Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Особенности и итоги выборов в местные советы РБ
Отдел Белоруссии Института стран СНГ
Прошедшие в Белоруссии 9 – 14 января 2007 года выборы депутатов местных советов 25-го созыва, как и предшествующая им предвыборная кампания прошли по вполне предсказуемому сценарию и не принесли явных сенсаций. Всего в выборах депутатов местных советов по официальным данным приняло участие 79,2% избирателей. В соответствии с недавно принятыми поправками в избирательное законодательство избрание депутатов впервые проводилось в один тур на основе принципа относительного большинства. Помимо политических причин, «упрощение» процедуры выборов, по словам бессменного председателя Центральной комиссии РБ по выборам и проведению республиканских референдумов Лидии Ермошиной, позволило сэкономить примерно 40% бюджетных средств от общей сметы. Под идею удешевления выборов республиканское руководство тут же подверстало проект совмещения местных и парламентских выборов, что, в случае его осуществления, коренным образом изменит механизм формирования представительных органов и электоральные правила.
Вместе с тем переход на голосование в один тур обусловил смещение внимания к явке на выборы, поскольку выборы признаются состоявшимися только, если в голосовании примут участие более 50% избирателей от общего списка. На последних местных выборах в списки избирателей были включены более 7 млн. граждан республики. Как и ожидалось самыми активными были белорусские крестьяне (процент принявших участие в голосовании по выборам в сельсоветы, например, составил – 93,1), а наименьший интерес к выборам проявили избиратели столицы Белоруссии. Последнее обстоятельство вызвало напряженность и нервозность в Центризбиркоме и у столичных чиновников, отвечавших за выборы. Только к 20 часам в последний день выборов в Минске удалось преодолеть 50% барьер: на участки пришли 53,6% горожан (позже Центризбирком поправил эти данные и обнародовал более высокие цифры – 60%). ЦИК РБ поспешил возложить всю вину за такую низкую явку минчан на кандидатов в депутаты, которые не смогли правильно и активно провести предвыборную агитацию. В любом случае, «голосование ногами» в Минске не дает оснований считать прошедшие выборы столь уж комфортными для организаторов, как их окрестила председатель Центризбиркома Ермошина.
В Минске были избраны все 55 депутатов городского совета. Из них 20 депутатов – женщины, 3 являются представителями политических партий – Коммунистической партии Белоруссии, Либерально-демократической и Социально-спортивной партий.
Формально воспользоваться своим избирательным правом в ходе местных выборов могли также более 70 тысяч граждан России, постоянно проживающих на территории Белоруссии. Из общего количества данной категории россиян 17 человек смогли зарегистрироваться в качестве кандидатов в депутаты в низовые органы самоуправления республики. По результатам выборов 11 граждан России получили поддержку белорусских избирателей.
Сведения об итогах выборов депутатов местных советов депутатов Республики Беларусь 25-го созыва
Советы депутатов | ||||||||
Минский городской |
областные |
районные |
городские (городов областного подчинения) |
городские (городов районного подчинения) |
поселковые |
сельские |
ВСЕГО | |
Число советов депутатов |
1 |
6 |
118 |
13 |
14 |
66 |
1 363 |
1 581 |
Число избирательных округов |
55 |
360 |
4195 |
460 |
256 |
889 |
16 446 |
22 661 |
Избрано депутатов |
55 |
360 |
4189 |
460 |
255 |
889 |
16 432 |
22 639 |
Число избирательных окруов, в которых выборы признаны несостоявшимися |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Число избирательных округов, в которых выборы не проводились |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
3 |
Число избирательных округов, в которых баллотировался один кандидат, не набравший необходимого количества голосов |
- |
- |
6 |
- |
1 |
- |
11 |
18 |
Число избирательных округов, в которых выборы признаны недействительными |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Число избирательных округов, в которых предстоят повторные выборы |
- |
- |
6 |
- |
1 |
- |
14 |
21 |
Число советов депутатов, в которых избрано более половины депутатов |
1 |
6 |
118 |
13 |
14 |
66 |
1 363 |
1 |
Всего от различных политических партий, общественных объединений и трудовых коллективов за ходом выборов (по данным ЦИК РБ) следило около 16 тыс. «национальных наблюдателей». Основная часть наблюдателей была направлена общественными объединениями - 62,2% от общего количества (БРСМ, ФПБ, ветеранские и женские организации), а также трудовыми коллективами. Только 2,4% от всего количества «национальных наблюдателей» являлись представителями политических партий, число наблюдателей от оппозиционных партий вообще было минимальным - 0,2%. Иностранные наблюдатели не были допущены властями Белоруссии к контролю голосования на избирательных участках, был запрещен мониторинг выборов со стороны неправительственных организаций и экспертов.
Из 22661 избирательного округа Центральная избирательная комиссия РБ признала выборы состоявшимися по 22658 округам. По итогам выборов-2007 был сформирован 1581 местный Совет в правомочном составе. Избрано по всей республике 22639 депутатов. Среди них 45,7% составили женщины и почти половину депутаты, переизбранные на очередной срок. Обращает на себя внимание тот факт, что в советы различных уровней прошло исключительно малое число представителей политических партий (1,5%) и белорусской молодежи (6,3%). Зато в местные органы самоуправления попала значительная группа государственных служащих (16,9%), что отражает специфику системы власти в республике. Поразило то, что в урбанизированной, промышленной Белоруссии треть от общей численности депутатов составили селяне. Это косвенно свидетельствует о том, что именно в жителях деревень и сел власть видит (и находит) свою социальную опору.
Предвыборное законодательство Белоруссии предусматривает возможность досрочного голосования. Если верить данным Центризбиркома, в досрочном голосовании на выборах в депутаты местных советов в Белоруссии приняла участие почти пятая часть (18,8%) избирателей от общего списка (!). Наибольший вклад в досрочное голосование внесли воинские части и учебные заведения. Как, например, сообщил исполнительный директор Белорусского Хельсинкского комитета Олег Гулак 12-13 января в минские ВУЗы из администрации президента поступило распоряжение обеспечить 100% явки студентов на досрочное голосование. Насколько подобное утверждение соответствует действительности сказать трудно, но студентам, учащимся ПТУ и техникумов действительно настойчиво рекомендовалось проголосовать досрочно.
Стоит заметить, что, несмотря на высокую (по официальным данным) явку избирателей, на предвыборные встречи с кандидатами в депутаты приходило очень мало людей, иногда не более десятка. Это свидетельствует и о низком интересе белорусов к этим выборам, где конкуренция в среднем составляла 1,1 на место депутата, и о том, что со своим конкретным выбором избиратели определялись в большинстве случаев непосредственно в день голосования на избирательном участке.
Белорусские оппозиционные партии еще раз наглядно продемонстрировали, что для них главным приоритетом являются выборы президента: все остальные избирательные кампании, на основе которых формируются представительные органы РБ, рассматриваются как второстепенные. Лидеры оппозиции сосредоточились на подготовке массовых выступлений своих сторонников в день предстоящей годовщины президентских выборов 19 марта 2007 г. В силу такого отношения оппозиция не стала растрачивать силы, и поэтому не смогла не только провести хоть какое-то значимое количество своих представителей в местные представительные органы, но и организовать более-менее заметную пропагандистскую кампанию.
Лидеры оппозиции неоднократно заявляли о препонах чинимых со стороны властей предвыборной деятельности оппонентов власти. Но подобные утверждения не совсем корректны, т.к. специально созданная властями и, фактически, полностью подконтрольная администрации президента общереспубликанская избирательная вертикаль относилась ко всем партиям и общественно-политическим объединениям (в том числе и открыто пропрезидентским) не только одинаково равнодушно, но и «спокойно недоброжелательно». Подобное отношение «горки» к пропрезидентским партиям, уравнивание данных организаций с оппозиционными структурами проявилось впервые и вызвало недоумение и возмущение у ряда партфункционеров, всегда демонстративно поддерживавших главу государства.
Результаты выборов для лояльных политическому режиму партий и общественно-политических объединений резко отличались друг от друга. Наибольшее количество депутатских мандатов получил пропрезидентский (фактически является структурным подразделением администрации президента Лукашенко) Белорусский республиканский союз молодежи. Всего депутатами стали 1465 членов БРСМ: 17 вошли в состав областных и Минского городского совета депутатов, 358 – в районные, 44 – в городские, 1046 – в поселковые и сельские советы депутатов. В составе окружных избирательных комиссий работали 338 членов БРСМ. В качестве наблюдателей в комиссии по выборам в местные советы были направлены 5989 членов БРСМ. В составе участковых избирательных комиссий работали 3504 члена БРСМ и 481 человек – в составе территориальных избирательных комиссий.
Коммунистическая партия Белоруссии (КПБ) выдвинула 600 кандидатов в депутаты, из них было зарегистрировано 483. Депутатами было избрано в итоге 390 членов КПБ (больше всего в районные советы – 206), что является очевидным достижением этой политической структуры. Республиканской партии труда и справедливости (РПТС) удалось провести лишь 18 своих членов в советы низового уровня. Незначительное количество депутатов вошло в составы советов от Либерально-демократической партии Белоруссии (ЛДПБ) и Социально-спортивной партии.
Следует констатировать, что все политические партии находились в равных условиях. И если их представители вели предвыборную агитацию в рамках действующего в республике избирательного законодательства, то никаких особых препятствий со стороны властей не чинилось. Конечно, действующие в Белоруссии правила проведения избирательной кампании сводят на нет такие преимущества радикальной оппозиции как финансовое обеспечение со стороны западных спонсоров. Например, изготовление предвыборных агитационных материалов разрешено только в рамках выделяемой Центризбиркомом довольно скромной суммы и исключительно на территории Белоруссии.
При этом партийные кандидаты (не только оппозиционные) активно использовали выделенные государством ресурсы, и поэтому они в той или иной мере были известны населению «своих» избирательных округов. В то же время партиями слабо применялся способ поквартирной агитации, что, по всей видимости, является следствием неразвитости организационных структур партий на местах.
О причинах провальной предвыборной кампании оппозиции довольно откровенно заявил еще до начала голосования один из бывших кандидатов в президенты Белоруссии Александр Милинкевич. По его словам, любые заявления лидеров политических партий о снятии демократических кандидатов свидетельствуют о неуверенности в своих силах этих руководителей, которые так и не смогли организовать широко разрекламированную общенациональную политическую кампанию «местные выборы». В частности, Милинкевич отметил, что в более 20-ти тысячах избирательных округов оппозиционные партии выставили все вместе менее тысячи кандидатов. Но и эта цифра, – как считает он, – по данным осведомленных людей, завышена чуть ли не в два раза. Сложилось впечатление, что лидеры партий не знали, в каких условиях доведется проводить избирательную кампанию. Разговоры о том, что власти не печатают листовки, запрещают встречи, звучат неубедительно, - подчеркнул оппозиционный функционер.
Из оппозиционных партий в выборах не участвовала Партия коммунистов Белорусская (ПКБ). Призвали бойкотировать выборы один из лидеров БНФ Зенон Позняк (из США) и лидер Белорусской социал-демократической партии (Грамада) Александр Козулин (из исправительной колонии №3). Тем не менее, некоторые члены ПКБ в личном порядке приняли участие в местных выборах, а десять из них стали депутатами.
Приняли участие в выборах Объединенная гражданская партия и БНФ (В). Председатель ОГП Анатолий Лебедько, правда, снял свою кандидатуру 12 января с выборов в Мингорсовет, заявив, что «исключает всякую возможность проведения справедливых выборов в Белоруссии при нынешней власти». При этом Лебедько сообщил, что из 202 членов ОГП, заявивших о своем намерении участвовать в политической кампании «местные выборы», только 60 смогли преодолеть барьер регистрации, а из 537 активистов ОГП, выдвинутых в Минске в избирательные участковые комиссии, власти не включили в состав ни одного человека.
Очевидно, что после проигрыша на президентских выборах-2006 оппозиционные структуры так и не смогли прийти в себя. Лишь краткий период времени прошлогодних мартовских выборов оппозиционная коалиция еще пыталась сохранять видимость единства. Но очень скоро противоречия в оппозиционной среде усилились, выявился явный раскол по проблеме единого лидера и по вопросу актуальности проведения конгресса демократических сил. Ряд лидеров оппозиционных партий сегодня считает фигуру Милинкевича «отыгранной», а его заявления и действия – мешающими нормальному развитию процесса демократизации Белоруссии и сплочению оппозиции вокруг действительно единого вождя.
Оппозиционеры не сумели сблизить позиции при попытке сформировать общий координационный центр, а также организовать сеть независимого наблюдения за ходом выборов. Об организации массовых мероприятий оппозиции (уличных шествий, демонстраций, пикетов и т.п.) речи вообще не велось, оппозиционные функционеры заранее отказались от этой идеи, считая, что нужно приберечь такого рода ресурс к годовщине выборов «нелегитимного» президента в марте 2007 г. Не прибавилось общественного авторитета и у лидеров оппозиционных партий. Так, например, председатель Партии БНФ (В) Винцук Вечорка проиграл выборы в 45-м Мирошниченковском округе Минска другому кандидату, малоизвестному предпринимателю.
Фактически прямо попытался воздействовать на ход выборов и белорусский президент: когда уже набирал обороты процесс голосования, 12 января Лукашенко подписал указ «О повышении роли органов местного управления и самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения населения». Скорее всего, это был заранее продуманный президентской администрацией ход, а не попытка активизации электоральных масс ввиду их пассивности.
В данном документе определен порядок формирования финансово-экономической базы бюджетов первичного уровня, вопросы поступления в бюджет местных налогов и сборов, перечень источников доходов. Дополнительные права были предоставлены указом Александра Лукашенко председателям сельских, поселковых и городских (города районного подчинения) исполнительных комитетов. Предусматривается и образование специального органа - совета по взаимодействию местных советов, который будет функционировать при верхней палате Национального собрания. Интересно, что до этого белорусский лидер заявлял о том, что никак не вмешивается в организацию местных выборов, целиком поручив это дело руководству областей и Мингорисполкома.
В целом агитационные материалы и выступления кандидатов в депутаты перед избирателями позволяют сделать вывод о том, что большинство участников предвыборной кампании не считают насущными реформы в сфере управления и экономике. Некоторые кандидаты в депутаты допускали критику отдельных, наиболее негативных проявлений деятельности административно-бюрократического аппарата республики, о которых до них уже сообщали средства массовой информации. Однако призывы к началу проведения экономических и политических реформ слышались только из стана оппозиционных кандидатов.
Результаты выборов в советы различных уровней косвенно свидетельствуют о том, что избиратели республики отдали предпочтение кандидатам, которые настроены на повседневную деятельность в условиях стабильной политической и экономической ситуации, спокойствия в обществе. У широких электоральных масс налицо падение интереса к политике, заслоняемое стремлением к достижению собственных интересов, повышению материального достатка, с одновременным проявлением доверия к сложившейся системе государственного управления, которая, по их мнению, еще не исчерпала своих возможностей. Избирательная активность в ходе местных выборов проявлялась на фоне гражданской пассивности, а латентная тревога широких слоев населения за свою будущую судьбу мало отражалась на выражении предпочтения каким-то конкретным кандидатам в депутаты.
Белорусское общество еще раз продемонстрировало поддержку правящего режима. Но не надо думать, что такая поддержка ему будет и далее автоматически оказываться без учета потенциального изменения различных обстоятельств. Например, экономический кризис, возрастание инфляции, дороговизна, снижение благосостояния и проявления дефектов аппарата управления неизбежно приведут к акцентированному предъявлению требований населения к властным структурам и попыткам ревизии эффективности политики президента.
Да и часть высшей бюрократии Белоруссии вполне отдает себе отчет в том, что ограничение «сверху» общественных инициатив и жесткий контроль за жизнью социума еще не гарантируют стабильности, могут при неблагоприятной экономической ситуации обернуться против правящего класса. Нельзя не учитывать и того, что внутри институциональной системы Белоруссии все большее значение приобретают неформальные личные связи, на основе которых складываются группы со вполне определенными интересами и критическим настроем. Эти особенности характерны и для системы советов всех уровней. Близость к повседневной практике и населению порождает у членов таких групп более острое восприятие социальной действительности, озабоченность и, нередко, стремление держаться в стороне от наиболее одиозных проявлений активности президентской администрации.
Вместе с тем, местные советы (областные, районные, городские (городов областного и районного подчинения), поселковые и сельские) остаются элементами централизованной административной системы управления, не имеющими достаточной самостоятельности и включенными в сферу общей правительственной деятельности. Республиканская власть рассматривает советы как солидарные и тесно сотрудничающие с ней органы, призванные укреплять и поддерживать политико-социальную стабильность на местах. Именно в этом контексте государственная администрация идет на предоставление депутатам местных советов определенных личных привилегий.
Поскольку в Белоруссии административная власть довлеет над судебной и срослась с последней, то это осложняет положение депутатского корпуса органов самоуправления. Депутаты вынуждены искать защиты и помощи в деле расширения своих прав и финансовых возможностей советов не у Национального собрания республики, а непосредственно у президента.
В Белоруссии не закон определяет правомерность и сферу полномочий советов, а глава государства. Александр Лукашенко, как представляется, в органах местного самоуправления видит главным образом учреждения, призванные решать отдельные хозяйственные проблемы в контексте общегосударственной политики его администрации. В целом белорусский президент не заинтересован в усилении роли и власти этих учреждений и, тем более, реализации принципов равенства местной и центральной власти. Поэтому советы вынуждены строить свою повседневную работу в государстве, где существуют жесткие ограничения сферы публичной политики при сосредоточении всех властных полномочий в руках президента и огромной роли бюрократического аппарата, а также инертности населения.
Все это определяет социально-психологический климат на местах и диктует заданный сверху стереотип поведения депутатов. При этом ожидать, что кто-то из них начнет инициировать поиск баланса интересов и полномочий с президентской администрацией наивно. Последняя ждет от депутатского корпуса исключительно выполнения своих декретов, указов и распоряжений в конкретных регионах, городах и поселках. Возможности встречного движения инициатив снизу-вверх (от советов к администрации) практически отсутствуют, поскольку формы политической, экономической и социально-культурной жизни в Белоруссии сегодня задает президентская администрация, пользуясь оцепенением, иммобилизмом общества.
По сути, данные обстоятельства государственного устройства объективно превращают выборных демократическим путем депутатов местных советов в заурядных функционеров государственного аппарата. В определенную категорию чиновников низового уровня, лишенную во многом прав, привилегий и влияния по сравнению с другими отрядами разветвленной белорусской бюрократии.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |