Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

GazetaSNG,
8 октября 2002

Тайные планы Ислама Каримова.

Павел Мартынов

Накануне саммита СНГ президент Узбекистана Ислам Каримов высказался в том смысле, что Содружество не оправдало себя и что это интеграционное объединение не имеет будущего. Здесь уместно напомнить, что аналогичные речи звучали из Ташкента перед тем, как он принял решение выйти из ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия). В ходе стамбульского саммита Черноморского экономического сотрудничества в конце июня министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов заявил, что когда Ташкент принимал решение о вступлении в ГУУАМ, состоящего из государств СНГ, не входящих в Договор о коллективной безопасности, то руководствовался стремлением интегрироваться в процесс многостороннего экономического сотрудничества. Однако каких-либо позитивных результатов в течение четырех лет участия достигнуто не было, и Узбекистан на данном этапе не видит рациональности своего дальнейшего участия в мероприятиях ГУУАМ.

Было бы наивно полагать, что Ташкент самоустранился от ГУУАМ без ведома и без соответствующего согласия Вашингтона. Как известно, в середине марта Ислам Каримов совершил официальный визит в США. Помимо выгодных для Ташкента контрактов, президент привез оттуда кредит на 55 млн дол. и, вероятно, карт-бланш на выход из ГУУАМ.

По всей видимости, Соединенным Штатам просто-напросто стала безынтересной организация ГУУАМ. Расчет оказался точным. Стоило Узбекистану объявить о выходе из ГУУАМ, заявления о недееспособности этой организации посыпались из Молдавии. Кроме того, аналитики полагают, что и Украина уже посматривает "на сторону". Не удивительно, что Вашингтон разочаровался в ГУУАМ, ведь главной заявленной целью существования этого блока был транспортный коридор Европа – Кавказ - Азия. Однако с момента формирования ГУУАМ прошло уже больше пяти лет, и за это время появилось множество других альтернативных транспортных проектов, в которых Соединенные Штаты имеют свой интерес.

Нельзя также сбрасывать со счетов то обстоятельство, что одной из целей отказа Ташкента от участия в ГУУАМ было изменение стратегического расклада (разумеется, в пользу США) заинтересованных конкурирующих сил не только в центральноазиатском и южнокавказском регионах.

Вместе с тем, представляется, что Вашингтон не устроили то ли темпы изменения этого самого "стратегического расклада", то ли он посчитал нужным усилить этот момент руками своего "представителя" на постсоветском пространстве. За два дня до саммита СНГ и в ходе душанбинской встречи лидеров государств Центральной Азии президент Ислам Каримов высказался против ухода американских военных из Центральной Азии до тех пор, пока в регионе не будут установлены мир и стабильность. Естественно, говорилось все это под благовидным предлогом и как-то уж очень по-американски. Каримов настаивал на том, что американцы должны оставаться в Центральной Азии столько, сколько нужно, чтобы "навести стабильность, обеспечить мир в Афганистане". При этом он подчеркнул, что Афганистан должен стать "зоной мира и согласия с соседями и выполнять все международные нормы".

Отметим также, что позиция Узбекистана относительно американского присутствия в регионе повлияла на то, что на саммите СНГ так и не удалось выработать единую позицию по Ираку. Как известно, одной из целей переговоров Владимира Путина с коллегами по Содружеству было попытаться убедить их не поддерживать планы США по проведению операции "Буря в пустыне – 2".

На фоне очередного проамериканского спича президента Узбекистана его нелестный отзыв об СНГ прошел явно незамеченным. Между тем, заявив о бесперспективности Содружества, Ислам Каримов, наверняка, бросил пробный шар, явно ожидая эффекта цепной реакции, как это, собственно, происходит сегодня с ГУАМ.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ