Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
28.01.2007. Немецкая волна
Узбекско-японская дружба крепнет
Главной экономической новостью января стало в Узбекистане соглашение об участии японского бизнеса в урановых разработках на узбекских рудниках. До сих пор Узбекистан никого к этому стратегическому сырью не подпускал. И потому подписание уранового соглашения обозреватели называют "прорывным".
Местные, узбекские СМИ об участии японской стороны в разработке узбекских урановых рудников молчат, но посол Японии в Узбекистане Юичи Кусумото согласился ответить "Немецкой Волне" на некоторые вопросы и прояснить ситуацию. По словам дипломата, японцы первым делом намерены внедрить на узбекских урановых рудниках современные экологические технологии. Но, понятное дело, всех секретов даже Юичи Кусумото не знает, а информацию, ему доступную, он разглашать не вправе:
"Уран - это очень закрытый бизнес".
При этом, как говорят специалисты, японцы, которые уже приступают к работе, обогнали российских конкурентов, претендовавших на более обширное участие в узбекском урановом бизнесе.
Итак, японцы (по сведениям "НВ", это корпорация "Иточу") будут добывать уран на рудниках Навоийского горно-металлургического комбината. Его предприятия "разбросаны" по всему Узбекистану. Однако работают только три рудника. После распада Советского Союза производство урана упало вдвое. В конце 90-годов, когда "расцвела" узбекско - американская дружба, уран стали продавать американской компании. Однако после того, как дружбе с американцами пришел конец, энтузиазма у американцев явно поубавилось.
Между тем, начав модернизацию технологий, узбекский гидрометаллургический комбинат должен довести процесс до конца. Вот тут то и появилась со своими деньгами японская "Иточу". Успех корпорации предусмотрительные японцы подготавливали несколько лет. Посол Юичи Кусумото говорит:
"Узбекистан является самым большим получателем японских грантов. Больше одного миллиарда долларов мы предоставили Узбекистану. За это время мы предоставляли кредиты, безвозмездную помощь, оказывали техническое сотрудничество. В основном наши кредиты для улучшения экономической инфраструктуры. Для таких проектов, как железные дороги, связь, построение аэропортов".
Между тем, эти проекты теперь кажутся японцам недостаточными:
"Наше сотрудничество в торговле еще не так хорошо развивается. Надо уделять более серьезное внимание продвижению бизнеса. Контактов мало. Общая сумма торговли экспорта-импорта не увеличивается, как нам бы хотелось. Этим мы недовольны".
Поскольку японцы теперь намерены развернуть свой бизнес в Узбекистане, горькая судьба обанкроченных и вынужденных уйти с узбекского "золотого" рынка американцев для них – наука. Вкладывая капитал в Узбекистан, японцы предприняли активные действия, чтобы этот капитал защитить. Юичи Кусумото говорит:
"Мы сотрудничаем в еще одной важной отрасли - законодательной сфере. Наши специалисты совместно с узбекскими юристами работают в сфере законов "О банкротстве", разрабатываю документы в области гражданского и административного права".
С учетом этой юридической поддержки "Иточу" вместе с автомобилестроительной корпорацией "Исузу моторс" начали осуществлять в Узбекистане еще один масштабный проект. Японцы перекупили освободившееся место иностранного партнера в Самаркандском автобусном заводе. В свое время завод сотрудничал с турецкой компанией "КОЧ авто", но там что-то не поделили, и туркам пришлось уйти.
Японский посол говорит об автомобилестроительном проекте так:
"Подписано соглашение по техническому содействию с самаркандской компанией. "Исузу" предоставляет детали. Самаркандская компания, в свою очередь, пользуясь этими деталями, производит свои автобусы. Первый шаг сделан. Считаю, что это очень важный первый шаг".
Ожидается, что уже в текущем году с конвейера Самаркандского автобусного завода сойдут полторы тысячи автобусов "Исузу", а со временем начнется и производство малых грузовиков. Интересно, что и здесь японцы тщательно подготовили "базу" для своего бизнеса. Так, постановлением узбекского правительства покупатели японских автобусов самаркандского производства до 2010 года освобождены от дорожного налога, а с 1-го марта нынешнего года в страну запрещен ввоз автобусов того класса, что производятся в Самарканде.
В общем, все вышеперечисленное дает право послу Юичи Кусумото смотреть в будущее с оптимизмом:
"Мне кажется, наши отношения - очень теплые. Душевные, человеческие отношения. Это мы, японская сторона, очень высоко оцениваем",
- подчеркнул в интервью "Немецкой Волне" Чрезвычайный и полномочный Посол Японии в Республике Узбекистан Юичи Кусумото.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |