Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Попытка ликвидации официально - употребляемого статуса русского языка в Казахстане приведёт русское население к культурно-этнографической резервации.
26.02.2007, http://www.russians.kz
Игорь Курбатов
Как и следовало ожидать, развитие этнократических тенденций в Казахстане окончательно развязало руки агрессивному националистическому лобби. Как сообщает Kazakhstan Today, группа депутатов во главе с небезызвестным Мухтаром Шахановым выразило несогласие с нормой Конституции РК об употреблении русского языка наравне с казахским. Они обратились в Конституционный совет с запросом об истолковании постановления КС от 8 мая 1997 года о соответствии закона "О языках в РК" Конституции.
Как заявил Шаханов: "С момента принятия независимости ущемляются права наших граждан по использованию государственного языка. Главная причина этому... в самой Конституции". Депутатов не устраивает слово «наравне» и они настаивают на всеобщем приоритете казахского языка над другими языками, подразумевая под этим, - «официальный» русский язык.
Между тем, Конституционный Совет в своём Постановлении за №10/2 от 8 мая 1997 года уже давал своё толкование этой, в общем-то, однозначной конституционной норме. В постановлении КС со всей определённостью говорится: «Данная конституционная норма понимается однозначно, что в государственных организациях и органах местного самоуправления казахский и русский языки употребляются в равной степени, одинаково, независимо от каких-либо обстоятельств».
Однако казахских ура-патриотов такое заключение не устраивает, и они пытаются понудить членов КС изменить свой окончательный вердикт и ещё раз «перетолковать» формулу «наравне». Причём их совершенно не смущает тот факт, что сама постановка вопроса имеет вызывающе дискриминационный характер не только по отношению к 26% этнических русских, но и ко всему русскоговорящему большинству населения республики.
Не случайно тот же КС в своём Постановлении отметил попытки законодателей «скорректировать» норму Конституции РК, утверждающую, что в органах государственной власти и местного самоуправления «наравне с казахским официально употребляется русский язык». Разумеется, члены КС поделикатничали и не назвали эти «коррективы» настоящим своим именем: дискриминацией всех русскоязычных граждан страны.
На общем антироссийском фоне, латентно присутствующем в казахстанской политике, этот шаг национально озабоченных парламентариев выглядит закономерным и логичным. Как известно, президент Назарбаев решил внести изменения в Конституцию РК, и национал-патриоты готовят почву для «новой» редакции статьи о статусе русского языка. Цель казахских националистов проста: если не удастся совсем упразднить п.2 ст.7 Основного Закона, то следует «выхолостить» его содержание.
Принимая во внимание то обстоятельство, что в парламенте РК абсолютное большинство составляют казахи, такие одиозные личности, как Мухтар Шаханов, чувствуют себя в коридорах законодательной власти очень комфортно. Национал-патриоты уверены, что десяток депутатов, назначенных быть русскими, в лучшем случае промолчат, а остальные вынуждены будут поддержать инициативу «группы депутатов». Атмосфера во властных кругах Астаны такова, что, демонстрируя здравый смысл к языковой проблематике, можно попасть в категорию «асфальтовых казахов» и поплатиться карьерой.
Единственный авторитет для «отвязанных» националистов - Нурсултан Назарбаев. Его они боятся, и он их жёстко контролирует. И если национал-патриоты отважились на публичное требование опустить «ниже плинтуса» статус русского языка, значит чувствуют за собой мощную поддержку.
Вообще, следует заметить, что игры с «патриотами» сыграли с властями злую шутку: неафишируемая ставка властей на строительство национального государства, выпустила на свободу «джина» национализма, пустившего корни во все слои казахского общества. И теперь казахские националисты, осевшие в госорганах после кадровых «этнических зачисток», оказывают влияние на Назарбаева и задают своему «освободителю» параметры внутренней и внешней политики.
Разумеется, изменение «семантики» статьи об «официальном» статусе русского языка приведёт к его фактической ликвидации. При этом русское население, не воспользовавшееся программой переселения, окажется в культурно-этнографической резервации. Не имея политических прав и отделенные непреодолимым языковым барьером, русские окажутся окончательно запертыми в границах национальной общины, обречённые на гражданскую «второсортность» и постепенную ассимиляцию.
Между тем само казахское общество рыхло и делится на две части. Как считает Эрик Хамитов, одна его часть – это казахи, интегрировавшиеся в русскоязычное общество, а другая – «этнокультурная общность» казахов, не принявшая по разным причинам русско-европейские ценности. Поэтому «русский вопрос» для Казахстана является по существу «казахским вопросом», определяющим стратегический вектор цивилизационного развития страны.
Но, судя по всему, в Астане делают выбор в пользу «русской резервации». Во всяком случае, предстоящее реформирование Конституции РК не предполагает за русской частью населении обретения каких-либо политических прав. Ведь всем понятно, что пересаживание в депутатские кресла членов Ассамблеи народов Казахстана – это популистская арифметика, а не концептуальное решение «русско-казахского вопроса».
Вряд ли КС пойдёт на «перетолковывание» конституционной нормы о русском языке, но это, в принципе, мало что меняет в положении русских в Казахстане. Их по-прежнему будут стараться загнать в политически бесправную «общинную» резервацию. И в этом отношении антирусский демарш казахских депутатов является свидетельством того, что власти страны выбирают свой «особый путь» - «казахский султанат», одетый так сказать в цивильную фрачную пару.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |