Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Алексей Смольский
Еще 16 лет назад Беларусь была одной из союзных республик СССР, а ее экономика – частью экономики огромной страны и развивалась в рамках системы союзного и международного социалистического разделения труда.
Республика занимала достойное место в экономике СССР, что характеризуется следующими показателями. Занимая 0,9% территории СССР, Беларусь в 1990 г. имела долю в 3,6% от общей численности населения и 3,4% от стоимости основных производственных фондов, производила 4% валового национального продукта (ВНП), 4,5% продукции промышленности и 5,6% продукции сельского хозяйства страны. По объему производства продукции отраслей специализации Беларуси в рамках союзного разделения труда ее доля составляла: по минеральным удобрениям – 18,9% (в т.ч. по калийным – 55,5%), химическим волокнам и нитям – 30,7%, тракторам – 20,3%, металлорежущим станкам – 9,8%, грузовым автомобилям – 5,4%, телевизорам – 12,3%, велосипедам – 14,4%, льняным и шелковым тканям – 10,3%, мясу в убойном весе – 5,9%, молоку – 6,9%, картофелю – 13,5%, льноволокну – 21,2%. Поставки продукции легкой промышленности за пределы республики составляли около 40%, а тракторов, грузовых автомобилей, металлорежущих станков, вычислительных машин, кузнечно-прессового оборудования – до 80%. С 1974 г. вывоз продукции из Беларуси превышал ввоз и достигал 30% от общего объема производства республики (ввоз – около 26%).
Беларусь была экономически развитой республикой Советского Союза, на территории которой располагалась преимущественно обрабатывающая промышленность, использующая сырье, поставляемое из других республик. Это дало возможность достичь одного из самых высоких в СССР уровней ВНП на душу населения (3956 руб. в 1990 г.), на 13,8% превышавшего средний по стране. Профицит бюджета составлял 2,6% к ВНП.
Последовавший за распадом СССР в 1991 г. разрыв территориальных и хозяйственных связей стал особенно болезненным для экономики Беларуси. Если с 1979 до 1990 г. темпы роста (к предыдущему году) продукции промышленности составляли от 4,6 до 6,9%, потребительских товаров – от 3,2 до 7,6%, грузооборота транспорта общего пользования – от 1,3 до 6,2% (за исключением 1979, 1982 и 1990 гг.), пассажирооборота транспорта общего пользования – от 1,7 до 5,9%, розничного товарооборота – от 2,1 до 14,7% (за исключением 1982 г.), то последующая ситуация может быть охарактеризована данными, приведенными в таблице 1.
Динамика изменения показателей объема производства по экономике в целом и в различных отраслях свидетельствует о том, что с 1991 по 1995 гг. в Беларуси наблюдался ярко выраженный спад производства. С 1996 г., вследствие предпринимаемых государством мер по восстановлению системы управления, экономическое положение страны начало стабилизироваться, по важнейшим макроэкономическим показателям достигнут существенный рост. Это послужило обоснованием для продолжения и усиления политики, основанной на значительном вмешательстве государства в экономику, планировании основных направлений и целевых показателей ее развития.
Таблица 1 – Индексы
отдельных показателей развития экономики Беларуси в 1991 – 2005 гг.
(в сопоставимых ценах; в процентах к 1990 г.)
Показатели |
Годы | ||||||||||||||
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
Валовой внутренний продукт |
99 |
89 |
83 |
73 |
65,2 |
67,0 |
74,6 |
80,9 |
83,7 |
88,6 |
92,8 |
97,4 |
104,2 |
116,1 |
126,8 |
Продукция промышленности |
99 |
90 |
81 |
70 |
61,4 |
63,5 |
75,4 |
84,7 |
93,4 |
100,7 |
106,6 |
111,4 |
119,3 |
138,3 |
152,8 |
Производство потребительских товаров |
101 |
96 |
91 |
79 |
59,9 |
65,3 |
80,2 |
96,8 |
105,8 |
110,1 |
117,6 |
123,1 |
132,7 |
150,2 |
167,0 |
Продукция сельского хозяйства |
95 |
87 |
90 |
77 |
73,6 |
75,4 |
71,7 |
71,2 |
65,3 |
71,4 |
72,7 |
73,2 |
78,0 |
87,8 |
89,3 |
Грузооборот транспорта общего пользования |
90 |
75 |
58 |
41 |
35,4 |
35,0 |
40,0 |
40,3 |
40,0 |
41,4 |
40,2 |
45,8 |
51,5 |
54,3 |
59,0 |
Пассажирооборот транспорта общего пользования |
96 |
88 |
84 |
69 |
54,4 |
48,1 |
51,6 |
53,6 |
63,1 |
64,7 |
59,5 |
53,9 |
50,2 |
51,1 |
50,3 |
Розничный товарооборот |
92 |
72 |
62 |
56 |
43,1 |
56,2 |
66,3 |
83,6 |
92,5 |
103,4 |
132,6 |
147,8 |
163,0 |
181,7 |
219,0 |
Представляет интерес выявляющаяся неадекватность изменения стоимостных и натуральных показателей производства. В частности, объем производства продукции промышленности в сопоставимых ценах в 2005 г. по сравнению с 1990 г. достиг 152,8%. Однако во многих отраслях промышленности произошло падение объемов производства в натуральном выражении. Так, объем производства электроэнергии составил 78,5%; добычи нефти, газа и топливного торфа – соответственно 86,9, 76,8 и 67,1%, первичной переработки нефти – 50,2%, производства бензина – 74,5%; дизельного топлива – 83,9%; топочного мазута – 37,5%; чугунного литья – 31,4% (в черной металлургии увеличилось только производство стали – на 86,7%, стальных труб – на 20,3%, готового проката – в 2,7 раза и металлокорда – в 3,9 раза). В химической и нефтехимической промышленности произошло значительное падение производства по всем основным видам продукции, кроме труб и деталей трубопроводов из термопластов, стеклопластиков и изделий из них, такая же ситуация в машиностроении (хотя появились новые виды продукции – троллейбусы, персональные компьютеры, минитракторы и электропылесосы; увеличилось только производство автобусов, телевизоров, экскаваторов, холодильников и морозильников, стиральных машин и электроутюгов), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (увеличилось только вывозка древесины, производство древесноволокнистых плит, целлюлозы и обоев), промышленности стройматериалов (увеличилось производство только цемента, керамических глазурованных плиток и санитарных керамических изделий), легкой, пищевой промышленности (увеличилось производство только колбасных изделий, жирных сыров, растительного масла, рыбных консервов, соли, сухофруктов, сахара-песка, минеральной воды и алкогольных напитков). Из отслеживаемых статистикой показателей производства 136 основных видов промышленной продукции в натуральном выражении увеличение (появление новых видов продукции) произошло только по 31 позиции.
Снизился и уровень использования производственных мощностей в экономике (таблица 2), что неизбежно приводит к увеличению условно-постоянных затрат предприятий и снижению ценовой конкурентоспособности продукции.
Таблица 2 – Уровень
использования среднегодовой мощности предприятий Беларуси по выпуску
отдельных видов промышленной продукции в 1990 и 2005 гг. (в
процентах)
Наименование продукции |
1990 |
2005 |
Изменение, пункты |
Готовый прокат черных металлов |
98 |
100 |
+2 |
Металлорежущие станки |
84 |
62 |
-22 |
Кузнечно-прессовые машины |
100 |
41 |
-59 |
Минеральные удобрения |
89 |
99 |
+10 |
Химические волокна и нити |
97 |
73 |
-26 |
Грузовые автомобили |
89 |
87 |
-2 |
Подшипники качения |
99 |
29 |
-70 |
Тракторы |
100 |
84 |
-16 |
Цемент |
99 |
100 |
+1 |
Древесностружечные плиты |
96 |
78 |
-18 |
Сборные железобетонные изделия и конструкции |
91 |
51 |
-40 |
Холодильники и морозильники |
100 |
100 |
- |
Телевизоры |
98 |
56 |
-42 |
Стиральные машины |
93 |
53 |
-40 |
Мотоциклы |
93 |
15 |
-78 |
Велосипеды |
100 |
49 |
-51 |
Шерстяные суровые ткани |
96 |
28 |
-68 |
Шелковые суровые ткани |
89 |
35 |
-54 |
Хлопчатобумажные суровые ткани |
100 |
51 |
-49 |
Ковры и ковровые изделия |
96 |
65 |
-31 |
Чулочно-носочные изделия |
96 |
69 |
-27 |
Трикотажные изделия |
98 |
60 |
-28 |
Обувь |
98 |
45 |
-53 |
Мясо |
95 |
57 |
-38 |
Цельномолочная продукция в пересчете на молоко |
93 |
62 |
-31 |
Одной из основных характеристик развития экономической ситуации в Беларуси в период трансформации стал высокий уровень инфляции, который в начальный период был обусловлен, в основном, процессами выравнивания внутренних и мировых цен, а во второй половине 1990-х гг. – экспансионистской денежно-кредитной политикой государства, чрезмерным эмиссионным кредитованием, прежде всего, жилищного строительства и агропромышленного комплекса. С 1996 г. происходит усиление государственного административного регулирования цен, основным звеном которого является ограничение цен до "справедливого" с точки зрения государственных органов уровня по критериям социальной значимости продукции и доходности деятельности предприятий. Несмотря на это, инфляция остается одной из самых высоких среди бывших социалистических стран.
Очень важным представляется выявление факторов, за счет которых были достигнуты стабилизация и экономический рост.
Очевидно, что рост ВВП и стоимостных показателей объемов производства достигается во многом посредством административного давления государства на предприятия, что вступает в принципиальное противоречие с рыночными подходами к организации их деятельности. При этом изменяется сам смысл отдельных понятий. Так, прогнозирование социально-экономического развитияна практике трансформируется в адресное, директивное планирование деятельности субъектов хозяйствования вне зависимости от востребованности их продукции, работ и услуг рынком, необходимости и возможности наращивания объемов производства, погоню за валовыми показателями. Прогнозные показатели социально-экономического развития страны, утверждаемые указами Президента, детализируются в разрезе отраслей и регионов и определяются по ряду позиций в натуральном выражении в постановлениях Совета Министров, еще больше конкретизируются и доводятся в конце концов до конкретных предприятий и предпринимателей решениями местных органов власти.
Повышение степени управляемости экономики со стороны государства, конечно, можно считать ресурсом, но все-таки его эффективность относительно ограниченна по силе и продолжительности воздействия. Очевидно, существовали и другие факторы роста, которые могли оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на функционирование предприятий. Иными словами, встает вопрос о цене роста и его последствиях для отдельных предприятий.
В результате выполнения административных требований государства об обеспечении ежегодного прироста объемов производства вне зависимости от объективных возможностей продаж финансовое состояние значительной части предприятий на протяжении всего периода трансформации оставалось сложным, что иллюстрируют данные, представленные в таблице 3.
Таким образом, доля прибыли организаций в ВВП с 1995 г. начала падать и к 2006 г. составила от 1/3 до 1/5 значений первой половины 1990-х гг., что снизило возможности развития предприятий за счет собственных средств. Наблюдалась тенденция к значительному росту доли убыточных предприятий, которая в 1 кв. 2003 г. превысила уровень 50%. Реальность значительного снижения удельного веса убыточных предприятий, показанного статистикой по итогам 2003-2005 гг., вызывает сомнение в связи с методами, с помощью которых достигнут этот результат (Министерством финансов Республики Беларусь письмом от 13.01.2004 г. № 03-2-1/24 субъектам предпринимательской деятельности было разрешено использовать средства фонда переоценки на погашение убытков прошлых лет; аналогичные решения принимались и в последующем). Простой переброской цифр с одной статьи баланса на другую было достигнуто значительное улучшение структуры балансов предприятий и виртуальное улучшение одного из показателей, характеризующего состояние экономики.
Таблица 3 – Отдельные
показатели результатов финансовой деятельности организаций Беларуси
в 1990 – 2005 гг. (в процентах)
Показатели |
Годы | |||||||||||||||
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
Удельный вес прибыли в экономике в объеме ВВП* |
34,9 |
32,2 |
40,3 |
47,9 |
52,9 |
19,0 |
14,7 |
18,5 |
16,5 |
22,7 |
20,9 |
12,1 |
11,8 |
11,7 |
7,6 |
10,1 |
Удельный вес убыточных предприятий |
… |
5,3 |
4,8 |
6,2 |
7,3 |
17,9 |
18,4 |
12,3 |
16,2 |
16,9 |
22,3 |
33,4 |
34,9 |
27,2 |
20,9 |
3,5 |
Рентабельность реализованной продукции (работ, услуг) |
… |
… |
… |
… |
… |
10,0 |
9,8 |
10,3 |
10,9 |
15,2 |
13,1 |
7,8 |
8,5 |
9,1 |
13,4 |
13,5 |
в т.ч. по промышленности |
22,3 |
22,1 |
29,1 |
22,7 |
29,0 |
10,1 |
10,6 |
13,2 |
14,5 |
17,1 |
15,8 |
10,9 |
10,5 |
12,0 |
15,3 |
15,4 |
В 2004 и 2005 гг. – по чистой прибыли.
Динамика изменения удельного веса убыточных предприятий по отраслям представлена на рисунке 1, который показывает, что особенно сложная ситуация в 1998-2003 гг. складывалась в сельском хозяйстве, в котором до 60% предприятий работало с убытками (несмотря на огромную поддержку этой отрасли, оцениваемую в сумме около 0,8-1 млрд. долларов США ежегодно, и оказываемую государством за счет предприятий других отраслей и потребителей). Стабильно высок этот показатель в жилищно-коммунальном хозяйстве, промышленности. Особенно удивительной казалась бы высокая доля убыточных предприятий в торговле и общественном питании, если бы не было известно об особом внимании государства к регулированию деятельности в этой сфере.
Стабильно низкий, на уровне до 15% по экономике в целом, и в т.ч. в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве уровень рентабельности реализованной продукции работ, услуг в условиях высокой инфляции и длительного производственного цикла в этих отраслях свидетельствует об отсутствии возможностей использовать на развитие даже номинальную прибыль. Реальная рентабельность, скорректированная на индекс потребительских цен и длительность оборачиваемости оборотных средств, в конце 1990-х – начале 2000-х гг. имела отрицательное значение не только по экономике страны в целом, но и по всем отраслям.
Рис. 1 – Удельный вес убыточных предприятий по отраслям экономики Беларуси в 1991 – 2005 гг.
Серьезные проблемы наблюдались и в сфере платежеспособности организаций республики. Данные, представленные в таблице 4, показывают значительную величину доли просроченной кредиторской и дебиторской задолженности в их общем объеме, постоянное превышение в 1,3-1,5 раза объема кредиторской задолженности над дебиторской.
Таблица 4 – Отдельные
показатели финансового состояния организаций Республики Беларусь
в 1991 – 2005 гг. (в процентах)
Показатели |
Годы | ||||||||||||||
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
Отношение кредиторской задолженности к дебиторской |
130,3 |
142,5 |
135,4 |
137,4 |
132,5 |
127,1 |
140,6 |
154,1 |
148,7 |
137,8 |
136,7 |
133,6 |
142,3 |
120,2 |
140,5 |
Доля просроченной кредиторской задолженности в ее общем объеме |
… |
… |
… |
… |
36,9 |
36,4 |
34,1 |
33,8 |
38,2 |
40,4 |
44,7 |
41,6 |
35,8 |
27,8 |
21,0 |
Доля просроченной дебиторской задолженности в ее общем объеме |
… |
… |
… |
… |
36,6 |
43,1 |
42,2 |
36,5 |
42,9 |
45,2 |
51,5 |
47,4 |
43,3 |
32,0 |
26,4 |
Обеспеченность организаций ряда отраслей оборотными средствами в последние восемь лет была ниже нормативной (несмотря на корректировку норматива в сторону снижения в 2000 г.), что показано на рисунках 2 и 3.
Рис. 2 – Общая обеспеченность оборотными средствами предприятий различных отраслей экономики Беларуси в 1998 – 2005 гг. (коэффициент текущей ликвидности)
Рис. 3 – Обеспеченность собственными оборотными средствами предприятий различных отраслей экономики Беларуси в 1998-2005 гг. (коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами)
С 1998 до 2006 г. в экономике в целом произошло повышение уровня текущей ликвидности на 5,1 процентных пункта (со 135,6% до 140,7%) и снижение обеспеченности собственными оборотными средствами на 3,4 пункта (с 16,6% до 13,2%).
Проблемная ситуация в сфере платежеспособности и ликвидности вынуждает предприятия использовать для пополнения оборотных средств не только прибыль, займы, но и отвлекать часть средств, предназначенных для осуществления расширенного воспроизводства. Так, по данным опроса 176 предприятий промышленности Беларуси, проведенного в 2003 г., около 46% предприятий использовали на капитальные вложения менее 10% сумм амортизационных отчислений, около 16% – от 10 до 30% и только 22% предприятий – более 80% сумм амортизации. При этом в сельском хозяйстве практически не использовали амортизацию для осуществления капитальных вложений 100% опрошенных предприятий, в легкой промышленности – 56%, в топливной, химической и нефтехимической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, машиностроении и металлообработке – около 50%.
В результате постоянно растет износ основных средств, что подрывает основу возможности не только развития, но и нормального функционирования предприятий в будущем. Степень износа основных средств в экономике страны возросла с 33,3% в 1991 г. до 50,7% в 2005 г. В промышленности степень износа основных промышленно-производственных фондов увеличилась с 46,9% до 63,2%, коэффициент их обновления упал с 6,5% до 3,6%.
Деградация промышленного потенциала характеризуется также износом активной части основных производственных фондов, который, как показано на рисунке 4, в различных отраслях составляет от 60% до 80%.
Рис. 4 – Степень износа активной части основных средств в различных отраслях экономики Беларуси в 2005 г.
Более 50% использовавшихся в первой половине 2000-х гг. технологий имели возраст свыше 15 лет, 80% относились к традиционным и только 10% – к высоким.
Конкурентоспособность белорусских товаров на внешних рынках можно охарактеризовать долей продукции разной степени наукоемкости в общем объеме экспорта и импорта (таблица 5).
Таблица 5 – Наукоемкость продукции, являвшейся объектом внешней торговли Беларуси в 1996-2002 гг.
Наукоемкость продукции |
Удельный вес в общем объеме производства по годам, % | ||||||
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 | |
Экспорт из Беларуси в страны вне СНГ | |||||||
1. Высокая и выше средней |
28,6 |
28,1 |
19,5 |
21,1 |
14,5 |
13,6 |
12,6 |
2. Ниже средней и низкая |
48,6 |
49,3 |
56,8 |
56,5 |
65,2 |
69,9 |
70,5 |
3. Прочие товары |
22,8 |
22,6 |
23,7 |
22,4 |
20,3 |
16,5 |
16,9 |
Экспорт из Беларуси в страны СНГ | |||||||
1. Высокая и выше средней |
34,5 |
36,4 |
35,0 |
39,0 |
35,4 |
36,8 |
35,9 |
2. Ниже средней и низкая |
39,5 |
41,9 |
39,9 |
35,9 |
39,0 |
36,4 |
37,4 |
3. Прочие товары |
26,0 |
21,7 |
24,1 |
25,1 |
25,6 |
26,8 |
26,7 |
Импорт Беларуси из стран вне СНГ | |||||||
1. Высокая и выше средней |
30,8 |
27,6 |
25,6 |
24,3 |
27,4 |
29,0 |
28,2 |
2. Ниже средней и низкая |
35,2 |
39,0 |
33,7 |
38,5 |
35,3 |
30,0 |
28,4 |
3. Прочие товары |
34,0 |
33,4 |
40,7 |
37,2 |
37,3 |
41,0 |
43,4 |
Импорт Беларуси из стран СНГ | |||||||
1. Высокая и выше средней |
15,9 |
17,2 |
17,6 |
17,1 |
13,6 |
14,2 |
13,6 |
2. Ниже средней и низкая |
31,4 |
31,4 |
31,5 |
32,5 |
31,1 |
32,7 |
34,2 |
3. Прочие товары |
52,7 |
51,4 |
50,9 |
50,4 |
55,3 |
53,1 |
52,2 |
Эти данные свидетельствуют обустойчивом снижении конкурентоспособности продукции белорусских предприятий на мировом рынке и относительно стабильном их положении на рынках стран СНГ (в основном, России, на долю которой в 2005 г. приходилось 87,0% объема внешней торговли Беларуси со странами СНГ и 81,0% экспорта в СНГ. В составе импорта из стран вне СНГ также наблюдается снижение доли наукоемкой продукции за счет увеличения импорта не классифицируемых по уровню наукоемкости прочих товаров. В то же время, структура импорта из стран СНГ по этой классификации остается относительно постоянной. Основные экспортные и импортные рынки Беларуси находятся в государствах СНГ и, прежде всего, в России (35,8% общего объема экспорта и 60,6% общего объема импорта [4, с.583]), что означает безальтернативную привязку ее экономики к экономике России и невозможность обеспечивать развитие за счет инвестиционного импорта из других стран, а также экспорта своей продукции в эти страны.
О снижении эффективности экономики в целом можно судить по росту удельного веса промежуточного потребления в общей стоимости товаров и услугв основных ценах, произведенных в экономике Республики Беларусь, который с 1990 по 2005 гг. увеличился на 4,6 пункта и составил 57,3%.
Ресурсная база 28 белорусских коммерческих банков по состоянию на 1 октября 2006 г. составляла 25,6 трлн. руб. (около 11,9 млрд. долларов США). Банковская система практически полностью находится под контролем государства (как посредством владения значительной долей собственности в большинстве крупнейших банков – доля государства в уставном капитале банков по системе в целом составляет около 88%, так и посредством обслуживания тех программ и предприятий, на которые указывает государство). Банки не предлагают значительных ресурсов на длительные сроки; задолженность экономики по долгосрочным кредитам на 01.10.2006 г. составила 9,32 трлн. руб. (около 4,4 млрд. долларов США) или 50,9% от общей суммы требований банков к экономике. Потенциал банковской системы не адекватен промышленному: банки по международным меркам можно отнести в лучшем случае к средним, а многие предприятия – к крупным. Активы крупнейшего банка страны составляют немногим более 4,4 млрд. долларов, а следующей пятерки банков – от 2 до 0,3 млрд. долларов; собственный капитал всей банковской системы – 4,27 трлн. руб. (около 2 млрд. долларов).
Накопленный иностранный капитал в экономике Беларуси составляет 2,4 млрд. долларов США (243 доллара на душу населения, что в 7 раз меньше, чем в среднем по мировой экономике). Доля Беларуси в общем мировом объеме прямых иностранных инвестиций чуть выше 0,03%. По индексу эффективности использования прямых иностранных инвестиций, рассчитываемому UNCTAD, Беларусь занимает 113-е место, а по индексу потенциала для их привлечения – 50-е место в мире (в начале 1990-х гг. – 28-е место). По данным опроса работающих в Беларуси иностранных инвесторов, проведенного в 2003 г., около 80% из них не устраивает существующий в стране инвестиционный климат, причем 20% инвесторов считает его очень плохим. В качестве основных проблем они называют несоблюдение моратория на применение к иностранным инвесторам нормативных актов, ухудшающих их положение; нестабильность и сложность законодательства; отсутствие гарантий прав собственности и собственности на землю; чрезмерно сложную систему налогообложения и таможенного оформления; частые проверки; проблемы республики во взаимоотношениях с международными организациями; негативное отношение государства к частному бизнесу.
После 15 лет экономических реформ около 80 процентов всех активов в экономике продолжает оставаться принадлежащими государству. Доля преобразованных составляет 47% от общего количества подлежавших приватизации государственных предприятий. С 1991 по 2005 г. преобразовано 4100 государственных предприятий, из них 48,2% – в акционерные общества, 17,7% – выкуплены работниками и 34,1% – проданы по конкурсу или на аукционе. Различают процессы разгосударствления (преобразования предприятий в открытые акционерные общества) и приватизации (продажи предприятий, акций, других объектов государственной собственности). И если разгосударствление еще идет, то в отношении приватизации можно говорить о ее сворачивании с 1997 г., а в настоящее время – о практическом приостановлении. Во многих акционерных обществах государство остается собственником контрольных пакетов акций. Сложившаяся в республике ситуация в области государственного регулирования экономической деятельности приводит к исчезновению в государственных организациях внутренней мотивации к проведению приватизации. И более того, в массовом порядке начинается деприватизация. Указом Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 г. №538 предусмотрена безвозмездная передача в государственную собственность акций 82 акционерных обществ как условие реструктуризации их задолженности (Ковры Бреста, Сукно, Минский приборостроительный завод, Калибр, Брестский электроламповый завод и др.).
При решении вопросов о привлечении инвестиций ставка продолжает делаться на внутренние источники средств из-за нежелания государства делиться собственностью, привлекая внешних, да и внутренних негосударственных инвесторов. В результате значительно снизилась величина инвестиций в основной капитал, упала их доля в ВВП (таблица 6). При этом структура инвестиций в последние годы остается относительно стабильной: около 25% средств вкладывается республиканским и местными бюджетами и внебюджетными фондами, около 60% – самими предприятиями (с учетом кредитов и займов), около 8% – населением и 1,5% – иностранными инвесторами.
Таблица 6 – Отдельные показатели инвестирования в основной капитал в Беларуси в 1990-2005 гг. (в процентах)
Показатели |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Инвестиции в основной капитал (в сопоставимых ценах; к 1990 г.) |
100 |
104 |
74 |
63 |
57 |
39,1 |
37,4 |
44,8 |
55,7 |
51,1 |
52,3 |
50,5 |
53,4 |
64,5 |
78,2 |
93,8 |
Доля инвестиций в основной капитал в ВВП |
20,9 |
18,4 |
18,3 |
25,3 |
25,3 |
18,4 |
15,5 |
18,6 |
22,6 |
20,6 |
19,8 |
17,6 |
17,6 |
19,8 |
20,7 |
23,7 |
Источник: [4, с. 28, 30, 34].
С процессами приватизации, которая осуществлялась преимущественно в отношении небольших государственных предприятий, тесно связано развитие малого и среднего бизнеса (МСБ). Его можно охарактеризовать как неразвитый: количество малых предприятий в Беларуси в 2005 г. составляло 3,4 на 1000 населения, доля МСБ в общей численности занятых 9,3%, а в объеме ВВП – 8,2%. В России, не говоря уже о странах с развитой рыночной экономикой, соответствующие показатели выглядели следующим образом: 5,7, 15 и 10. Предприятия МСБ уходят из капиталоемких отраслей с длительным производственным циклом: в торговле и общественном питании работает 41,2% предприятий МСБ (в 1992 г. – 23%), в промышленности – 23,5% (1992 – 25%), в строительстве – 12,3% (1992 – 22%), в науке – 0,8% (1992 – 8%). К основным причинам слабости МСБ относят нестабильность законодательства, сильное государственное вмешательство в деятельность предприятий и административные барьеры, трудности с кредитованием, сложность и нестабильность налоговой системы, слабость судебной защиты, сложность и длительность регистрационных и ликвидационных процедур. Неблагоприятный бизнес-климат приводит к уходу МСБ «в тень», теневой сектор составляет около 40% .
Процессы приватизации, реструктуризации, развития МСБ должны были привести к демонополизации экономики и повышению уровня конкуренции, что до настоящего времени не осуществлено в важнейших отраслях. Промышленность Беларуси характеризуется высокой степенью концентрации: 90% объема ВВП формируется 350 предприятиями, большинство из которых проектировалось для обслуживания потребностей экономики всего бывшего СССР. 113 валообразующих предприятий обеспечивают 55% национального объема производства и 75% поставок на внешний рынок.
Уровень концентрации производства в ряде отраслей даже увеличился: в электроэнергетике, химической и нефтехимической промышленности, топливной промышленности, машиностроении и металлообработке, промышленности строительных материалов, стекольной и фаянсовой, легкой и даже пищевой промышленности; - очень незначительно снизился в черной и цветной металлургии, более значительно – в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
О масштабах влияния государства на экономику можно судить по удельному весу расходов государственных учреждений на конечное потребление в ВВП, который с 1990 по 2005 г. снизился незначительно, с 23,8 до 19,6%, а также по доле чистых налогов на товары и услуги в ВВП, которая за этот период увеличилась с 2,6 до 15,4% (расчеты автора по [4, с.341, 326]). Наибольшая часть налоговых поступлений приходится на косвенные налоги, доля которых в доходах бюджета увеличилась с 48,4% в 1992 г. до 75,3% в 2005 г.; доля прямых налогов за этот период уменьшилась с 33,8% до 19,4%.
Большим достижением белорусской экономической модели можно считать низкий уровень официально зарегистрированной безработицы в процентах от экономического активного населения, который составил на конец 2005 г. 1,5% (а по состоянию на 1 октября 2006 г. снизился до 1,3%). В то же время, относительно низкий уровень безработицы достигается за счет консервации неэффективной занятости, накопления скрытой безработицы. Избыточная занятость в промышленности оценивается в 25-30%, а на отдельных предприятиях – 50%. Кроме того, около 1,8 млн. человек или 28,7% от общей численности трудовых ресурсов официально не считаются занятыми экономической деятельностью или безработными, причем их доля постоянно растет (таблица 7). Это свидетельствует о широком развитии теневой экономики и трудовой миграции населения за пределы страны (в частности, количество белорусских граждан, работающих в России, оценивается в размере от 70 до 300 тыс. чел.
Таблица 7 – Отдельные
показатели, характеризующие использование трудовых ресурсов
в Республике Беларусь в 1990 – 2005 гг.
Показатели |
Годы | |||||||||||||||
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
Уровень безработицы, % |
… |
… |
… |
1,4 |
2,1 |
2,9 |
4,0 |
2,8 |
2,3 |
2,1 |
2,1 |
2,3 |
3,0 |
3,1 |
1,9 |
1,5 |
Численность экономически неактивного населения, тыс. чел. |
528 |
707 |
837 |
793 |
908 |
1325 |
1293 |
1309 |
1336 |
1386 |
1468 |
1556 |
1609 |
1662 |
1755 |
1784 |
Доля экономически неактивного населения в общей численности трудовых ресурсов, % |
8,9 |
11,7 |
13,9 |
13,4 |
15,3 |
22,6 |
22,2 |
22,4 |
22,8 |
23,3 |
24,4 |
25,6 |
26,3 |
27,1 |
28,4 |
28,7 |
По официальным данным министерства экономики РБ в 2006 году валовой внутренний продукт возрос в сопоставимых ценах, по сравнению с 2005 годом, на 9,9%, что обеспечено, главным образом, за счет увеличения объемов производства в ведущих отраслях экономики – промышленности, строительстве, сельском хозяйстве. Удельный вес в ВВП добавленной стоимости промышленности составил 27,6 %, сельского хозяйства – 7,5 %, строительства – 7,9 %, транспорта и связи – 9,2 %, торговли и общественного питания – 10,3 %.
Запасы готовой продукции в целом по промышленности увеличились в фактических ценах на 23,2%, соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства в 2006 г. составило 53,4 %.
Основные инвестиционные потоки были направлены на развитие производственной сферы. По объектам производственного назначения использовано 66% от общего объема инвестиций. Отмечен ускоренный рост объема вложений в технику и оборудование.
Объем внешней торговли товарами за 11 месяцев 2006 года составил 38 млрд. долларов США. Стоимостный объем экспорта товаров увеличился на 25%, импорта – на 34%. Увеличение стоимостных объемов внешней торговли произошло как за счет роста физического объема, так и за счет повышения средних цен на экспортируемые и импортируемые товары. Вследствие опережающего роста стоимостного объема импорта товаров сальдо внешней торговли сложилось отрицательным и составило 1,9 млрд. долларов. По сравнению с январем-ноябрем 2005 годом, его величина выросла на 1,4 млрд. долларов.
Из общего объема экспорта республики на долю России приходится 34,5%, остальных стран СНГ – 8,9%, стран ЕС — 45,9%, остальных стран – 10,7%. Импорт из России составляет 59,2 % общего объема импорта, остальных стран СНГ – 6,3%, стран ЕС – 21,9%, остальных стран – 12,6 %.
Основными торговыми партнерами республики в январе-ноябре 2006 года являлись: Россия – 47,5 % от всего объема товарооборота, Нидерланды – 9%, Украина – 5,9%, Германия – 5,7 %, Польша – 4,3%, Соединенное королевство – 4%, Китай – 2,1%, США – 1,7%, Италия – 1,5%, Литва – 1,4%.
В 2006 г. в республике несколько стабилизировалась демографическая ситуация. По предварительной оценке, численность населения Республики Беларусь на 1 января 2007 г. составила 9 млн. 713 тыс. человек, в том числе городское население составляет 72%, сельское – 28%. Реальные денежные доходы населения, по данным министерства экономики РБ, возросли на 17,5%.
Сохранению патерналистских ожиданий населения способствует большая доля социальных трансфертов в общей величине его денежных доходов, составившая в 2005 г. 21,6% (в 1990 г. – 16,2%). Уменьшилась доля доходов от собственности (1,6% в 2005 г. против 2,4% в 1990 г.), сохранившись на уровне 1985 г. – года начала перестройки. Значительно выросла доля доходов от предпринимательской деятельности и других доходов, однако этот рост произошел еще в начале 1990-х гг., и с 1997 г. удельный вес таких доходов стабильно держится на уровне около 30% .
В условиях трансформации социально-экономической системы общества обострилась также и проблема эффективного управления предприятиями. Такая проблема существует и в странах с развитой рыночной экономикой, однако практикой хозяйствования в рыночной системе выработан ряд механизмов внутреннего и внешнего негосударственного контроля за функционированием системы корпоративного управления.
В Беларуси эти механизмы практически не нашли применения в связи с сохранением за государством подавляющей части собственности, стремлением к достижению социального равенства. Государство, не давая возможности развиваться системе корпоративного управления, принимает на себя функции осуществления контроля за деятельностью директората, а, следовательно, и ответственность за результаты работы предприятий. Исключение из практики механизмов рыночного стимулирования и саморегулирования (контроль со стороны других крупных собственников компании, поощрение высшего менеджмента участием в капитале, значительное денежное вознаграждение за достижение определенных результатов деятельности и др.) ставит руководителей предприятий в положение наемных работников на службе у государства, не имеющих возможности получить адекватное вознаграждение за вложенный ими труд и предпринимательские способности. Порядок и условия оплаты труда руководителей государственных и с долей государственной собственности предприятий (т.е. большинства крупных и средних предприятий страны) определяется и контролируется государством, их заработок не может превышать более чем в 3,5 – 4,5 раза среднюю величину оплаты труда по предприятию.
В таких условиях сфера интересов многих руководителей смещается к минимизации своих усилий по управлению предприятием или к извлечению нелегальных выгод путем осуществления криминальных действий, что подтверждается множеством громких уголовных дел руководителей предприятий и структурных подразделений концерна "Белгоспищепром", "Кристалл", "Минский тракторный завод", "Нафтан" и рядом других примеров. И в первом, и во втором случае руководители лично не заинтересованы в прозрачности и оптимизации материальных и финансовых потоков, минимизации затрат, проведении реструктуризации, осуществлении других действий по повышению степени эффективности функционирования предприятия.
В результате в стране сложилась такая система управления предприятиями, в которой функционирует мощный и разветвленный аппарат государственного контроля, но отсутствует внутренняя мотивация управленцев к повышению эффективности деятельности предприятий.
Переход к рыночной экономике, начавшийся в стране в начале 1990-х гг., предполагал появление большого количества собственников, самостоятельно ведущих дела и отвечающих за их результаты. Однако с середины 1990-х гг. были установлены такие приоритеты и направления социально-экономического развития, которые привели к формированию специфической модели социально ориентированного рыночного хозяйства, в котором главным капиталистом, монополизирующим экономику (а также политику и идеологию) и взявшим на себя ответственность за удовлетворение минимальных потребностей граждан, является государство. С некоторой степенью условности ее можно назвать государственно-монополистическим патерналистским капитализмом.
Основными характеристиками данной модели являются:
Огосударствление экономики (преобладание государственного сектора и наличие у него монопольных преимуществ; жесткое регулирование экономической деятельности предприятий вне зависимости от формы собственности посредством политики в области цен, заработной платы, административных требований увеличения объемов производства);
Сохранение большинства существовавших до 1990-х гг. предприятий и высокая степень концентрации производства;
Неразвитость отдельных элементов рыночной инфраструктуры (рынок ценных бумаг; рынок недвижимости; институт банкротства);
Высокая инфляция;
Недостаток внутренних источников и неблагоприятные условия для привлечения внешних инвестиций в экономику;
Отсутствие внутренней мотивации управленцев к повышению эффективности деятельности предприятий;
Высокий уровень скрытой безработицы и неофициальной занятости;
Сохранение патерналистских ожиданий населения, попытки поддержания в принудительном порядке социального равенства.
Сложившаяся в Беларуси экономическая модель до настоящего времени обеспечивала экономический рост, издержками которого стали:
Деградация технического и технологического потенциала (рост достигается в большей степени за счет «проедания» ранее созданного, чем за счет создания нового капитала);
Низкая эффективность и конкурентоспособность экономики (финансовая неустойчивость и убыточность деятельности значительной части предприятий, снижение степени наукоемкости экспортируемой и импортируемой продукции, консервативная система управления экономикой и предприятиями);
Значительная «привязанность» и зависимость от России как поставщика ресурсов и покупателя продукции экономики Беларуси.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |