Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
12.01.2007. Новое поколение (Казахстан)
Ольга Медведева
Катастрофическое состояние казахстанских ВВС
Как охраняется наше небо сегодня? Катастрофические цифры и факты, полученные нами в ходе журналистского расследования, требуют парламентского расследования с участием независимых военных экспертов. Поэтому данную публикацию просим считать официальным запросом только что назначенному министру обороны Даниалу Ахметову, Администрации президента, секретариату Совета безопасности, правительству и Комитету национальной безопасности о положении дел в вопросах охраны воздушного пространства и безопасности полетов авиации.
Мы не можем утверждать, что все приведенные нами данные на сто процентов соответствуют действительности, так как досконально проверить их под силу только солидной правительственной комиссии. Также мы хотим дополнительно подчеркнуть, что ни в коей мере не посягаем на доброе имя нашей доблестной армии, а лишь определяем болевые точки, после лечения которых наши Вооруженные силы станут еще крепче и профессиональнее
Об этих катастрофах казахстанская пресса еще не писала, и, возможно, о них не знает руководство страны. По нашей информации, 7 августа 2003 года на аэродроме Талдыкорган летчик полковник С.Орманбетов, будучи за штурвалом СУ-27, при рулении на взлетно-посадочной полосе подломил переднюю стойку шасси, самолет крылом пропахал землю.
Спустя пять дней, 12 августа 2003 года - новое ЧП, уже на аэродроме Жетыген. Летчик капитан Попов (МиГ-29УБ) на взлете преждевременно убрал шасси, допустил просадку самолета при взлете, и истребитель ударился о бетон.
Авиатехники констатировали, что были повреждены шпангоуты и самолеты нуждаются в заводском ремонте. Но этого сделано не было, и сейчас самолеты небоеспособны.
Государству нанесен огромный материальный ущерб, поскольку реальная стоимость одного самолета доходит до 50 миллионов долларов. Если полковники даже нормально взлететь не могут, то как они собираются воевать в воздухе? Причем здесь совершенно неважно, происходят подобные ЧП из-за неподготовленной техники или из-за квалификации летчиков.
О том, что мы были не самой последней авиационной державой в мире, говорят цифры. На момент развала СССР, считая вооружение Среднеазиатского военного округа, выведенную технику из Германии, Венгрии, Польши, Афганистана, Казахстан имел около 1800 единиц военной авиатехники и занимал третье место по ее численности в СНГ, после России (около 3 тысяч единиц) и Украины (2,5 тысячи единиц).
После скандальных и неафишированных продаж на сотни летательных аппаратов стало меньше и сейчас, по данным Лондонского института стратегических исследований ("Независимая газета" №95 от 26.05.2000 г.), их боеготовная численность составляет всего 40 истребителей, 44 штурмовика и самолетов "ударной" авиации.
Казалось бы, даже это количество должно вызывать уважение соседей. Однако некоторые факты заставляют с тревогой говорить о Военно-воздушных силах страны. Кроме аварий с безвозвратными потерями самолетов и нанесения травм летчикам (СУ-25 в Шымкенте, МиГ-31 в Караганде, МиГ-29 и СУ-24 в Николаевке, МиГ-21 в Балхаше, МиГ-29 в Луговом) нас тревожат факты продаж исправной и современной техники. Армия не должна ни в чем нуждаться. Но зачем продавать, если завтра Минобороны будет вновь просить денег для приобретения новой авиатехники?
По словам наших экспертов, наиболее привлекательной выглядит следующая схема продаж военной техники, вполне годная для Казахстана. К примеру, в соответствии с Соглашением об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами-участниками Договора о коллективной безопасности от 20 июня 2000 года Казахстан может приобретать у России или других государств ОДКБ авиатехнику, как если бы эти страны закупали ее для нужд собственных Вооруженных сил, т.е. по внутренним ценам. Подобный подход проявляется и к вертолетной технике, средствам противовоздушной обороны (причем не обязательно, чтобы эта техника нами покупалась - она может даваться в порядке оказания безвозмездной военной помощи, в порядке компенсации за другое имущество, аренду испытательных полигонов и т.д.).
К примеру, самолет СУ-27 или МиГ-29 стоит около 50 миллионов долларов на международном рынке оружия, но Россия оценивает его для Казахстана в 35 миллионов. Его можно приобрести, поставить в ангар, списывать средства на его горючее, на ремонт двигателя и оборудования (по документам самолет будто летает каждый день), а через пару лет военной комиссией признать его... полностью негодным к эксплуатации.
Затем опять же комиссией МО, но в другом составе, определить его продажную цену, которую формально утверждают военные чиновники из Военно-технической комиссии при правительстве. Третьим этапом можно "негодный" самолет реализовать через "Казспецэкспорт" (напрямую подчиненный МО), конечно, уже не по цене 50 или 35 миллионов долларов, а по 2-3 миллиона.
Учитывая, что таким странам, как Северная Корея, Сомали, Уганда, выгодно покупать один самолет даже за 40 миллионов, то "маржу", понятное дело, можно положить в карман. Выгода очевидна.
Не потому ли время от времени происходят скандалы на рынке казахстанского оружия, которые негативно отражаются на внешнеполитическом имидже нашего государства? Если бы нашим покупателям действительно уходила мало на что пригодная рухлядь, никого бы это не волновало.
Почему летчики нормально не могут поднять машины в небо? По вероятным двум причинам: либо плохо обучены сами, либо неисправна техника. Сетуя на первое (непрофессионализм пилотов), специалисты указывают, что обучение летному делу должно происходить на земле на специальных тренажерах. Казахстан тренажеры (судя по результатам, не отвечающие современным требованиям) закупил в Чехии за 3,5 миллиона долларов.
Что касается качества техники, то тут дела еще проблематичнее.
По данным "НП", в настоящее время 20 самолетов СУ-27С (истребители) выведены из строя ввиду небрежного хранения, так как варварски разграблено оборудование, содержащее драгоценные металлы.
Вот еще интересная статистика. В 1992 году на балансе Минобороны числилось более 300 вертолетов (Ми-26, Ми-24, Ми-14, Ми-6, Ми-8МТ, Ми-8Т), из них были исправны 257. Из числа исправных - реализованы 58 единиц (по контракту №142 от 26 июля 2002 года - 23 единицы, по контракту №98 от 14 апреля 2003 года - 35 единиц).
По состоянию на 2003 год из данного количества исправных осталось всего пять! Причина: отсутствие ремонта, нет пополнения, нет испытаний по продлению ресурса их использования и практического применения рекомендаций промышленности по их модернизации.
Справедливости ради заметим, что в 2003-2004 годах Минобороны закупило четыре дорогостоящих вертолета Ми-8МТВ-5, и в настоящее время боевой парк исправной вертолетной техники в ВС РК "достигает" 10 единиц. Но есть существенное "но". По словам нашего эксперта - офицера ВВС, машины Ми-8МТВ-5 непригодны к военным действиям, поскольку на них нет вооружения и системы опознавания "свой - чужой". А ведь один вертолет обошелся в 4,8 миллиона долларов США!
В течение трех лет (2000-2003 гг.) через РГП "Казспецэкспорт" по контракту из имеющегося парка вертолетов Ми-8МТ (71 единица) были проданы 35, причем по цене 30-110 тысяч долларов США, хотя в представленном в 2000 году в Правительственную военно-техническую комиссию документе оценивались по 450-500 тысяч долларов США за каждый аппарат. Невероятная инфляция техники за 1-2 года!
При этом почему-то с молотка ушли более новые винтокрылые машины 1985-1986 годов выпуска, а себе МО оставило более старые (1982-1983 годов выпуска). Старый конь борозды не испортит?
За период с июня 2000 по июль 2004 года по республике произошло четыре летных происшествия с вертолетами Ми-8МТ, и никто из военных чинов не понес серьезного наказания. А ведь тревогу надо было бить еще в январе 2001 года, когда в Южном Казахстане рухнул Ми-8, на борту которого находился министр обороны генерал-полковник С.Токпакбаев. Тогда один офицер погиб и около десятка офицеров Генштаба РК получили травмы.
Еще через три месяца (Тараз, 22.04.2001 г.) гибнет весь экипаж капитана С.Турарова. После той памятной катастрофы Сат Токпакбаев не смог вернуться в строй: подорванное из-за травм здоровье сделало министра пенсионером. И командующий в то время Силами воздушной обороны РК генерал-полковник М.Алтынбаев, ответственный за положение дел в авиации, стал министром обороны.
Как мы понимаем, главный военный летчик страны не подал тогда в отставку для того, чтобы исправить ситуацию в авиации. Удалось ли ему это?
Что касается противовоздушной обороны, то мы просим нового министра обороны совместно с начальником Генштаба Мухтаром Алтынбаевым проверить и прокомментировать информацию, поступившую в "НП" из различных источников. У нас есть данные, что после объединения радиотехнических и ракетных войск в бригады ПВО в 2003 году было сокращено 33 радиотехнических подразделения и 3 зенитно-ракетные части, которые не требовали больших финансовых затрат на содержание. Тем самым было разрушено сплошное радиолокационное поле на высоте от 1000 до 4000 метров вдоль границ.
Также нам хотелось бы узнать, как скажется на обороноспособности РК большой отток в запас офицеров Сил воздушной обороны (в частности, называют генерал-майоров авиации А.Васимова, А.Старыша, С.Нургалиева, С. Нургажина, Ж.Сандыбаева, полковников В. Лукашука, А.Копбосунова, А.Бекмухамбетова, С.Сейдахметова и других). Кто сейчас руководит войсками? Правда ли, что в управлении вооружения Главкомата СВО вместо профессиональных авиационных специалистов-эксплуатантов служат офицеры, имеющие автомобильное образование?
Важнейшей составной частью организации противовоздушной обороны Казахстана является ее участие в объединенной системе противовоздушной обороны государств-участников СНГ. Ратифицировав соответствующее межгосударственное соглашение от 18.02.1995 г., государства СНГ стремились объединить усилия по противовоздушной обороне и охране их границ в воздушном пространстве. Потому, что они являются стратегическими политическими партнерами, а все вооружение и специальная аппаратура ПВО, находящиеся на вооружении этих государств, производятся на постсоветском пространстве и технически совместимы.
При этом необходимо учитывать, что это оружие - передовое в мире и не раз доказывало практичность. Благодаря взаимному перекрытию воздушных границ до сих удается сохранить в масштабах СНГ единую информацию о воздушной обстановке, движении средств и принимать практические меры по организации боевого дежурства в интересах всех стран.
Однако Казахстан сотрудничает и со странами НАТО в области ПВО. Так, 16.11.2000 г. между правительством РК и компанией BAE Systems (Великобритания) заключается Меморандум о взаимопонимании, в котором стороны договариваются о приобретении Казахстаном Системы интегрированной воздушной обороны, развитии связей по радарам воздушной обороны дальнего действия и берегового наблюдения, светотехнического оборудования.
Бытует мнение, что имеются технические трудности в совместимости между системами вооружения ОДКБ и НАТО, чрезмерной дороговизны последней, сложности ее ремонта... Потому вызывает сомнение экономическая и военная целесообразность такого сотрудничества; кроме того, есть опасение, что "ключи" управления всей системы могут оказаться в распоряжении НАТО, и в случае необходимости они могут отключить наблюдение за всем воздушным пространством Казахстана.
Горький пример мог бы привести Саддам Хусейн: в свое время подобные фирмы поставили такое оборудование Ираку. В начале иракской войны электронная начинка систем ПВО армии Саддама была заблокирована, в итоге антииракская коалиция (США, Великобритания и другие страны), имея полное превосходство в воздухе, без серьезных потерь выиграла войну.
С нетерпением ждем комментариев по волнующим нас вопросам.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |