Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Автор статьи задаётся вопросом «...почему СМИ единодушно замолчали долгожданные, концептуально значимые слова В. Путина о созидании русского мира, о важнейшей роли культуры в российском обществе?», почему «…русская научная и творческая общественность…» до сих пор молчит!?
Журнал «Русский дом», №2, Февраль 2007 года
Александр БОБРОВ
"Повторяю: или есть что-нибудь над нами родное, великое, светлое, общее для всех, интимно-интимно наше, внутреннейше наше, насущно и неизбывно наше, то есть Родина, или - жизнь наша бессмысленна".
Алексей Фёдорович ЛОСЕВ
Русский интеллигент лелеет в себе чувство обреченности, вечно готов повторять, что Россия - гибнет, а русский дух - истребляется. При этом он всегда пребывает в поиске врагов, внешних и внутренних. Их у нашего Отечества и впрямь - всегда хватало с лихвой. Век назад Василий Розанов писал об этом так:
«У нас совсем нет мечты своей родины. И на голом месте выросла космополитическая мечтательность. У греков она есть. Была у римлян. У евреев есть. У французов. У англичан - "старая Англия". У немцев - "наш старый Фриц". Только у прошедшего русскую гимназию и университет - "проклятая Россия"… Жалит её немец. Жалит её еврей. Жалит армянин, литовец. Разворачивая челюсти, лезет с насмешкой хохол. И в середине всех, распоясавшись, "сам русский" ступил сапожищем на лицо бабушки-Родины".
Горько и справедливо сказано! Да, не раз ступал и ступает, но не каждое высказывание Василия Васильевича в сердцах - надо в ранг приговора всему народу возводить. Если бы только так всеохватно и было, то ни России, ни русских за страшный и великий ХХ век - не осталось бы.
Теперь уже и Владимир Познер начал цитировать в своих "Временах" русских религиозных философов. Избирательно, конечно. Чувствуется, как даёт он редакторам задание: наройте мне высказываний о том, что русский человек всегда был подл, пьян и нерадив. Вот и в программе о нравственном состоянии общества он полемические слова Николая Бердяева ввернул о том, что русский считает себя вправе любой грех совершить - лишь бы свечку потом поставить. Но разве это главное в воззрении Бердяева на русский народ, на православную душу?
Президент Путин провёл в конце минувшего года встречу с представителями творческой интеллигенции в Санкт-Петербурге. Долгожданную встречу: ведь о культуре не было ни слова сказано в его послании Федеральному собранию, а ни одного из национальных проектов духовной сферы - не коснулся. И вот смотришь телерепортажи, читаешь ироничные заметки в либеральных газетах. Что там было-то? Неужели только спор А. Калягина с губернатором В. Матвиенко по поводу Дома ветеранов сцены? Но теперь хоть есть Интернет со стенограммой, есть обновлённая "Литературная газета", главный редактор которой Ю. Поляков присутствовал на встрече. Вот какие комментарии и вопросы прозвучали на ее страницах: "Подводя итог более чем двухчасового разговора, В. Путин подчеркнул, что следующий год объявлен Годом русского языка, который является универсальной основой Российского государства и - шире - Русского мира. В наше сложное время мы должны, продолжил президент, искать новые адекватные формы исторической общности людей. И Русский мир может и должен объединить всех тех, кому дорого русское слово и русская культура, где бы они ни жили, в России или за её пределами, и к какой бы этнической группе не принадлежали. Почаще употребляйте это словосочетание - "Русский мир"! Почему все каналы скрыли от своих зрителей острую и справедливую критику в адрес ТВ, настойчиво звучавшую из самых разных уст во время всей встречи, догадаться нетрудно. Удивляет и тревожит, особенно в преддверии 2008 года, другое: почему СМИ единодушно замолчали долгожданные, концептуально значимые слова В. Путина о созидании русского мира, о важнейшей роли культуры в российском обществе? Если это - информационная политика, то чья? И почему в угоду этой политике утаиваются от граждан принципиальные высказывания президента нашей страны?".
И что же? - русская научная и творческая общественность тут же взбурлила, предложила дерзкие начинания, объединительные проекты, провела какие-то значимые собрания в поддержку? Нет, всё тихо. Кажется, что нам легче порой, особенно за рюмкой, повторять: да, плетью обуха не перешибить, нет, это всё только слова, а на деле-то…
А кто дело предложит? Я пока не стал свидетелем ликования отделения Академии наук и её институтов, не читал в открытой прессе их высокоученых рекомендаций. Не слышно массовых выступлений учителей-словесников по увеличению часов на преподавание русского языка и литературы, по сужению проверки филологических знаний лишь на основе начётнического единого госэкзамена. Но самое странное, что и коллеги-литераторы не обрушили шквал статей в защиту и во славицу родного языка, не предложили каких-то творческих программ.
Потому я хочу закончить статью призывной цитатой и продолжить слова православного философа Алексея Лосева, который 10 лет провел в лагерях, но написал в трагическом 1941 году философское эссе "Родина": "То, что рождает человека, и то, что поглощает его после его смерти, есть единственная опора и смысл его существования. Было время, когда этого человека не было; и будет время, когда его не станет. Он промелькнул в жизни, и часто даже слишком незаметно. В чём же смысл его жизни и смерти? Только в том общем, в чём он был каким-то переходным пунктом. Если бессмысленно и это общее, бессмысленна и вся жизнь человека. И если осмысленно оно, это общее, осмысленна и жизнь человека. Но общее не может не быть для нас осмысленно. Оно - наша Родина".
Так осмыслим и защитим это светлое и общее!
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |