке в Москве вопросов государственного устройства Абхазии и Южной Осетии. «Забегать вперед в этом чрезвычайно ответственном деле Москва не намерена, да и другим не рекомендует - это было бы недальновидным шагом, - заявил официальный представитель МИД РФ Михаил Камынин. - Эти слухи сильно преувеличены. Если они придут, скажем, к идее объединения на конфедеративных началах (кажется, именно такую форму пророчили авторы газетных публикаций), мы, естественно, возражать не станем, - сказал М.Камынин. Он напомнил, что не далее как 19 января вопрос затрагивался в беседе главы МИД России Сергея Лаврова с Эдуардом Кокойты, которые констатировали абсолютное отсутствие каких-либо оснований для подобного рода спекуляций.

Проблемы Грузии на прошлой неделе были также в центре внимания ПАСЕ. Президент Евросовета Рене Ван дер Линден назвал позитивными и решающими шаги российских властей, направленные на снятие остроты этого конфликта – возвращение посла и восстановление дипломатических отношений с Грузией. На пресс-конференции в Страсбурге 22 января он констатировал, что «в результате давления со стороны Парламентской Ассамблеи Евросовета Россия предприняла несколько значительных шагов: кроме возвращения посла, восстановила денежные перечисления в Грузию».

Запланированное на сессии ПАСЕ обсуждение грузинского вопроса было отложено до апрельской сессии, а пока, как заявил руководитель парламентской делегации Грузии Гига Бокерия, «Евросовет будет внимательно наблюдать, будет ли Россия последовательно выполнять его рекомендации и действительно ли она заинтересована в восстановлении политических отношений с Грузией».

А между тем, российская депутация в Страсбурге проявила во время обсуждения грузинского вопроса такую корректность, что привела в изумление даже российских журналистов, отмечает тбилисская газета «24 саати». Депутат Михаил Маргелов, чьи выступления не в чем не уступали раньше выступлениям Жириновского, заявил, что они с самого же начала выражали возмущение по поводу преследования грузин в России по этническому признаку. Образцы политкорректности демонстрировал и руководитель российской парламентской делегации Константин Косачев, который призвал коллег умерить чрезмерные эмоции, дабы не мешать потеплению российско-грузинских отношений.

В то же время, позиция Европы по поводу территориальной целостности Грузии остается непреклонной. По итогам визита в регион специальный представитель Евросоюза в странах Южного Кавказа Питер Самнеби заявил, что Евросоюз поддерживает территориальную целостность Грузии «в признанных международным сообществом границах». Состоящая из 18 человек делегация Евросоюза, одним из руководителей которой был Питер Самнеби, целую неделю находилась в Грузии, посетив и Абхазию. Одной из главных задач миссии было установить, какие мероприятия может провести Евросовет для урегулирования конфликтов на территории Грузии, в частности, для восстановления доверия между сторонами. Они будут озвучены после изучения доклада Самнеби уже в первой половине февраля.

Свою «верность» территориальной целостности Грузии подтвердила и представитель делегации ЕС от Германии Патриция Флор. Как и Семнеби, она отметила, что Евросоюз поддерживает территориальную целостность Грузии в «общепризнанных пределах». И какое бы решение ни было найдено в связи с Косово, оно не распространится на другие конфликтные регионы, в том числе, и на Грузию.

Патриция Флор также заявила, что «эти шесть месяцев, пока Германия будет страной-председателем Евросоюза, мы будем стремиться к тому, чтобы блага Европейской политики соседства коснулось и Грузии. Мы не допустим, чтобы в вопросе урегулирования конфликтов, существующих на территории этой страны, по-прежнему не было бы никакого движения».

Как известно, во время пребывания делегации Евросоюза в Сухуми лидеры Абхазии потребовали прямых контактов с европейскими структурами в обход официального Тбилиси. Позиция специального представителя Евросоюза по этому вопросу была достаточно резкой. «Евросоюз будет проводить все мероприятия в рамках сотрудничества с грузинскими властями», - заявил Питер Семнеби.

Как может развиваться ситуация в регионе дальше? Отвечает ли риторика заинтересованных сторон их истинным намерениям? Прокомментировать проблему МиК попросил Михаила Александрова, заведующего Отделом Закавказья Института стран СНГ:

- Ну, особого оптимизма я не испытываю. Что же касается Саакашвили и его заявлений накануне заседания Совбеза ООН, то он постоянно говорит, что хочет улучшить отношения. Он это говорил, как только пришел к власти в 2004 году, и еще тогда он говорил, что нет границ для развития сотрудничества, только отдайте нам Абхазию и Южную Осетию. Но это же нереально! И его постоянные заявления на эту тему свидетельствуют о том, что он пытается сбить с толку российское руководство и внушить ему мысль о том, что с Грузией иметь нормальные отношения возможно. Но с Грузией, на мой взгляд, когда она находится вне состава России, нормальные отношения иметь невозможно! Это объясняется ее геополитическим положением, отсутствием каких-то природных ресурсов, развитой промышленности и т.д.

Единственное достояние Грузии – это ее географическое положение, способность обеспечить выход к Каспию, к Центральной Азии в обход России. И как только Грузия становится независимой, она начинает торговать своим геостратегическим положением. Поэтому, какая бы власть в Грузии ни была, нормальных отношений с Грузией будет добиться очень трудно. И эта конфронтация объективна по своей сути. Но если раньше можно было сглаживать острые углы, то при Саакашвили конфликт достиг неприличных размеров, и последние пару месяцев имеет место очередная попытка нормализовать ситуацию со стороны российского руководства, которое, очевидно, еще недостаточно осознает суть проблемы. Им кажется, что это какие-то личностные амбиции Саакашвили, шпиономания. А это объективные противоречия двух стран в интересах!

Вернуть Южную Осетию и Абхазию Грузии Россия не в состоянии, даже если бы она очень этого захотела. А Грузия просто не в состоянии этого понять. Но сейчас она пытается Россию вытеснить и думает, что Запад может помочь решить ей эту проблему. Но Запад тоже не сможет ее решить.

Поэтому, я думаю, что Саакашвили сейчас сделал временное отступление в связи с тем, что его осенний кавалеристский наскок с захватом российских военных, затем мандариновой провокацией на южно-осетинской границе – не удался, и сейчас он отыгрывает назад в расчете на то, что Россия смягчит экономические санкции, опираясь на его очередные заявления о дружбе и сотрудничестве, которые, на мой взгляд, являются голословными. И я думаю, что российское руководство все-таки на это не пойдет, потому что оно уже научено опытом общения с Саакашвили - то есть, Россия идет на реальные уступки, идет ему навстречу, а он отделывается общими обещаниями и потом выдвигает новые требования.

И российское руководство, очевидно, будет ждать от Саакашвили реальных шагов, а не голословных заявлений о дружбе, которые свидетельствуют о том, что Грузия меняет свою политику. И эти шаги таковы – начало реальных переговоров с Южной Осетией и Абхазией об урегулировании, и, прежде всего, они должны начинаться с установления мер доверия и, как в осенней резолюции СБ ООН написано, Грузия должна вывести свои войска из Кодорского ущелья в соответствии с мирным соглашением 1994 года, а также прекратить провокационные действия. К этому мы относим, в частности, нахождение в Кодорском ущелье правительства в изгнании, создание такого же альтернативного правительства на территории Южной Осетии во главе с мифическим президентом Санакоевым. Грузия должна отказаться от попыток создать альтернативные центры власти в этих республиках и приступить к переговорам по мерам доверия. И когда эти переговоры дадут реальные результаты и наступит очевидный спад напряженности, то, видимо, в этих условиях Россия сможет пойти на определенные уступки - например, возобновить воздушное сообщение, прекратить транспортную блокаду. А уже дальше можно будет рассуждать об экономических санкциях.

- Однако позиция ЕС остается жесткой – Европа последовательно выступает за целостность Грузии. Увязывают ли, на ваш взгляд, европейские политики этот вопрос с проблемами энергетики? Например, созданием альтернативных путей транспортировки энергоресурсов в обход России, в которых Европа также заинтересована?

Эти вопросы очевидно увязываются друг с другом. И лицемерию европейских политиков удивляться не приходится. Они борются за территориальную целостность Грузии, которая находится далеко от них, но одновременно ничуть не заботятся о территориальной целостности Сербии и бывшей Югославии, когда она разваливалась, а эти территории находятся рядом, в Европе. Но на это им было наплевать!

В их поддержке целостности Грузии я вижу антироссийскую направленность. В частности, они хотят использовать Грузию как плацдарм для их выхода в Центральную Азию, и этот план уже фактически осуществляется, пока только, правда, экономическими методами. Строительство нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум – все это отвечает данным намерениям. И сейчас они хотят закрепить свое положение, содействовать вступлению Грузии в НАТО, развернуть там военные базы, затем втянуть в НАТО Азербайджан, и создать, таким образом, коридор в Центральную Азию.

А нерешенность территориальной проблемы реализации этих планов мешает, потому что сегодня они примут Грузию в НАТО, а завтра она попросит оказать ей военную помощь в восстановлении территориальной целостности. И НАТО окажется перед выбором: либо проигнорировать это требование Грузии и тогда дееспособность НАТО во всем мире будет поставлена под очень серьезный вопрос, либо что им делать: войну с Россией начинать?

То есть, западные страны сейчас находятся в довольно сложном положении, и принимать Грузию в НАТО в ее нынешнем виде никто не будет, как бы этого не хотелось Саакашвили. Вот они и ищут дипломатические и политические методы, чтобы вынудить Южную Осетию и Абхазию добровольно вернуться в состав Грузии в той или иной форме. Ну и, естественно, они поддерживают ту линию, что эти республики являются частью Грузии, что и с исторической, и с правовой точки зрения является сомнительным.

- А с Россией конфронтации по этому поводу, скорее всего, не будет?

Да они будут просто продолжать на нее давить и ныть, как они ныли в свое время по поводу диссидентов – ходили, ныли, предпринимали демарши и, в конце концов, советское руководство «достали». Я думаю, что также будет и здесь, но если только российское руководство не будет осознавать наших геополитических интересов в этом регионе и не будет их отстаивать.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ