Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Уважаемые участники "круглого стола"!
Дорогие соотечественники!
Я хотел бы сердечно поприветствовать вас в Москве, в этом зале.
С момента проведения первого "круглого стола" прошел ровно год. Мы можем подвести некоторые итоги этой работы. Нужно сказать, что работа по формированию организационной системы взаимодействия с нашими соотечественниками в направлении развития бизнеса началась. Мы имеем сегодня около ста предложений по совместным проектам, по 17-ти уже идет работа. Остальные - либо не являются реальными или экономически выгодными, либо находятся в дополнительной проработке. Одним словом, у нас с вами есть о чем говорить. И за этот период приняты некоторые решения, которые, безусловно, работают на пользу тех целей, которые первый ""круглый стол"" обозначил и объявил.
Мы можем сказать о том, что за этот год мы смогли разработать и принять Комплексную целевую среднесрочную Программу Правительства Москвы по поддержке соотечественников за рубежом на 2003 - 2005 годы. Вчера на встрече организационного комитета по созданию Совета российских соотечественников мы об этом говорили. Это - серьезная программа. У нее -- не только бумажная основа, но и реальное воплощение. Правительство города, Московская городская Дума, придавая большое значение реализации этой программы, предусмотрели 500 млн. рублей в бюджете столицы на мероприятия, которые обеспечивают ее выполнение. Мы уверены, что к этим ресурсам будут добавлены еще и значительные средства нашими коммерческими структурами, организациями, работающими в Москве с Правительством города. Конечно, если мы найдем выгодные сферы приложения наших сил.
Я хочу вам, дорогие соотечественники, доложить о том, что сегодня можно говорить с полной определенностью, что наша государственная власть, Президент России больше внимания уделяют проблематике поддержки наших соотечественников за рубежом, яснее ее позиционируют. Государственная Дума, усилиями Б.Н.Пастухова и других депутатов, также стала высказываться определеннее и принимать более ясные решения и соответствующие меры, которые нам кажутся гораздо более эффективными, чем то хаотическое поле, та эклектика, которая была в течение 10 лет продемонстрирована и реализована. Скорее, можно говорить об отсутствии какой-либо реализации ее предыдущей властью. Это были слова, которые не подкреплялись делами. Сейчас же слова замещаются ясными, положительными тенденциями, может быть, и не отражающими еще в полном объеме, но, по крайней мере, присутствующими. Я рассчитываю на то, что Российское государство, Правительство России через инициативы Государственной Думы также сформирует и свои программные цели, и решат вопросы ресурсного обеспечения и т.д. Я это говорю сознательно, учитывая, что Борис Николаевич - это не последняя структура в Государственной Думе -- и, по своим способностям, может заставить кого угодно решать такого рода вопросы, тем более, что сейчас обсуждается в разных чтениях бюджет 2003 г. и место для ресурсного обеспечения проблемы взаимодействия с нашими соотечественниками в бюджете следующего года обязательно должно быть.
Вчера было принято прекрасное решение; решение консолидированное, осмысленное: сформирован Международный совет поддержки соотечественников за рубежом. Мы за истекший период создали структуры, которые направлены на правовую защиту соотечественников за рубежом. Это особенно важно было сделать, учитывая, что громадное количество соотечественников у нас осталось за границами России. Такой Комитет был создан. И все это говорит о том, что мы, может быть, не в полной мере, но тем не менее движемся в направлении, которое позволит нам всю работу, являющуюся целью и первого "круглого стола", развить. И то, что мы собрали сейчас вместе с вами вновь ""круглый стол"", говорит о системности подхода к реализации этих целей.
Есть ли сегодня экономические возможности для того, чтобы говорить о развитии делового сотрудничества с русским зарубежьем? Я сейчас, конечно же, в первую очередь касаюсь возможностей Москвы. Хотя сразу же имею основания заявить о том, что экономика России стабилизируется, стабилизируется и развивается, может быть, не такими ошеломительными темпами. Но в любом случае, это уже не те времена, которые мы переживали, когда видели развал экономики, государства и отсутствие замещения этой государственной экономики теми рыночными структурами, которые нам так активно и многословно обещал господин Чубайс.
Москва в течение последних лет, я могу сказать, что нет добра без худа, есть такая обратного характера пословица в русском языке. Мы, пережив дефолт 1998 г., имеем в городе за 9 месяцев этого года темпы развития экономики на уровне 8,9%, плюс. К концу года, это трудно прогнозировать, мы ожидаем точно в районе плюс 7-9% рост экономического потенциала самого мощного субъекта Федерации в России - г. Москвы. Это и рост промышленного производства, это и развитие инвестиционного, в частности, строительного комплекса. Это и рост объемов товарооборота, рост объемов торговли. Нужно сказать о том, что мы вышли по объемам оптовой торговли на уровень 40% от всего объема оптовой торговли в Российской Федерации. Это -- Москва. Объем розничной торговли у нас составляет 30% от объема Российской Федерации. Это -- тоже Москва. В ней представлены все отрасли промышленности.
Так что мы, пригласив вас в Москву, можем говорить о том, что, конечно, сейчас пробуждаются и начинают активно работать многие регионы Российской Федерации. Даже если мы с вами раскрутим по потенциалу нашего города такое взаимодействие, то это будет хорошим и добрым началом. Хотя я могу назвать, скажем, Белгородскую область - очень прилично развивается. Наши волжские республики: Мордовия, Чувашия - очень прилично развиваются. Я уже не говорю о Татарстане, который является экономически сильным. На Дальнем Востоке: Хабаровский край - очень прилично развивается. То есть уже есть центры кристаллизации развития. Это замечательно, потому что Москва никогда не хотела оставаться в гордом одиночестве. Она пребывала в таком состоянии в течение определенного времени, но сейчас мы видим, что нам уже все меньше и меньше начинают завидовать регионы. А тем более, что с нашими инвестициями, я это особо подчеркиваю для всех тех, кто участвует в "круглом столе", мы активно пошли в регионы России. Мы строим и промышленные объекты, и жилье во многих областях Центрального региона. Это и Ярославская область - полмиллиона квадратных метров жилья, 5 гостиниц и т.д. В Тамбовской области (активно развивается область) - тоже полмиллиона. В Калининградской области. У нас к ней сейчас особое внимание, особая тревога за саму возможность свободного доступа наших граждан в Калининградскую область. И тем, что Москва помогает области в строительстве жилья, объектов торговли и многих других, мы еще раз подтверждаем, что это наш регион. Мы не собираемся здесь какие-то осложнения допускать по самой возможности и посещать, и приезжать, и работать с этим регионом.
Я могу назвать еще целый ряд областей, куда мы начинаем осуществлять экспансию нашего капитала. Это -- примета времени. И я думаю, что это может быть интересным и полезным для понимания тех новых возможностей, которые наши зарубежные коллеги (в том числе и русские предприниматели, живущие и работающие в различных государствах), могут взять на учет и соответственно через Москву, через ее знание регионов, через ее гарантии работать с другими нашими регионами.
Если говорить о деловом потенциале, то мы сегодня гордимся тем, что в Москве работают 203 тысячи предприятий малого бизнеса, причем это живые, работающие предприятия. И это -- 2 миллиона человек, занятых в системе малого предпринимательства в городе. Если возьмете семейный коэффициент, то получите 6 миллионов москвичей, которые связаны с малым бизнесом, которые сказали государству: мы не хотим зависеть от тебя, мы не хотим зависеть от твоей заработной платы, мы будем проявлять сами инициативу. И наличие этих 203 тысяч предпринимательских структур и есть главный индикатор деловой активности города. Ибо там, как говорится, пассивность просто недопустима. Там нужно выживать, там нужно постоянно искать новые решения, новые инвестиции, новые рынки сбыта своей продукции и т.д. Но это тот потенциал, который позволяет и нашим зарубежным диаспорам работать с городом и находить себе партнеров. Это, я считаю, очень и очень важно.
Еще хочу назвать одну цифру. В Москве 5,5 тысяч иностранных фирм, которые работают здесь с нашими структурами. Это мощный потенциал. Там и крупные фирмы, и средние, и небольшие. Но мы осуществляем совместную деятельность, совместную работу в рамках этого большого количества фирм. Я бы сказал, что эта работа, в подавляющем своем большинстве, приносит свои дивиденды и формирует этот приличный потенциал нашего взаимодействия с иностранными системами. Там есть и русские фирмы, которые работают с Москвой, с нашими организациями в таком, я бы сказал, весьма и весьма интересном режиме.
Мы сегодня имеем ситуацию, которая является довольно новой в деловом плане. В последнее время она особенно проявилась. Это активный возврат уведенных капиталов из России. Этот капитал уводили русские, живущие здесь. Некоторые из них переехали куда-то. Но это многие, многие миллиарды долларов. Индикатором этого возврата капитала - ибо здесь прибыльность сегодня гораздо выше, размещение этих, в том числе и уведенных денег, чем где-либо за рубежом - я бы назвал тот факт, что оффшорный Кипр вышел на первое место по объемам инвестиций в Россию. Это хорошо.
Я могу сказать о нашей политике. Здесь можно реализовать какие-то принципы такого фарисейского толка, но надо еще и стараться быть способными по-деловому посмотреть на всю экономическую ситуацию. Сегодня имеются довольно большие денежные средства... В банках, да? В стеклянных только или в чулках, "матрасного" плана. И я внес рискованное для меня, как политического деятеля, официальное предложение В.В. Путину о том, чтобы денежные средства, которые направляются на покупку жилья, на первичные сельхозпредприятия, на первичную переработку сельхозсырья, на образовательные цели, не подвергались бы анализу через налоговую декларацию. Чтобы не требовались налоговые декларации, если человек покупает квартиру. Не требовались налоговые декларации, если человек, скажем, вкладывает в частное учебное заведение или частный детский садик, или в сельхозпредприятие, которое перерабатывает первичную сельхозпродукцию. Т.е. это те объекты, в которые государство, в силу сегодняшнего экономического положения, никогда не вложит свои ресурсы. А развивать это нужно. Не может Россия позволить себе до бесконечности покупать от 40 до 60% мясопродукции. Не может, не должна.
Слава Богу, мы сейчас раскрутили производство зерна, которое удивляет всех нас. Здесь уже какие-то и рыночные начинают механизмы действовать или, больше даже, механизмы, когда мы прижаты, как говорится, к стенке, и уже деваться некуда, тогда мы начинаем что-то соображать и начинаем действовать. Но здесь этому процессу нужно помочь. Я такое же предложение попросил внести как лидер нашей политической организации "Единая Россия", нашей фракции "Отечество - вся Россия" в Государственной Думе. Я думаю, будет очень острое обсуждение этого вопроса. Но решать такого рода проблемы нам необходимо.
Могу дать оценку по городу. В ресторанах у нас очень высокие цены. У нас в течение длительного времени зарплата выплачивалась двумя ручьями, и закрывать глаза на это ни в коем случае нельзя, иначе мы попадем в какую-то область иррациональную, виртуальную, а не в реальную область. Один поток - это официальная выплата зарплаты. И соответственно вторая часть заработной платы выплачивалась в режиме всяких разрешенных на государственном уровне социальных пособий. Этот второй поток гражданами откладывался, формировался. Это деньги, заработанные в условиях, когда государство вводило дикие совершенно налоги на доходы. Сейчас все нормализовано в этом плане. И мы даже имеем преимущество по сравнению с уровнями налогов на прибыль и подоходных налогов. Об этом, наверное, на "круглом столе" тоже будет идти свой разговор.
Сегодня в России размещать производство выгоднее, чем в других государствах. Это результирующая политики Правительства, результирующая политики государства, Государственной Думы. Мы, Борис Николаевич, не только критикуем нашу Государственную Думу, но и поддерживаем ее в этих самых решениях. Я говорю нашему высокому собранию о том, что сегодня экономические принципы размещения капитала здесь выгодны.
Речь идет также о безопасности вложения своих денег. Ибо я среди тех, кто попал в список каких-то сверхбогатых людей в мире, русских фамилий что-то там не наблюдаю. Но тем не менее способности наших соотечественников к деловым решениям, способности думать очевидны. Посмотрите, программисты в Соединенных Штатах основные откуда? Это Россия и я не знаю, почему-то, Индия. Так что думать и действовать у нас способность есть, особенно когда возникает тревожная ситуация, когда возникает опасность, которая подавляет нашу лень и заставляет нас вращаться.
Мы можем говорить о том, что сегодня законы города, наша политика - политика в городе - осуществляется принципиально в направлении, которое обеспечивает безопасность вложений, безопасность денег, которые приходят к нам из-за рубежа и размещаются с какими-то деловыми целями в Москве. У нас в столице объем накопленных инвестиций - 20 млрд.долларов. Может быть, это трудно сравнить с Китаем. Там, я думаю, эти бешеные инвестиции, в конечном счете, могут дать и обратный результат. Но объем, который получила Москва, соответствует 55% от всего объема иностранных инвестиций, которые вложены в Российскую Федерацию. Значит, к Москве наши партнеры, которые хотят работать в России, относятся с доверием. И мы нашей политикой, нашими законами, практикой нашей работы ни разу не допускали ситуации, когда наши партнеры, фирмы, которые работают вместе с г. Москвой, с Правительством Москвы, получали бы какие-то дискомфорты или не решали бы какие-то свои проблемы здесь в городе. И эта политика продолжается.
Эта политика является базисной для всех структур города. И мы говорим о том, что сейчас складываются условия, когда мы можем, имея, конечно, ограничения по обязательности, скажем, при проведении тендеров, различных аукционов и конкурсов, рассматривать только деловую составляющую. Мы имеем возможности сформировать систему льгот и преференций для тех бизнесменов, которые являются нашими соотечественниками. Это делается везде, в самых сверхрыночных странах. Это мы делаем и в Москве.
Мне рассказывал В.П.Шанцев, он побывал в Исландии: вот рынок, там рыночная страна. Приезжает теплоход наш с товарами. Наши моряки (делать особенно нечего) предлагают разгрузить теплоход. Получают отказ. Предлагают дешевле разгрузить теплоход. - Опять, нет. Почему? У нас есть приоритет: только нашим, - говорят они на чистом исландском языке. То же самое нам нужно делать. Это, я считаю, серьезные возможности для такого взаимодействия.
Одним словом, мы сейчас, за это время, лучше сорганизовались. Мы лучше понимаем задачи; мы стали покрепче в экономическом плане; мы выделяем ресурсы на целевые мероприятия, которые расписаны в нашей Комплексной программе по взаимодействию и поддержке соотечественников. Мы готовы вести диалог с нашими соотечественниками в рамках бизнеса, по развитию бизнеса с русскими диаспорами, с русскими деловыми людьми, с русскими фирмами зарубежными, которые хотят работать в Москве и которые хотят через Москву, возможно, приходить с бизнесом в Россию.
Спасибо за внимание.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |