Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
02.02.2007. Флукс, (Кишинев)
Георгий Дурэ, исследователь Брюссельского Центра европейских политических исследований
Рекомендации:
- Румыния должна предпринимать конкретные действия для внедрения Плана Действий ЕС – Молдова.
- Румыния должна настоять на том, чтобы Молдову включили в группу государств, имеющих перспективу присоединения к ЕС, чтобы она пришла в Европу наряду с государствами, которые выступают в пользу расширения ЕС (балтийские государства, Польша, Чехия, германия, Швеция и Великобритания).
- Рынок труда Румынии должен быть открыт для сезонных рабочих из Молдовы.
- Необходимо как можно чаще осуществлять культурный, академический и инвестиционный обмен с молдавским цивилизованным обществом.
- Сократить количество документов, необходимых для получения визы и упрощения процесса получения румынского гражданства.
После парламентских и президентов выборов в 2004 году в Румынии отношения между Румынией и РМ значительно улучшились. Улучшение отношений явилось также результатом нового консенсуса, достигнутого политическим классом Кишинева в отношении интеграции Молдовы в ЕС, ставшей, после подписания Плана Действий ЕС – Молдова в рамках Политики Соседства ЕС в феврале 2005 года, главной целью внешней политики РМ. Партия Коммунистов Молдовы, под руководством Владимира Воронина выиграла парламентские выборы в марте 2005 года благодаря проевропейской платформе.
Несмотря на эти прогрессы, двусторонние отношения между РМ и РФ в последнее время находятся на новом уровне. Результатом последнего сближения между Кишиневом и Москвой, произошедшего 29 ноября 2006 года, стало снятие Россией экономической блокады РМ и разрешение экспорта молдавских вин. Действия Москвы опередили на несколько недель вступление Румынии в Европейский Союз. Также эти действия произошли после так называемого референдума, прошедшего в Приднестровье, и за несколько дней до парламентских выборов (на самом деле это были президентские выборы) от 10 декабря 2006 в том же сепаратистском регионе. По причине влияния, которое Россия оказывает на приднестровские власти, эти действия предупреждают молдавских лидеров о необходимости быть более чувствительными к позиции Москвы, в отношении урегулирования конфликта с приднестровскими сепаратистами. Плюс ко всему, на пороге зимы, был запланирован новый раунд переговоров по поводу цен на газ между Gazprom и Правительством РМ. Поэтому молдавские власти чувствовали себя обязанными дистанцироваться от всех решений, идущих со стороны Бухареста.
Одновременно с вхождением Румынии в ЕС, молдаване столкнулись с новыми ограничениями в плане коммерции и свободного передвижения по территории Румынии. Зона свободного обмена между Румынией и РМ прекратила свое существование после интеграции Румынии в ЕС, а молдавским гражданам для того, чтобы пересечь Прут теперь необходимы визы. Необходимо отметить, что только за последние месяцы около 400.000 молдавских граждан подали заявление о получении румынского гражданства, благодаря тому, что Румыния стала страной – членом ЕС отношения между РМ и Румынией пойдут по другому пути.
Официальная позиция Румынии в отношении РМ определяется следующими основными принципами:
- Молдова является европейским государством, имеющим крепкие отношения с Румынией, посредством которой, она намерена установить такие же отношения с ЕС. Румыния обеспечит лобби для будущей интеграции РМ в ЕС, вопреки неблагоприятному климату других расширений. Румыния обязуется взять на себя роль «адвоката» РМ в рамках ЕС и других международных организаций, Румыния также обещает РМ экономическую, финансовую, энергетическую поддержку.
- Молдова в Процессе Стабилизации и Объединения (SAP) должна быть включена в группу Восточных Балкан, государств, которые имеют перспективу присоединения. В настоящий момент, Молдова является частью Политики Соседства ЕС, которая не предоставляет такую перспективу.
- Молдова должна присоединиться ко всем другим европейским региональным организациям, чтобы увеличить свои шансы присоединения к ЕС. Румыния, например, успешно обеспечила РМ лобби при ее вступлении в Зону Свободного Центрально – Европейского Обмена (CEFTA) 1 января 2007 года.
- В том, что касается приднестровского конфликта, Румыния поддерживает территориальную целостность и единство молдавского государства и выступает в пользу вмешательства ЕС в качестве страны - гаранта на этапе пост - урегулирования. Румыния будет в состоянии эффективно повлиять на политику ЕС в отношении РМ, после собственного присоединения к ЕС.
Все же Румыния и ЕС значительно слабее РФ в том, что касается предоставления благ для Молдовы: доступ к рынку, предоставление рабочих мест, поставки энергии и влияние на результат приднестровского конфликта. Все это происходит в условиях, когда Молдова, по причине присоединения Румынии к ЕС, находится в изоляции. Сближение РМ с Москвой осенью 2006 года продемонстрировало, что Политика Соседства ЕС не может сравниться с политическим и экономическим прессингом РМ со стороны РФ. В рамках этой политики ЕС предлагает ограниченную прибыль и не может отрицать существования негативного фактора экономической блокады со стороны России основных молдавских экспортных товаров, включая сельскохозяйственную продукцию и вино. Учитывая этот факт, ЕС удвоил свою финансовую поддержку РМ, предоставив 254 миллиона евро на период 2007-2010 гг. Молдова, таким образом, становится вторым после Палестины государством, получающим прибыль от ЕС, в рамках Политики Соседства.
Что делать?
Этот вопрос равносилен вопросу о том, как Румыния, являясь новым членом ЕС, сможет сконструировать свою внешнюю политику в отношении РМ, таким образом, чтобы она стала более последовательной?
- Обязательство помочь РМ в процессе ее европейской интеграции, открыло для Румынии новые пути и возможности. Румыния должна оказывать конкретную поддержку процессу внедрения Плана Действий РМ – ЕС (особенно в области экономических реформ, юстиции и внутренних дел, а также контроля границ) и предлагать twining проекты и проекты подготовки официальных деятелей, а также оказывать всяческую финансовую поддержку.
- Румыния должна ходатайствовать в различных европейских институтах о включении Молдовы в группу государств, имеющих шансы на интеграцию. Ей необходимо более тесно сотрудничать с такими государствами-членами ЕС, которые играют активную роль в политике соседства и вносят свою лепту в процесс расширения ЕС (балтийские страны, Польша, Чехия, Германия, Швеция и Великобритания).
- Румынские европарламентарии в какой-то степени смогут повлиять на ход европейских рассуждений по поводу расширения ЕС и Политики Соседства.
- Румыния должна передать представителям Германии в ЕС документ в отношении РМ, составленный в простой и доступной форме.
- Румыния должна укреплять свою традиционную внешнюю политику в отношении РМ, повышая уровень поддержки, осуществляя как можно больше совместных проектов и взаимообменов.
- Молдова должна разнообразить свою коммерцию, а Румыния, находясь в более привилегированном положении, могла бы оказать поддержку своим молдавским партнерам посредством коммерционных (торговых) палат.
- Румыния должна вкладывать как можно больше инвестиций в экономику РМ, особенно это касается энергетической и банковской области.
- Рынок труда Румынии должен быть открыт для сезонных рабочих из Молдовы.
- Румыноязычным масс-медиа в Молдове необходимо оказывать поддержку и всячески их воодушевлять.
Плюс ко всему Румыния должна:
- Сократить для граждан Молдовы количество документов, необходимых для получения визы.
- Применить на практике упрощенную процедуру предоставления румынского гражданства для молдаван.
Румыния должна быть активным, не имеющим комплексов, членом европейской семьи, особенно при конструировании внешней политики ЕС в отношении Молдовы. Нынешние попытки проводить эффективную внешнюю политику в отношении РМ, неудачны и не эффективны для того, чтобы обеспечить демократизацию РМ и завершить экономические реформы.
Молдова должна ощущать эффективность вышеуказанных усилий. Только совместными усилиями, находясь, бок о бок со своими европейскими партнерами, Румыния сможет достичь намеченных целей и привести всех румын в Европейский Союз.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |