Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Михаил Александров, Руслан Харабуа
Парламентские выборы в Абхазии пройдут 14 марта сего года. Предвыборная борьба достигла своего апогея. Одной из главных тем предвыборной дискуссии является экономическое положение в республике. Правительство пытается доказать избирателям, что за два года с момента президентских выборов, экономическое положение страны существенно улучшилось. Оппозиция, не отрицая этого в принципе, утверждает, что позитивные экономические процессы носят объективный характер и правительство не имеет к этому ни малейшего отношения. Напротив, если бы правительство проводило более грамотный экономический курс, то можно было бы добиться еще более значительного улучшения уровня жизни людей. Какова же ситуация на самом деле?
За последние два года в экономике Абхазии действительно наблюдалась положительная динамика. Однако такая динамика присутствовала в экономике республики раньше, по крайней мере начиная с 2000 года. Об этом наглядно свидетельствуют данные из нижеследующей таблицы.
Основные
макроэкономические показатели развития национальной экономики Республики
Абхазия
за 2000-2005 гг. (млн. руб.).
Макроэкономические показатели |
2000 год |
2001 год |
Темп роста (%) |
2002 год |
Темп роста (%) |
2003 год |
Темп роста (%) |
2004 год |
Темп роста (%) |
2005 год |
Темп роста (%) |
Валовой объем продукции |
1517,3 |
1892,2 |
124,7 |
2424,5 |
128,1 |
3000 |
123,7 |
4108,9 |
137,0 |
- |
- |
Прибыль |
52,0 |
61,1 |
117,5 |
90,8 |
148,6 |
129,7 |
142,8 |
137 |
105,6 |
288,3 |
210,4 |
Численность занятого населения тыс. чел. |
30,6 |
29,6 |
96,7 |
32,5 |
109,8 |
31,9 |
98,2 |
31,6 |
99,1 |
34,5 |
109,2 |
Среднемесячная заработная плата, руб. |
310,9 |
418,7 |
134,7 |
516,3 |
123,3 |
815,4 |
157,9 |
1140 |
139,8 |
1402,7 |
123,0 |
Денежный оборот |
735,0 |
884,6 |
120,4 |
1209,9 |
136,8 |
1437,8 |
118,8 |
1875,1 |
130,4 |
3187,8 |
170,0 |
Оборот внешней торговли |
933,4 |
918,9 |
98,4 |
1348,1 |
146,7 |
1540,8 |
114,3 |
1937,5 |
125,7 |
3341,1 |
172,4 |
Доходы государтвен-ного бюджета |
173,0 |
192,2 |
111,1 |
260,2 |
135,4 |
348,8 |
134,1 |
472,7 |
135,5 |
709,4 |
150,1 |
Расходы государственного бюджета |
176,7 |
192,6 |
109,0 |
241,3 |
125,3 |
361,2 |
149,7 |
469,3 |
129,9 |
695,7 |
148,2 |
Если же брать последние два года, то следует отметить, что на этом временном отрезке, безусловно, есть определенные достижения. Но насколько они существенны? Например, валовой объем сельскохозяйственной продукции вырос в 2005 г. на 121,6%. Особенно успешным был сбор по цитрусовым, который составил около 6000 тонн, что превышает в 2 раза лучший показатель за весь послевоенный период. Количество отдыхающих в саноторно-курортных учреждениях республики увеличилось с 45,3 тыс. человек в 2004 г., до 76,6 тыс. человек в 2005 г. Однако, вопрос о том, есть ли в этих результатах заслуга правительства, остается открытым. Ведь урожай зависит от погоды, а поведение российских туристов определяется политической стабильностью и военной безопасностью республики. В 2004 г. в период президентской избирательной кампании в Абхазии и с учетом прихода к власти в Грузии Михаила Саакашвили, оба эти фактора работали против привлечения российских туристов на абхазские курорты.
Если брать другие индикаторы, то среднемесячная заработная плата в Абхазии в 2005 г. выросла на 123%, оборот внешней торговли – на 172%, доходы госбюджета – на 150%, расходы госбюджета – 148%. На 2006 год был принят сбалансированный бюджет который составил по доходам и расходам 901,15 млн. рублей. Бюджет республики на 2007 г. был принят еще в большем объеме и составил 1 млрд. 230 млн. рублей.
Что касается внешнеторгового оборота, следует отметить, что осуществляемая с начала 2000 г. либерализация внешнеэкономической деятельности и изменившаяся экономическая политика официальных властей России создали благоприятные условия для выхода на российский рынок некоторого количества хозяйствующих субъектов Абхазии, осуществляющих различные внешнеэкономические операции. При этом внешнеэкономическая деятельность охватывает следующие направления: внешняя торговля, совместное предпринимательство, научно-техническое сотрудничество, привлечение иностранной рабочей силы и капитала, участие в работе региональных и экономических ассоциаций и др.
Общее состояние внешнеторговой деятельности выглядит следующим образом. Объем внешнеторгового оборота республики увеличивается в среднем на 37%. В 2005 году он составлял 3341,1 млн. руб., а в 2004 году – 1937,5 млн. руб. Товарная структура экспорта за 2005 составила 783,2 млн. руб., как тогда за 2004 г. – 537,1 млн. руб. Основу экспортной торговли республики за 2004-2005 гг. и первое полугодие 2006 г. составляет круглый лес, лом черных металлов, цитрусовые, чай, орех-фундук. Доля импорта во внешнеторговом обороте республики за 2005 г составила 2557,9 млн. руб., что превышает показатели 2004 г. на 1157,5 млн.руб.
Анализ статистических данных демонстрирует нарастающий разрыв между экспортом и импортом в пользу последнего: это 30% и 70%, соответственно. Основными партнерами Абхазии по экспорту в течение последних лет являются Россия, на долю которой приходится более 50% от объема всего экспорта, Турция 48%. В Россию поставляется сельскохозяйственная продукция (чай, орех, табак, цитрусовые культуры, лавровый лист, мимоза,), вино, пиломатериалы, в Турцию – рыба, уголь, металлолом, круглый лес, шпон. Отдельные виды продукции в незначительном количестве вывозились в Республику Беларусь (вино), Корею и Испанию (пиломатериалы).
В структуре импорта более 60% составляют промышленные товары, ГСМ, пищевая и сельскохозяйственная продукция. Основными торговыми партнерами Абхазии по импорту опять же является Россия, на долю которой приходится 66% всего импорта. Румыния занимает вторую позицию. На ее долю приходится 29%. На другие страны приходится чуть более 4%. Из России завозились промышленные товары, в том числе машины и оборудование, продовольственные товары, алкогольная и табачная продукция, из Румынии завозились бензин и дизельное топливо. Отрицательное сальдо составило в 2004 г. -863,3 млн.руб., в 2005 г. -1774,7млн.руб.
В первом полугодии 2006 г. объем импортных закупок составил 1,31 млрд. руб., что на 461,8 млн. руб. больше, чем за аналогичный период прошлого года. Доля импорта во внешнеторговом обороте республики составила 86%, таможенная пошлина - 40,8 млн. руб. (113,1%).. За первое полугодие 2006 года было начислено 12,03 млн. руб. акцизов (113%). Начислено таможенных сборов, на сумму 11,5 млн. (125,04%).
Отмечается положительная динамика в характере поставок через российско-абхазскую границу. Если раньше многие товары завозились мелкими партиями, сейчас завозят большие партии товаров фурами, что заметно облегчает таможенный досмотр и положительно сказывается на таможенных сборах.
Руководство республики, учитывая дисбаланс во внешнеторговой деятельности, пытается влиять на ситуацию в этой области. Так постановлением Кабинета Министров от 14 июля 2006 года установлена минимальная реализационная стоимость экспортируемого леса и продукции деревообрабатывающей промышленности. Согласно постановлению стоимость кубометра круглого леса (бук1-го сорта) составляет $140 (долларов США), 2-го - $120, 3-го - $90. Стоимость кубометра брусковой заготовки (бука) 1-го сорта составляет 200$, Кубометр брусковых заготовок хвойных пород деревьев стоит $130. Квадратный метр паркета из бука стоит 6,7 $, квадратный метр букового шпона - $0,55. Все договоры на экспорт леса и лесопродукции подлежат согласованию с министерством экономики.
Ведущими отраслями национальной экономики Абхазии в настоящее время, как и прежде, являются сельское хозяйство, электроэнергетика и курортно–туристическая сфера. Основное место в сельском хозяйстве республики занимают цитрусовые культуры, производство чая, виноградарство, субтропические плоды разных видов и сортов, включая киви-фрукт, выращиваемые практически во всех районах Абхазии. Они экспортируются за пределы республики, а также перерабатываются на местных консервных заводах. В 2004 г. валовой объем сельскохозяйственной продукции в Республике составил 1866,4 млн. руб., а 2005 г. было получено продукции на сумму 2270,0 млн. руб., темп роста производства составил 121,6%. Вместе с тем, данный сектор характеризуется низкими темпами развития. Удельный вес отрасли составляет 21%, а в объеме внешнеторгового оборота 57%. По состоянию на 1 января 2006 года, общая площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 380 тыс. га. На территории республики сосредоточены шесть консервных заводов, более 20 чайных фабрик, маслоэкстракционные заводы. Вышеуказанные предприятия не функционируют в полную мощность в связи с физическим и моральным износом оборудования. Требуются немалые капиталовложения для реконструкции и оснащения их современным технологическим оборудованием для улучшения качества производимой продукции и ее конкурентоспособности.
Налаживается промышленное производство тунга. Тунговое масло является важным компонентом в производстве лакокрасочных изделий, применяемых в авиационной промышленности. Что касается производства киви-фрукта, исследования показали, что условия субтропической зоны Абхазии вполне соответствует решению этой задачи. В этом направлении много лет работают ученые научно-исследовательского института сельского хозяйства Академии наук Абхазии. Изучены и выделены перспективные сорта, а также разработана эффективная энергосберегающая технология выращивания плодов без химической обработки сада, обеспечивающая получение экологически чистой конкурентоспособной продукции, как в свежем, так и в переработанном виде.
Несмотря на то, что отмечается некоторая положительная динамика в агропромышленном комплексе Абхазии, руководство республики осознает, что невозможно в одночасье реанимировать все отрасли сельского хозяйства. Как заявил премьер-министр Абхазии следует "реанимировать цитрусовые плантации, закладывать новые, выращивать виноград, киви. Это то, что может приносить доход". Уделяется внимание производству вин. Заложены плантации новых сортов винограда в двух районах Абхазии. Что касается чая, то без привлечения иностранных инвестиции сложно будет реанимировать в полном объеме его производство. Наиболее сложной и трудоемкой отраслью сельского хозяйства является табаководство, производство которого обходится дороже, чем его покупка извне. Учитывая, что коэффициент полезного действия от произведенного табака в условиях Абхазии очень низкий, правительство предполагает прекратить его производство
Одной из базисных отраслей национальной экономики Абхазии является электроэнергетика. Состояние дел в энергетической сфере далеко от благополучия. По словам президента Республики Сергея Багапша, "вопросы энергетики поднимаются постоянно, а движение очень слабое. Если нам всем вместе не повернуться лицом к этим проблемам, на одних подачках из правительства поднять энергетическую отрасль мы просто не сможем. Впереди - зима, когда заметно возрастает потребление электроэнергии. Зимний максимум влечет к отключению электричества. Если отрасль на 60% не обеспечивается средствами, то поддерживать энергетику из бюджета мы просто не в состоянии". В свою очередь генеральный директор госкомпании "Черноморэнерго", также отмечает множественность проблем. По его словам, "при постоянно растущем объеме потреблении электроэнергии и нынешнем состоянии линий электропередач и электрооборудования велики потери электроэнергии. Они составляют 16%. С каждой тысячи киловатт мы теряем 380 кв.", - отметил Р. Зантария.
В крайне неудовлетворительном состоянии находится большинство подстанций, работающих с большой перегрузкой, особенно в зимний период. Подавляющая часть энергетического оборудования требует обновления, либо существенного ремонта, на что не хватает средств. Цифры задолженности за электроэнергию составляют многие миллионы рублей. Существующие проблемы в области энергетики, несмотря на реабилитационные работы Ингури ГЭС, приводят к росту тарифов на электроэнергию. Отмечается ухудшение в оплате за электроэнергию не только в бюджетных организациях, а также и среди населения.
Плата за электроэнергию собирается лишь на 35%. Действующие тарифы гораздо ниже себестоимости. В связи с чем, несмотря на удовлетворительную работу компании «Черноморэнерго», ее материально-технические возможности оставляют желать лучшего. По мнению энергетиков, назрела необходимость в пересмотре тарифной политики. Экспертиза, проведенная специалистами "Кубаньэнерго", позволила определить себестоимость киловатта электроэнергии по Абхазии. Она составляет порядка 32 коп.
В мае 2005 года члены правительства внесли изменения в постановления Кабинета Министров «О тарифах на электроэнергию в Республике Абхазия». Это было первое повышение тарифов нового руководства, 14 июля 2006 года в соответствии с постановлением Кабинета Министров, повышен тариф на оплату электроэнергии для бюджетных организации. Для госбюджетных организаций и приравненных к ним потребителей, в том числе научных подразделений Академии наук Абхазии, 1 кВт/ч будет стоить 12 копеек.
Отмечается необходимость принятия строгих мер к неплательщикам и нарушителям правил эксплуатации энергохозяйства. Сергей Багапш поручил Госкомпании "Черноморэнерго" разработать двухлетний план мероприятий по улучшению ситуации по электроснабжению и принять незамедлительные меры по подготовке электрохозяйства к работе в зимний период. В последние годы электроэнергетика превратилась в экспортную отрасль национальной экономики. Необходимо напомнить, что электроэнергетическая отрасль республики ежегодно передавала Республики Грузия определенное количество электроэнергии. Так за 2003 и 2004 гг. было передано в энергосистему Грузии около 5000 млн. кВт/часов, в 2005 году была сокращена подача электроэнергии до 1966,9 млн. кВт/час.
Одним из перспективных направлений является угледобывающая промышленность, куда осуществлены крупные иностранные инвестиции (более $13 млн.) в шахтерском городе Ткуарчал, двумя турецкими фирмами, функционирующими на основе отдельных договоров с Министерством экономики. В 2006 году запланирована добыча 80 тысяч тонн угля. В 2005 г. было добыто угля на сумму 13,6 млн. руб., что незначительно превысило показатели 2004 года, которые составляли 11,1 млн. руб.
За последние годы инвестиционная ситуация в Абхазии заметно изменилась в лучшую сторону, появились крупные инвесторы, интенсивно восстанавливаются здания, идет строительство новых объектов. В настоящее время Абхазия привлекает иностранный капитал в форме прямых инвестиций, которые представляют собой взносы в уставные фонды совместных предприятий, вложения во взаимовыгодные инвестиционные проекты, относящиеся к наиболее приоритетным отраслям экономики.
В республике сосредоточен ряд крупных предприятий таких как, экспериментальный завод газовой аппаратуры, АО "Сухумприбор", химзавод, обувная фабрика, швейная фабрика, табачная фабрика, мясокомбинат, молзавод, Гагрский мясокомбинат, Бзыбский ДОК, завод безалкогольных напитков, Скурчинский завод нерудных материалов, Ткуарчальский карьер по добыче доломита и т.д., все вышеперечисленные предприятия требуют весомых капитальных вложений. Объем инвестиций в 2005 году составил более $35 млн. ($20 млн. - иностранные инвестиции, $15 млн. - собственные средства предприятий и организаций). Но этого явно недостаточно.
Таким образом, несмотря на общее улучшение статистических показателей, в экономике Абхазии сохраняются серьезные проблемы. Неслучайно, численность занятого населения за 2001-2005 гг., почти не увеличилась. Количество безработных также не претерпевает значительных изменений. Это говорит о пока еще слабом развитии реального сектора экономики. Большие проблемы существуют в социальной сфере. Основная масса пенсионеров обеспечивается российскими пенсиями. Однако сама республика в состоянии выплачивать только 100 руб. в месяц. Между тем, в Абхазии количество людей, получающих различные пенсии и пособия составляет более 20% населения.
Некоторое представление о реальном уровне жизни населения способен продемонстрировать показатель платных услуг, который включает в себя в обобщенном виде объемы: бытовых, жилищно-коммунальных услуг, услуг пассажирского транспорта, связи, системы образования, культуры, медицинских услуг, услуг правового характера и др. Если в 2004 году объем платных услуг населению составил 676,7 млн. рублей, что составляло по отношению к 2003 г. в сопоставимых ценах 116,5%, то уже в 2005 г. объем платных услуг составил 1045,1 млн. рублей, что является свидетельством некоторого роста жизненного уровня населения. В то же время, средняя заработная плата, несмотря на значительный рост, остается все еще на низком уровне. С момента прихода к власти Сергея Багапша, лишь однажды были увеличены ставки заработной платы работникам бюджетной сферы с 1 января 2006 года, на 50%.
Прирост бюджета осуществлялся не за счет роста производства, а за счет увеличения НДС. Так называемая помощь в размере 100 млн. руб. из российских фондов демонстрируют слабость экономической политики правительства. Остаются невыполненными некоторые предвыборные обещания, дававшиеся нынешними властями в 2004 году. Например, в период президентских выборов представителями партии «Единая Абхазия» много говорилось о том, что требуется проведение структурных мероприятий и реформ: конституционной, административной, экономической и социальной. Однако, никаких существенных изменений не произошло.
Правительство республики, признает, что в ближайшие годы в Абхазии не будет бюджета развития. Бюджеты будут носить фискальный характер. Отмечается, что производство, которое требует немалых финансовых вложений, также не станет доходным. В этом направлении, ожидать какого-либо скачка в ближайшее время не приходится. Более того, несмотря на заявления и президента и премьера-министра о единстве мнений, существует некоторая несогласованность в деятельности исполнительной власти. По одним и тем же вопросам развития экономики президент и премьер-министр делают взаимоисключающие заявления. Так, относительно повышения НДС, возникли различные мнения не только между кабинетом министров и министерством по налогам и сборам, а между президентом и премьер-министром. Имеются разногласия в отношении отраслей, занимающихся вывозом леса и металлолома.
Вызывают множество вопросов проблемы, связанные с набирающей силу приватизацией, инвестициями, налогами, перераспределением собственности. Отсутствие прозрачности в действиях властей, оставалось и остается больной темой первого и второго президента. Заслуживают внимания их заявления по поводу обязательного декларирования доходов и имущества госчиновников, однако данные заявления были сделаны лишь после того как премьер-министр Анкваб еще раннее озвучил данное предложение. Все еще остается высоким уровень преступности. Остаются нераскрытыми многие тяжкие преступления, в том числе, имевшие серьезный общественный резонанс. А это также негативно влияет на предпринимательскую активность и инвестиционный климат.
Понятно, что не только экономика будет лежать в основе голосования за того или иного кандидата, но именно этот вопрос, как уже показала предвыборная кампания, оказалась в центре общественной дискуссии. Таким образом, эта тема будет иметь серьезное влияния на результаты парламентских выборов. Между тем, вряд ли, можно ожидать, что население Абхазии воспринимает социально-экономические результаты деятельности правительства однозначно позитивно и дружно проголосует за партию власти. Скорее всего, на выборах будут разные мнения, с учетом того, насколько те или иные группы граждан выиграли от проводимой экономической политики.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |