Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
30.01.2007. Газета «2000»
Игорь Тимофеев
В понедельник в Российско-Украинском информационном центре состоялся «круглый стол» на тему «Новая миграционная политика России: угроза или возможности для Украины». В его работе приняли участие народный депутат, член фракции СПУ в Верховной Раде Олег Филиндаш, известные политологи О. Покальчук, Владимир Фесенко, и Владимир Корнилов, эксперт Национального института проблем международной безопасности при СНБОУ Елена Малиновская, представители ряда политических сил.
Вначале кратко о сути обсуждавшегося вопроса. Как известно, с 15 января 2007 года в России вступили в силу новые правила привлечения на работу мигрантов. Согласно постановлению правительства РФ, работодатели, заключившие трудовой или гражданско-правовой договор с иностранцем, обязаны теперь в десятидневный срок уведомить местное отделение Федеральной миграционной службы (ФМС). В уведомлении необходимо указать паспортные данные, профессию, квалификацию, трудовой стаж работника, а также срок действия договора. В случае невыполнения новых требований работодателю придется заплатить штраф в размере от 250 тыс. до 800 тыс. рублей за каждого нелегального работника.
ри этом, как отмечал глава ФМС России Константин Ромодановский, «существенно упрощается режим получения разрешения на пребывание в России и устройства на работу, повышается ответственность работодателей и снижаются административные барьеры».
Между тем, согласно результатам экспертных исследований, за пределами Украины работают свыше 4 миллионов ее граждан (по некоторым оценкам, эта цифра значительно выше – до 7 миллионов - прим. авт.).
Разумеется, в ходе обсуждения проблемы участники «круглого стола» озвучили различные точки зрения. К примеру, политолог, председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко убежден, что новая миграционная политика России – это первый шаг к внедрению визового режима с Украиной. Он также отметил, что принятые изменения большей частью сводятся к обычной коррупции, «когда требуют деньги за то, чтоб зарегистрировали».
Кроме того, он считает, что Россия сейчас отказывается от политических игр в двусторонних отношениях с другими государствами, а еще – что новые миграционные правила в России: это новая государственная политика нашего соседа, когда интересы конкретного государства ставятся выше интересов маленьких граждан и Украины, и России. По его словам, ужесточение правил регистрации в России связано с усилением контроля за нелегальной трудовой миграцией.
Политолог отметил, что ранее эта проблема не была в поле зрения экспертов и политиков, хотя соответствующий закон был принят еще полгода назад. В. Фесенко уверен, что это связано с тем, что украинско-российские отношения были зациклены на определенном круге вопросов, которые имеют большое политическое значение – проблемы Черноморского флота, делимитация государственных границ, экономические отношения и прочие. В то же время нельзя не видеть, что в отношениях между государствами есть ряд актуальных вопросов, важных именно для рядовых граждан. В частности, касающихся пересечения границы, вопросов регистрации и прочих.
Кроме того, В. Фесенко полагает, что украинская сторона очень пассивно реагирует на то, что принимается Россией. По его словам, это вообще традиционно для политики: когда реагируют на какой-то закон уже после того, как он был принят…
Но политолог, директор Украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов придерживается другого мнения: «Данные меры, данная стратегия, которые сейчас проводит в жизнь российское правительство в отношении мигрантов и миграционной политики вообще, мне очень напоминает миграционную политику, которую осуществляла в России… Екатерина II. В свое время она очень серьезно озаботилась проблемой незаселенности огромных территорий, запустением многих земель, которые либо только что колонизовались, либо пришли в такое состояние из-за военных действий. И заселяла она их различными этносами, национальностями, народами. Причем, далеко не только из сопредельных стран…
Сейчас, я так понимаю, российская политика во многом направлена именно на это. Тут говорилось о том, что единственный способ решения данной проблемы для многих мигрантов заключается в даче взятки… Вы знаете, и тогда, наверное, при Екатерине II, тоже давали взятки. Но не учитывается, на мой взгляд, еще один способ легализации собственного труда в России. Это - получение российского гражданства. А порядок получения российского гражданства, между тем, сейчас резко либерализуется, и, соответственно, очень многие проблемы для России и для внутренней иммиграции в России отпадают. Но одновременно появляются проблемы, конечно же, у других республик… И это, в частности, хорошо прочувствовали на себе южно-азиатские республики. Особенно в связи с уже упоминавшейся участниками нашего «круглого стола» российской программой переселения соотечественников...
Например, практически сразу после введения в действие данного закона Киргизия уже забросила пробный шар по введению двойного гражданства с Россией. И я думаю, что это не последний такой «шар», и не только со стороны Киргизии…
Что касается вообще проблемы, связанной с внедрением данного законодательства, данного закона, новых правил миграции, постановки на учет и так далее, то я бы разделил ее на две части. Есть проблема, связанная с законом, который был действительно принят в июне прошлого года. Он широко обсуждался в России, в российских СМИ. Мы тогда, конечно, здесь, в Украине, были увлечены совсем другим процессом, не менее интересным. Были погружены полностью вот в эти проблемы, и честно говоря, все это прошло во многом «мимо ушей» не только украинской общественности, но и отечественного политикума, и экспертов, и наших СМИ само собой…
Но, даже учитывая это, тем не менее, конечно, очень странно, что МИД Украины, который тогда вроде еще не так лихорадило, как сейчас, вообще полностью игнорировал данную проблему. Хотя в МИД России сейчас уверяет (и я думаю, что оно так и есть), что сразу после принятия данного закона в июне прошлого года всем сопредельным странам были разосланы все подробности и полные комментарии по поводу введения его в действие…
Тут действительно есть масса проблем, хотя очень многие из них слишком драматизированы. Однако драматизировать проблему вот с этими тремя днями, отведенными новым законом на регистрацию, не надо. По той простой причине, что тот, кто въезжал в Россию более или менее регулярно, тот знает, что подобный учет фактически существовал уже давно…».
В. Корнилов отметил, что сейчас, по сути дела, процедура схожая. А для массы людей, которые находятся на территории России более 30 или 90 дней, то есть более или менее продолжительный период, она даже значительно упрощена.
Он также напомнил: хотя вышеупомянутый закон уже действует, «до сих пор не введен целый ряд документов, которые должны были быть введены под это законодательство». В итоге полной ясности в данном вопросе нет пока даже у представителей российских миграционных служб, не говоря уж о других чиновниках…
Вторая часть проблемы, по словам политолога, несет больше рисков самой России и гораздо меньше касается украинцев. Речь идет об известном постановлении правительства РФ, которое, по мнению В. Корнилова, «ввело странные квоты для розничной торговли, по сути являющиеся запретом на профессию для целого ряда иностранцев». Политолог напомнил, что с 1 апреля 2007 года иностранцам по сути дела запрещено торговать на российских рынках, что, по его словам, «не может не вызывать удивления по той простой причине, что происходит все это в условиях абсолютного кадрового голода в данной сфере, и, соответственно, будет вызывать массу проблем, в первую очередь, для самой России».
В. Корнилов считает, что, осознав этот факт уже в самое ближайшее время, российское правительство обязательно внесет в свои решения по данному вопросу необходимые коррективы. Сделать это будет достаточно просто, потому что, во-первых, ограничения установлены не законом, а постановлением правительства, а во-вторых, мера это изначально определялась, как временная, рассчитанная до конца текущего года. Впрочем, каким образом российская сторона собирается действовать дальше, политологу, по его словам, «пока вообще непонятно…».
«Но в этой связи я бы хотел сказать еще и о том, - подчеркнул В. Корнилов, - что данная проблема, связанная с взаимоотношениями России и Украины, ставит и массу других вопросов… Ведь мало кто за шумом о том, как тяжело теперь въехать в Россию, обратил внимание на то, что теперь иностранцам в России устроиться на работу гораздо легче, чем в Украине. Мы теперь - менее либеральная в этом отношении страна. В России перечень документов для легального трудоустройства сократили практически до минимума. Вы не представляете себе, какие проблемы существуют здесь у иностранцев в связи с легализацией их в Украине!»
По его словам, несмотря на то, что сейчас приток квалифицированных кадров в нашу страну с Запада заметно увеличился, устроиться этим людям на работу зачастую не представляется возможным. Одна из основных причин – существующий сегодня порядок, согласно которому от фирмы, собирающейся трудоустроить иностранца, требуется предоставить обоснование, почему на эту должность нельзя взять гражданина Украины. «Это очень субъективное, прямо скажем, обоснование, - заметил В. Корнилов, - и в итоге, как правило, иностранцы получают отказы. За редким исключением, когда фирма, что называется, кровно заинтересованная в конкретном специалисте, таки договаривается о его трудоустройстве «другими способами…»
А в качестве наглядного примера политолог рассказал о генеральном директоре американской кампании, который, проработав в нашей стране 13 лет, так и не смог себя легализовать. Как говорится, «без комментариев».
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |