Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Зеркало Недели № 5 (634) Суббота, 10 – 16.02.2007.
Сергей Рахманин
«Даю, чтобы ты дал» — так звучит эта фраза в переводе с латыни. Великий Бисмарк считал подобный принцип краеугольным камнем всякой политической договоренности.
Заявление о совместной оппозиционной деятельности в парламенте, подписанное 5 февраля, благословленное Ющенко и освященное Тимошенко, символизирует новый этап взаимоотношений между двумя политиками. Пройдя этап обмена любезностями и период обмена выпадами, они перешли к следующему раунду — обмену услугами. Переоценивать значение бумаги, обнародованной в понедельник, наивно. Недооценивать — глупо. Судя по всему, сей документ никак не повлияет на перспективы «Нашей Украины», БЮТ или оппозиционного движения в целом. Потому что представляет собой лишь формализованную, видимую, малую часть договоренности. Заключенной не двумя политическими силами, а лишь двумя политиками. Друг друга не терпящями, но друг в друге нуждающимися. В мире, напрочь лишенном иллюзий, даже «любий друг» — далеко не всегда друг и почти всегда не люб.
Amicus verus — rara avis
(Верный друг — птица редкая)
Сразу оговоримся: описывая очередной акт политической близости между поводырями «Нашей Украиной» и БЮТ, мы сознательно воздержимся от выражений вроде «ответственность перед избирателями», «угроза реванша», «сохранение демократии» и т.п. Классическая схема ведения политики исключает наличие вечных друзей и вечных врагов, но предполагает наличие вечных интересов. В политике по-украински нет вечных интересов. Непреходящей целью здесь является только абсолютная власть. Но она целью быть не должна, потому что по определению является средством.
Делить наших славных небожителей на друзей и врагов, как правило, и вовсе бессмысленно. По большому счету, это — мир сиюминутных устремлений, временных противников и ситуативных попутчиков. Причем оппоненты могут одновременно выступать в роли союзников.
Яркая тому иллюстрация — хитросплетения отношений между «Регионами» и БЮТ. Как известно, Тимошенко со товарищи сыграли роль соратников «донцов» в деле продвижения закона о Кабмине. Почему? Потому что платой за это стала поддержка «донов» в щепетильном вопросе об императивном мандате для депутатов местных советов. Но когда оба голосования остались в прошлом, «регионалы» вновь превратились в соперников. И Юлия Владимировна готова употребить все имеющиеся в ее распоряжении силы, чтобы помочь президенту при помощи Конституционного суда завалить… все тот же закон о Кабмине. Зачем? Затем, что в обмен на эту услугу Виктор Ющенко гарантировал ей подписание… все того же закона об императивном мандате. Причем обещание свое (что случается не часто) сдержал. После чего уже г-жа Тимошенко подписала заявление о создании единого фронта борьбы «демократических сил» против «реваншистов».
Поставив автограф под этой бумагой, лидер БЮТ взвалила на свои хрупкие плечи бремя обязательств. Но брать повышенные обязательства ее никто не вынуждал. Посему, когда возник прямой резон, вождь оппозиции с непринужденным изяществом согласилась на очередной обоюдовыгодный размен с провластной коалицией. «Реваншисты» получили кресло омбудсмена, «демократы» — кресло вице-спикера. Для обоснования очередного сговора Юлия Владимировна по традиции нашла массу неубиенных аргументов. Ее слова выглядели более убедительными, чем оправдания Виктора Андреевича после меморандума-2005. В то же время нынешняя риторика Тимошенко уступала красноречию Ющенко после подписания Универсала-2006.
«Кумиры» помаранчевых (каждый по-своему) по-прежнему открыты для конструктивной дискуссии с генералами вражеской армии. То, что действующий президент и бывший премьер раскрыли друг другу объятия, весьма вероятно, означает только одно: есть жизненно важные вопросы, решить которые они могут только сообща. Речь, насколько можно судить, идет о вопросах карьерных.
Honores mutant mores
(Почести меняют нравы)
Кто сделал первый шаг — не суть важно. В какой-то мере временное объединение усилий было неизбежным. Есть, впрочем, основания думать, что для Виктора Андреевича оно выглядело чуточку неизбежнее, чем для Юлии Владимировны.
Президентская задача-минимум — сохранить существующий объем властных полномочий. Задача-максимум — попытаться вернуть прежний объем. Альянс с Тимошенко стал следствием осознания президентом простой и печальной истины: ни с одной из поставленных задач он не в состоянии справиться без помощи БЮТ и его лидера. Почти наверняка глава государства предпочел бы другого союзника, но иного партнера у гаранта нет.
«Регионалы» давно не маскируют желания лишить хозяина Банковой всех возможных властных рычагов. В осуществлении этой задачи они скоры, последовательны и беспощадны. Единственное эффективное средство борьбы с посягательствами, имеющееся в распоряжении Ющенко, — вето. Но, как показала история с законом о Кабинете министров, коалиция нашла не менее эффективный антидот. Заручившись поддержкой Тимошенко, «доны» заполучили формулу чудодейственного противоядия. Виктор Андреевич — в очевидном цейтноте. В законотворческой лаборатории «регионалов» подготовлен целый ворох чрезвычайно опасных для президента проектов. Принятие каждого из них отдаляет главу государства от реальной власти.
Ющенко доступен только один способ обезопасить себя от осложнений — превратить Тимошенко в союзника. Ради этого он готов был пойти на уступки, и он на них пошел, но об этом чуточку позже. А пока — о списке задач, которые президент намеревается решить с помощью Юлии Владимировны и ее команды.
Первое. Пакт о ненападении, заключенный с Тимошенко, позволяет Ющенко относительно спокойно блокировать принятие тех нормативных актов, которые способны в той или иной степени ограничить его полномочия. Речь идет, в частности, о проектах законов об основах внешней и внутренней политики, о национальной безопасности, о президенте, о СНБОУ, о Конституционном суде, о нормативно-правовых актах, о местных государственных администрациях. Зная, что с конституционным большинством у его противников не складывается, Виктор Андреевич может с легким сердцем применять вето.
Второе. Поддержка Тимошенко требуется президенту и для реализации более сложного задания — торможения второго, а возможно, и третьего этапов конституционной реформы. Антикризисники открыто заявили о готовности трансформировать систему региональной власти и местного самоуправления. Реализация предложенной ими модели сводит к минимуму влияние главы государства на указанную сферу. Кроме того, коалицианты намекнули, что готовы пересмотреть методику выборов президента, предусмотрев его избрание парламентом. В столь серьезной схватке гарант нуждается в помощи такого опытного и умелого бойца, как Юлия Владимировна.
А вот сейчас, как нам кажется, самое время немного отвлечься и удариться в воспоминания. Как известно, некоторые аналитики в свое время предсказывали союз Ющенко с «донецкими», предусматривающий поддержку регионалами кандидатуры Виктора Андреевича на следующих президентских выборах. Сегодня подобные предположения во многом утратили свою актуальность — ситуация серьезно изменилась. Но, откровенно говоря, подобный прогноз имел существенный изъян с самого начала. Крайне сомнительно, что «доны» пошли бы на подобный шаг. Однако опустим это и другие многочисленные «но» и допустим, что это случилось. Теоретическая помощь Януковича, оказанная Ющенко в ходе будущей кампании, почти наверняка не добавила бы последнему голосов на Востоке и Юге, но лишила бы остатков поддержки на Западе и в Центре. Это, если речь бы шла о выборах всенародных. А если бы все ограничилось одним-единственным «избирательным участком» — в здании под куполом?
Не станем пытаться ответить на вопрос, зачем «донецким» мог понадобиться «парламентский президент» Ющенко. Ограничимся гипотезой, что с подобной ролью не готов мириться сам Виктор Андреевич. Наверное, правы были те, кто еще в 2004-м утверждал, что будущий президент упорно сопротивлялся неизбежному, искренно не желая отправляться в поход за верховной властью. Но, полагаем, столь же правы оказались и те, кто уже в 2005-м замечал, что ставленник Майдана слишком быстро вошел во вкус и сделает все от него зависящее, чтобы задержаться на макушке политического Олимпа как можно дольше. Беда для первого лица страны в том, что сражаться за свое реальное президентство (нынешнее и будущее) он начал слишком поздно.
А теперь вернемся к нашему перечню.
Третья причина, по которой Ющенко должен быть кровно заинтересован в благосклонности Тимошенко — лоббистские и финансовые возможности Юлии Владимировны. Они открывают президенту новые горизонты в Конституционном суде. Это означает, что он может не только сохранить существующие механизмы управления, но и попытаться вернуть утраченные. Для этого необходимо предпринять два усилия. Первый шаг, более простой, — добиться, чтобы КС признал свежеиспеченный закон о Кабмине неконституционным в целом. Второй шаг, куда более сложный: осуществить заветную мечту, руками членов Конституционного суда отменив злополучную политреформу.
В который раз оговоримся: мы не ставим под сомнение объективность и непредвзятость Конституционного суда. Однако у нас есть основания считать, что в этом уважаемом органе присутствует значительное число убежденных противников политреформы. И все они так или иначе (скорее всего, случайно) связаны либо с госпожой Тимошенко, либо с группой влиятельных членов «Нашей Украины», более известных как «любі друзі»…
Симптоматичные оговорки целого ряда представителей президентского окружения дают повод предполагать, что Виктор Андреевич уже раздумывает о перспективах второго президентского срока. Он наверняка хочет выйти победителем из следующей кампании, снова получить вотум народного доверия и вступить в полномочия, предусмотренные Конституцией 1996 года. Есть сомнения, что свои возможности глава государства оценивает вполне адекватно. (Это — не его личная проблема, а естественные издержки пребывания у руля.) Но при любых обстоятельствах он не может не понимать очевидного: на сегодняшний день мечтать о подобном возможно только в двух случаях. Либо Ющенко должен знать, как «обнулить» Тимошенко. Либо Ющенко должен знать, как вынудить Тимошенко отказаться от стремления стать первым лицом государства.
Но мы забежали далеко вперед. Теперешние планы гаранта куда скромнее — локализовать Юлию Владимировну, хотя бы на время превратив ее из соперника в сообщника.
Sub rosa
(Под розой)
Вынесенной в подзаголовок фразой древние характеризовали не подлежащее огласке. Розой латиняне украшали своды залов, в которых проходили пиршества, как символ сохранения в тайне всего, о чем говорилось. Интересно, был ли водружен сей цветок на потолок президентского кабинета во время встречи Ющенко и Тимошенко? Или его не снимали еще со времен владычества «рыцаря розы» Виктора Медведчука?
Насколько можно судить, президент был заинтересован в том, чтобы часть взаимных обязательств не вошла в обнародованное позже заявление о совместной оппозиционной деятельности фракций БЮТ и «НУ». С другой стороны, Тимошенко, хорошо зная Ющенко, стремилась, чтобы его обещания были как минимум обозначены.
Наиболее очевидные требования Юлии Владимировны нашли свое отражение в тексте этого документа. Президент дал «добро» не торпедировать протимошенковские законы об императивном мандате для депутатов местных советов и об оппозиции. Правда, по требованию президентской ячейки, упоминание о последнем документе снабдили определением «согласованный». Что предполагает теоретическое право нашеукраинцев вносить в него свои предложения.
Еще одно условие Юлии Владимировны в заявлении упоминается косвенно. За фразой «добиваться проведения досрочных парламентских выборов и выборов депутатов местных советов», скорее всего, кроется обещание Виктора Андреевича распустить Раду после того, как Конституционный суд создаст для этого правовой повод. По нашим сведениям, Тимошенко убедила своего визави, что соответствующее решение КС будет вынесено уже 25 февраля. Насколько обоснован подобный оптимизм — поглядим.
Лидер БЮТ имела повод сомневаться в решимости президента пойти на роспуск Рады. Потому, как мы предполагаем, на выполнении этого условия она настаивала особенно жестко. Ю.В. уверена в том, что по итогам досрочной кампании ей удастся ощутимо превзойти показатели марта 2006-го. Кроме того, она убеждена, что падение уровня доверия к Януковичу со товарищи — вещь необратимая. Желая ковать железо, пока его температура не упала, Тимошенко настроена на проведение выборов уже весной этого года. Все, кто мало-мальски серьезно разбирается в данной проблематике, заявляют, что в столь сжатые сроки еще одни выборы страна не потянет ни финансово, ни организационно, ни психологически. Тем не менее, по некоторым данным, команда готовиться к гонке в региональные штабы БЮТ уже пошла. По другим сведениям, аналогичный приказ получили и начальники краевых ячеек Партии регионов. «Донцы» рассчитывают избежать подобного развития событий и предпринимают необходимые шаги. Но на всякий случай держат порох подальше от источников влаги.
По нашему мнению, идею досрочных выборов не поддерживают не только противники Тимошенко из ПРУ, но и ее соратники из родной фракции. Некоторые влиятельные члены БЮТ совсем недавно и весьма изрядно потратились на партию ради обретения вожделенных мандатов. Мандаты в кармане еще даже истрепаться не успели. Так какого лешего идти на новые финансовые издержки? Ради неуемных амбиций госпожи вождя?
Борьба с возможной внутренней фрондой у Тимошенко еще впереди. Но часть внутренней оппозиции в рядах БЮТ она уже усмирила. После того как заявила, что никакого единого списка ее блока и «Нашей Украины» на возможных досрочных выборах не будет. Как выяснилось в ходе переговоров, в создании общего реестра по разным причинам не заинтересованы ни Юлия Владимировна, ни Виктор Андреевич, ни ключевые члены БЮТ, ни большинство депутатов от «НУ». Речь не идет не только о едином списке, но даже о заключении политического соглашения. Вполне возможно, что союзничество будет формализовано лишь двумя уже существующими документами — заявлением о совместной оппозиционной деятельности в парламенте и директивой о консолидации действий фракций в местных советах. Во всяком случае большинство представителей обеих сторон придерживаются именно такой точки зрения.
Третье, важное условие, выдвинутое Тимошенко и также упомянутое в заявлении — «совместно согласовывать и поддерживать кадровые предложения, которые вносятся на рассмотрение Верховной Рады». Что скрыто за этими словами и за лепестками розы? Помимо всего прочего, право БЮТ рекомендовать президенту кандидатуры губернаторов в тех регионах, где блок Тимошенко имеет большее (в сравнении с «НУ») представительство в местных советах.
Это условие, насколько известно, пришлось зело не по душе многим членам «Нашей Украины». И если бы только это…
Sapientis est mutare consilium
(Мудрецам не стыдно менять свое мнение)
О том, сколь значительно число тех нашеукраинцев, кто разделяет шаг навстречу Тимошенко, в эти дни говорили и писали немало. Не будем повторять обвинения в «самодеятельности», выдвинутые в адрес лидера парламентской ячейки «НУ» Вячеслава Кириленко, подписавшего заявление с БЮТ от имени фракции. Не станем приводить его контраргументы — они также общеизвестны.
Поговорим о другом. Анализ сказанного всеми и обо всем позволяет сделать несколько выводов.
Первое. Кириленко лишь подписал заявление, руководствуясь полномочиями, делегированными ему президентом в ходе встречи депутатов от «НУ» с главой государства. Вывод: критика, обрушившаяся на Вячеслава Анатольевича со стороны части его коллег, что фракцию он не вполне не контролирует.
Второе. Можно судить, что документ был подписан без учета мнения значительного числа влиятельных депутатов «НУ». Можно с высокой степенью вероятности утверждать: то, что президент говорил депутатам, по целому ряду позиций не стыковалось с содержанием заявления. Можно говорить, что общий характер заявления, не подкрепленный подписанием политического соглашения, лишает фракцию «НУ» (равно как и фракцию БЮТ) возможности реально влиять на ситуацию. Можно утверждать, что в реализации целей, изложенных в заявлении, заинтересована не столько политическая сила «Наша Украина», сколько конкретный политик Виктор Ющенко. Вывод: реальным субъектом договоренности со стороны «НУ» является президент, хотя формальным — депутатская фракция. Следовательно, именно президент должен гарантировать исполнение публичных (и непубличных) обещаний, данных Тимошенко.
Третье. Анализ текста заявления убеждает в том, что реализация условий, изложенных в нем, возлагается на фракцию.
Свяжем три полученных вывода в цепочку и получим четвертый: президенту срочно требуется реальный исполнитель его воли в парламенте. В противном случае его фракция не выполнит требований Тимошенко. А та в свою очередь не исполнит требований Ющенко.
Кое-кто утверждает, что Кириленко считал свой приход во фракцию последним ударом по власти «любих друзів». Однако внесение президентом кандидатуры г-на Короля на пост главы СБУ этот тезис ставит под сомнение. Хотя бы потому, что указанный политик — давний соратник Петра Порошенко. По некоторым данным, опальный Петр Алексеевич совсем недавно получил аудиенцию у президента. Впервые за долгое время. По другим сведениям, другой видный «любий друзь», Николай Мартыненко, больше может не опасаться за кресло руководителя столичного филиала «НУ». Совсем недавно президентский секретариат предпринимал серьезные усилия по его отстранению, но вот Банковая вдруг дала отбой. Еще сигнал — уполномоченным на переговорах с Тимошенко назначен Роман Безсмертный, человек весьма близкий к «любим друзям». Работа Виктора Балоги и Арсения Яценюка, до сих пор отвечавших за этот участок работы, якобы признана главой государства неудовлетворительной.
Можем предположить, что в условиях обострения политической борьбы Виктору Андреевичу понадобились люди, способные контролировать. Фракцию. Переговорный процесс. Работу в Конституционном суде. В конце концов — процесс.
Ренессанс «любих друзів» еще не стал свершившимся фактом. Но поводы спрогнозировать его наступление имеются.
Пойдет ли это на пользу Ющенко? Ему виднее. Изменение мнения о «любих друзях» в «НУ» не все восприняли с восторгом. К перемене точки зрения президента его фракция никак не привыкнет. Выйдя из кабинета президента (где им была прочитана лекция о недемократичности императивного мандата), депутаты из «Нашей Украины» узнали, что закон об этом самом императивном мандате этим самым президентом только что подписан.
После чего группа нашеукраинцев вознамерилась подать представление в Конституционный суд, требуя признать этот акт не соответствующим Основному Закону.
Информация об этом лидера БЮТ удивила. Сообщение о внесении кандидатуры Короля (которую с Ю.В. никто не согласовывал) возмутило. Чернила под заявлением еще не высохли, а президент уже изменяет данному слову?
Думается, Тимошенко может согласиться на Короля, если первым заместителем к нему будет назначен делегированный ею генерал-депутат Кожемякин. Может не заметить и представления по императивному мандату, если будет дана гарантия, что оно не будет рассмотрено положительно.
Едва ли Ющенко изменит свое мнение о Тимошенко. Едва ли Тимошенко изменит свое мнение о Ющенко. Но еще одну измену президента своему слова может и не простить. Но прежде чем инициировать возможный разрыв, она хорошенько взвесит, что от очередного развода она потеряет, а что приобретет.
Неясно другое: что от этого союза приобретет страна?
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |