Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Специалисты недооценивают перспективы исламской радикализации Киргизии

23.01.2007. ИА «24 kg»

В настоящее время в Кыргызстане действует множество научно-исследовательских институтов. У каждого из них есть свои цели и задачи, все они осуществляют свою деятельность в определенных областях. Одним из таких учреждений является Институт стратегического анализа и прогноза при Кыргызско-Российском Славянском университете (ИСАП КРСУ), который за относительно короткое время существования успел заявить о себе широкой общественности. Сегодня на вопросы ИА "24.kg" отвечает ученый секретарь ИСАП Асия Эсенбекова.

- Асия Таштанбековна, можно поподробнее узнать об институте, чем он занимается?

- Институт стратегического анализа и прогноза при КРСУ создан летом 2005 года решением ученого совета КРСУ и приказом ректора вуза Владимира Нифадьева. После завершения всех регистрационных процедур мы с головой окунулись в научно-исследовательскую деятельность.

Подчеркну, что наш институт, исходя, прежде всего, из интересов Кыргызстана, организует свою работу в двух направлениях. Это сбор, анализ и среднесрочное прогнозирование развития ситуации в республике и государствах Центральноазиатского региона. А также содействие в информационно-аналитическом обеспечении процесса принятия решений руководством страны.

- Надо полагать, что столь важные вопросы решаются очень большим количеством сотрудников…

- Вовсе нет. Ведь важно не количество, а качество специалистов. В институте в настоящее время работает двенадцать сотрудников, которые окончили лучшие вузы как в Кыргызстане, так и за рубежом, в том числе среди нас три выпускника МГИМО, один - Мадридского университета. Практически все сотрудники прошли стажировки и курсы повышения квалификации в различных странах мира. У нас работают один доктор и два кандидата исторических наук, кандидаты политических, социологических, юридических наук. Некоторые сотрудники имеют серьезный опыт экспертно-аналитической работы в Международном институте стратегических исследований при президенте КР, который, кстати, создавал директор ИСАП КРСУ Акылбек Салиев. Так что наш научный центр имеет достаточно качественный кадровый потенциал для проведения особого типа работ в научно-исследовательской деятельности.

- Какими достижениями уже может гордиться институт?

- Из того, что было реализовано в течение 2005 года, можно выделить два исследования. Первое касается изучения отношения местного населения к иностранному присутствию в Кыргызстане в военной, экономической и гуманитарной сферах. Получили весьма интересные результаты, которые были доведены до политического руководства страны. Второе исследование касалось изучения наркотрафика, наркоситуации в регионе и их отрицательных последствий, влияющих на социальное самочувствие общества. И здесь мы получили весьма интересные наблюдения.

В 2006 году мы также провели два крупных фундаментальных исследования. Первое на тему "Эволюции исламистских группировок в Центральной Азии", второе - "Место и роль некоммерческих организаций Кыргызстана в демократическом развитии страны". На их примере попытаюсь ознакомить читателей с "кухней" и содержательной стороной нашей деятельности.

Дело в том, что в сегодняшних условиях социально-экономической нестабильности, которая напрямую связана c провалами экономических реформ, повлекшими увеличение числа материально и духовно обнищавших людей, страны Центральной Азии, среди которых и Кыргызстан, оказались благодатной почвой для распространения идей политического ислама и радикальных религиозных взглядов.

Многие наши коллеги не совсем адекватно воспринимают, а иные и вовсе игнорируют опасность распространения идей исламского радикализма в Кыргызстане. Соответственно, по степени таящихся в них угроз в общем списке проблем эту опасность нередко ставят на последнее место, до конца не понимая и не прогнозируя в перспективе ее отрицательных последствий.

Нежелание замечать проблему не означает ее отсутствия. В принципе, уже сегодня невооруженным взглядом видно быстрорастущее влияние ислама на политические процессы в государствах Центральной Азии. И с каждым годом оно становится все более очевидным и ощутимым. Мало у кого возникают сомнения в том, что исламская политическая оппозиция уже как устойчивое явление стала неотъемлемым фактором современной политической жизни как в странах Центральной Азии, так и во всем мире.

Для нас эта проблема явилась необходимостью проведения исследования теоретических основ исламской политической доктрины джихада, его практического применения, а также изучения и анализа основных тенденций развития идеологии исламского политического движения в Центральной Азии. Иначе говоря, целью исследования было изучение идеологической основы исламских политических группировок и определение степени влияния общемировых тенденций исламского политического движения на развитие политического ислама в Центральной Азии и Кыргызстане.

Главным преимуществом исследования является то, что оно представляет собой впервые проведенное детальное, системное изучение радикальных концепций в политическом исламе, включающих в себя терминологию джихада, внутреннюю организацию и формы деятельности радикальных группировок, их организацию, финансирование и социальный состав.

Мы также впервые провели подробный сравнительный анализ эволюции идеологии радикальных движений на Ближнем Востоке, проблематики джихада в контексте суицидных актов шахидов.

Очень важным и интересным стало изучение феномена исламизма в Центральной Азии в контексте влияния внешних факторов, связанных с общей политической ситуацией в мире, в частности в Ираке и Палестине, характеризующейся политикой великих держав в борьбе с международным терроризмом и религиозным экстремизмом. Большой исследовательский интерес представило и выявление особенностей исламских политических группировок в Центральной Азии как одной из важных составляющих общеисламской концепции развития на современном этапе.

- К каким же выводам вы пришли после завершения данного исследования?

- Наши эксперты считают, что очевидным стало усиление влияния внешнего фактора, а именно таких стран, как США, которые проводят последовательную политику в отношении верующей части общества, проживающего на территории Ферганской долины. Вместе с тем отмечается некоторое ослабление информационно-идейных, экономических позиций России в регионе, зачастую обусловленных непоследовательной позицией Москвы в Центральной Азии.

Также мы обосновываем появление нетрадиционных методов борьбы с национальными режимами. Для достижения своих целей новые социально-политические силы в основе своей деятельности, кроме традиционных методов борьбы (митингов, забастовок) со своими противниками, могут использовать ранее не использовавшиеся способы (террор) под лозунгом джихада.

- А второе исследование представляет интерес для широкой аудитории?

- Безусловно. Оно посвящено изучению деятельности некоммерческих организаций (НКО), фондов, правозащитных структур Кыргызстана, их современному состоянию и участию в общественно-политической жизни страны. Думаю, многим небезынтересно узнать о реальном месте и роли НКО в демократическом развитии Кыргызстана, степени их вовлеченности в политику, их влиянии на социально-политические процессы. Особое внимание мы уделили изучению воздействия на внутриполитические процессы иностранных и международных организаций, использующих в качестве инструмента местные НКО.

Если говорить о выводах в двух словах, то можно остановиться на некоторых основных моментах. В частности, современные НКО - лидеры Кыргызстана, составляющие его костяк, достигли такого этапа в своем развитии, когда НКО-сектор уже признается значимой общественной силой. Став достаточно влиятельным участником социально-политических процессов, НКО способны оказывать воздействие на развитие республики, на принимаемые властью решения, формировать общественное мнение, регулировать гражданскую активность людей.

В то же время характерным (не только для нашей республики) стал факт прямой финансовой зависимости кыргызских НКО от иностранных грантодателей, доноров, спонсоров и т.п. Сложившиеся современные взаимоотношения между иностранными и международными организациями, с одной стороны, и НКО страны - с другой, носят характер отношений "заказчик – исполнитель", при этом первые зачастую навязывают вторым свою политическую волю. Учитывая направленность деятельности ряда крупных НКО, а также источники финансирования, очевиден факт усиления влияния США через них в стране, с одновременным ослаблением влияния России.

- Получается, что большинство НКО в Кыргызстане - зависимы от зарубежных доноров и не могут в достаточной степени саморазвиваться и самореализоваться?

- Да. По мнению наших экспертов, зависимость НКО не может не отражаться на состоянии развития всего третьего сектора, на разрешении проблем и потребностей НКО, а также реализации их собственного потенциала. Проведенное исследование позволило выявить наиболее актуальные проблемы и потребности наших НКО. Сюда относятся нехватка финансовых ресурсов, отсутствие достаточного количества профессионально подготовленных кадров, соответствующего опыта, офисного оборудования. К проблемам иного характера можно отнести неэффективность деятельности большей части НКО, кратковременность их существования, которое заканчивается, как правило, с прекращением финансирования программы, под который был получен грант. Однако, несмотря на наличие серьезных проблем, в определенной степени тормозящих развитие третьего сектора, необходимо отметить имеющийся потенциал НКО, развитие которого, несомненно, сыграет положительную роль в дальнейшем его становлении.

Во-первых, это наличие уже сформировавшегося ядра успешных НКО и их сотрудников, достаточно эффективно решающих задачи, стоящие перед ними, и дающих импульс для развития института некоммерческих организаций в Кыргызстане.

Во-вторых, это имеющийся багаж приобретенного опыта и знаний сотрудников НКО, необходимых для дальнейшего развития всего сектора.

В-третьих, динамичность, энергичность и гибкость работы НКО.

И последнее, это сложившийся положительный общественный имидж НКО среди населения.

- Асия Таштанбековна, извините за некорректный вопрос, а финансирование вашего института, его исследовательские изыскания за чей счет производятся?

- Все темы научных исследований предлагаем мы сами и получаем утверждение Федерального агентства по образованию Российской Федерации. Так как наш институт является структурным подразделением КРСУ, финансирование также проводится из бюджета самого Славянского университета.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ