Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
26.01.2007. Деловая неделя, Казахстан
Юрий Сигов, Вашингтон
Во внешней политике Таджикистан берет все больше пример с Казахстана
Во внешней политике Таджикистан берет все больше пример с Казахстана, развивая отношения со всеми соседями без излишней идеологии и предрассудков прошлого
Когда в сентябре прошлого года президент Казахстана Назарбаев находился с официальным визитом в столице США, то некоторые американские конгрессмены покритиковали гостя из Астаны за его якобы "излишнее" сползание к дружбе и сотрудничеству с Россией и особенно с Китаем (в частности, это касалось прокладки нефтепровода в районы Западного Китая). Тогда казахский президент пояснил американцам, что Казахстан - не проамериканская, не пророссийская и уж тем более не прокитайская страна, и беспокоиться им якобы по поводу тесного сотрудничества Астаны и Пекина явно не стоит.
В последние годы Китай уделяет все большее внимание Таджикистану, что выражается в частых контактах на личном уровне
Между тем ближайшие географические соседи Казахстана - Кыргызстан, Узбекистан и особенно Таджикистан, судя по всему, также решили взять на вооружение беспроигрышную "многовекторность" в своей нынешней внешней политике и укреплять сотрудничество не только с Соединенными Штатами (а без них достаточно бедным Таджикистану и Кыргызстану просто никуда не деться), но также с Китаем и Россией.
Третий пекинский заезд
В том, что касается отношений с Китаем, республики Центральной Азии еще во времена бывшего СССР по мере возможности достаточно активно сотрудничали. И даже при наличии идеологического противостояния Москвы и Пекина в республиках тогдашней Средней Азии посматривали все равно на Китай как на выгодный рынок , "большого азиатского брата", а позднее - и как на могучую державу, с которой лучше не ссориться, а взаимовыгодно сотрудничать.
В последнее время свои связи с КНР решил активизировать Таджикистан. Совсем недавно завершился официальный визит в Поднебесную президента Таджикистана Эмомали Рахмонова. Официально главной целью этого визита называлось подписание соглашения о сооружении нескольких гидроэлектростанций в Таджикистане с участием китайского капитала, однако на самом деле повестка дня этого визита была куда обширнее и насыщеннее.
Прошедший визит в Китай был уже третьим для руководителя Таджикистана с момента обретения независимости этой республикой. Приурочен он был к 15-летию установления дипломатических отношений между Душанбе и Пекином, и сам визит носил характер "плодотворного укрепления дружбы и сотрудничества между народами Китая и Таджикистана".
Следует заметить, что по-настоящему активно сотрудничать между собой Таджикистан и Китай стали сравнительно недавно. Долгое время, как известно, в Таджикистане шла братоубийственная гражданская война, и Китай, в отличие от России, не вмешивался напрямую во внутренние дела этой республики и не оказывал помощь президенту Рахмонову в борьбе с его противниками.
Но как только ситуация в Таджикистане немного нормализовалась, китайские руководители посчитали, что больше оставаться в стороне нет смысла, и было принято решение пойти на активное сближение - прежде всего экономическое - с нынешним руководством Таджикистана. При этом не забыли в Пекине и о большой приграничной политике в своих отношениях с Душанбе: так, КНР предложила Таджикистану в кратчайшие сроки урегулировать вопросы спорных приграничных территорий, пообещав сразу же после закрытия пограничных вопросов инвестиции и техническую помощь республике, которая только-только вышла в тот момент из состояния гражданской войны.
Подобный размен "территории на братскую помощь" привел к тому, что Душанбе фактически добровольно уступил Китаю примерно тысячу квадратных километров своей территории (правда, в труднодоступных горных районах, которые не имели особого значения для хозяйственного развития Таджикистана). При этом Китай в ответ обеспечил Таджикистану свободный транспортный коридор, по которому из республики могли теперь поставляться на мировые рынки грузы и товары (напомню, что до этого Таджикистан фактически находился все время в жесткой транспортной блокаде из-за крайне напряженных отношений с Узбекистаном, а также перманентной войны в соседнем Афганистане).
Электростанции, дороги и оружие
Китай, получив небольшие участки территории от Таджикистана, стал активно помогать этой республике, которая тоже располагает огромными залежами важных природных ископаемых. При этом в Таджикистане остро стояли как вопросы снабжения имеющихся предприятий по добыче полезных ископаемых дешевой электроэнергией, так и создания транспортной инфраструктуры, без которой в горных и труднодоступных районах республики вообще немыслимо никакое экономическое развитие.
Именно Китай оказал помощь Таджикистану в сооружении (она была проложена два года назад) шоссейной дороги через перевал Кульма в сторону Каракорума. Эта дорога связала с центром страны Горно-Бадахшанскую область Таджикистана, которая впервые за долгие годы получила возможность нормально поставлять свои товары на другие рынки, а также развивать у себя целый ряд производств и наладить надежное снабжение всем необходимым для жизни населения.
Предложил Китай Таджикистану и тесное военное сотрудничество - как в рамках Шанхайской организации сотрудничества, так и на двусторонней основе. В прошлом году, к примеру, прошли масштабные анти-террористические учения под названием "Взаимодействие". В них приняли участие отдельные части китайских ВВС, а также подразделения тяжелой бронетехники армии Таджикистана. А в ходе самих учений отрабатывались вопросы взаимодействия различных родов войск и операции по ликвидации террористических групп, которые якобы проникли на территорию горных районов Таджикистана из "третьих государств".
При этом хотя эту самую "третью террористическую сторону" в ходе учений конкретно не называли, таджикские военные открыто намекали на то, что им, может быть, и придется бороться с вооруженными формированиями радикальной группировки "Хизб ут-Тахрир" (об этих же потенциальных боевиках все время говорят и руководители соседнего Узбекистана). А вот для китайских военнослужащих вероятным противником может стать вооруженная группировка "Освободители Восточного Туркестана", которая якобы базируется в Китае в Синьцзян-Уйгурском автономном округе (населенном преимущественно мусульманами) и выступающими за отделение его от КНР.
Символично и то, что Китай пообещал снабдить таджикские подразделения оружием и техникой, причем Душанбе уже оповестил о подобном сотрудничестве руководство Организации по Безопасности и Сотрудничеству (ОДКБ), в которую входят помимо Таджикистана и России также Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, а также Армения и Беларусь.
Рассчитывают в Душанбе и на широкомасштабное экономическое сотрудничество с Китаем, особенно в сфере энергетики. Дело в том, что сразу же после развала Советского Союза, по существу, только Россия активно обозначала свое присутствие в этом секторе экономики страны, а другие государства, побаиваясь политической нестабильности в Таджикистане и продолжавшейся гражданской войны, не решались рисковать ни с инвестициями, ни с сотрудничеством.
Позднее, когда ситуация в Таджикистане более или менее нормализовалась, к кооперации в сфере энергетики проявили интерес Соединенные Штаты и Иран. В то же время Китай продолжал выжидать, и только в прошлом году, словно проснувшись от "энергетической спячки", наконец-таки пошел в Таджикистан со своими деньгами и проектами.
На переговорах в Пекине президента Таджикистана Рахмонова и председателя КНР Ху Цзинтао особенно подробно обсуждалось именно сотрудничество в сфере гидроэнергетики. Пока Китай оказывает Таджикистану помощь в сооружении высоковольтной линии электропередачи Юг-Север. Пекин выделил на этот проект 60 млн. долларов и выразил готовность расширить инвестиции на 2007 год еще на 65 млн. долларов.
Также в этом году Китай предложил Таджикистану построить Яванскую ГЭС в Согдийской области республики. Стоимость этого проекта может достигнуть суммы в 100 млн. долларов, плюс КНР выразила готовность оказать содействие в сооружении еще нескольких ГЭС на реке Зерафшан. Их стоимость может выйти на уровень 400 млн. долларов, и в этом случае китайская сторона хотела бы получить для себя долгосрочные контракты на снабжение соседних пограничных районов Китая энергоресурсами Таджикистана.
Со своей стороны Таджикистан вроде бы не против такого варианта сотрудничества, но при этом официальный Душанбе хотел бы, чтобы построенный в Таджикистане китайцами объект становился собственностью государства только спустя 5-7 лет после сдачи в эксплуатацию. Китайская же компания -подрядчик, со своей стороны, предлагает другой вариант: построенная китайцами ГЭС сразу же становится собственностью Таджикистана после пуска в эксплуатацию, а вложенные в сооружение станции деньги (то есть китайские инвестиции) считаются долгосрочным кредитом, который будет погашаться по специальному договору между Душанбе и Пекином.
В любом случае Китай может уже в самое ближайшее время серьезно потеснить на таджикском энергетическом рынке своих конкурентов из Соединенных Штатов и России, а в сфере строительства шоссейных дорог и горных тоннелей - тех же иранцев, которые также расширяют свое сотрудничество (и прежде всего - в предоставлении Душанбе долгосрочных кредитов) с Таджикистаном.
К тому же, нельзя забывать о том, что Китай помимо энергетики, военного сотрудничества и сооружения дорог хотел бы всерьез заняться добычей в Таджикистане полезных ископаемых. Так, Пекин уже имеет разрешение таджикского руководства на добычу руды на Алтын -Топканском и Пойбулокском месторождениях, а в этом году Китай хотел бы получить разрешение и на добычу урановых руд в Таджикистане.
Разумеется, у Китая в расширении подобного сотрудничества с Таджикистаном есть свои далеко идущие стратегические цели, и нынешняя активизация присутствия китайского капитала в республике - лишь начало большого политического и экономического пути, который Пекин будет проводить последовательно и неумолимо. Со своей стороны руководство Таджикистана также имеет свои интересы в этом диалоге с Пекином, надеясь прежде всего создать некое подобие конкуренции в сфере инвестиций и создания производств между Пекином, Москвой и Вашингтоном.
При этом, правда, не будем забывать о том, что та же Россия или США находятся географически далеко от Таджикистана, а Китай - очень даже близко. Да и ситуация в соседнем с Таджикистаном Кыргызстане, где почти вся розничная торговля, многие сферы промышленности и сервиса уже давно прибраны к рукам китайцами, может недвусмысленно удерживать таджикское руководство от более масштабной кооперации с КНР. Вместе с тем скрытая экономическая экспансия в Таджикистан со стороны Китая фактически неизбежна, а это может уже в ближайшие годы привести не только к укреплению позиций китайского капитала в этой республике, но и переселению примерно полумиллиона выходцев из Китая на территорию Таджикистана (заняты они будут в основном в мелком бизнесе и торговле).
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |