Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Николай Сергеев
За годы суверенного существования в Республике Беларусь так и не сложилась сколько-либо развитая партийная система. В настоящее время в Белоруссии официально существует полтора десятка политических партий, которые по численности (не менее тысячи человек) и по развитости организационных структур отвечают требованиям белорусского законодательства.
В последние годы наибольшую политическую активность проявляли оппозиционные прозападные партии, которые при прямой поддержке США и Европейского союза в ходе президентской предвыборной кампании весной 2006 года пытались устроить «цветной» переворот в Белоруссии.
Из лояльных политическому режиму партий до недавнего времени относительную политическую активность проявляла только Коммунистическая партия Белоруссии. Но это в какой-то мере преемница еще советской КПБ-КПСС. Остальные партии, поддерживающие президентскую администрацию и правительство, существуют в большей степени формально. Исключением является только Республиканская партия труда и справедливости (РПТС), которая становится все более заметной на белорусском политическом небосклоне.
РПТС была создана в 1993 году, и определила себя «как левоцентристская партия, защищающая интересы трудящихся». Однако изначально эта партия была своеобразным политическим приложением к Белорусскому обществу инвалидов по зрению (БелТИЗ), председатель которого ее и возглавлял. Более того, структурные подразделения БелТИЗа в большинстве своем одновременно являлись и оргструктурами РПТС. Эта партия носила выраженный корпоративный характер и, по большому счету, не имела реальной политической перспективы. Просуществовав в таком виде более десяти лет, РПТС так и не сумела приобрести черты реально действующего политического субъекта.
Все изменилось в 2005 году, когда к руководству РПТС пришли новые энергичные люди, значительная часть из которых являлась бывшими военными, ветеранами войны в Афганистане. В партии была проведена серьезная организационная работа. Всего за год численность РПТС возросла в три раза - до трех тысяч человек, что для Белоруссии является хорошим результатом. В настоящее время в ее состав входит 6 областных, Минская городская, 39 районных, 14 городских и 126 первичных партийных организаций.
О том, как РПТС оценивает существующее положение дел в белорусско-российских отношения, и каковыми видятся пути преодоления возникших трудностей корреспондент «Материка» узнал у председателя белорусской Республиканской партии труда и справедливости Василия Заднепряного.
- Начало года было ознаменовано проявившимися противоречиями между Республикой Беларусь и Российской Федерацией в экономической области, которые в достаточно резкой форме нашли отражение в высказываниях российских и белорусских политиков, в том числе и на самом высоком уровне, а также в многочисленных публикациях в средствах массовой информации. В чем, по вашему мнению, причина возникших разногласий, и каковы пути разрешения этих проблем?
- Во-первых, я не считаю, что возникли серьезные разногласия между Белоруссией и Российской Федерацией как государствами. Я полагаю, что возникшие проблемы являются результатом недостаточно продуманной работы белорусских исполнительных органов власти, которые не смогли своевременно дать должную аналитическую оценку в сфере энергоресурсов и экономических взаимоотношениях в рамках Союзного государства, а исполнительные органы власти РФ не проявили достаточной настойчивости и гибкости в заблаговременном и мирном разрешении союзнических разногласий.
В результате заранее заявленные изменения для белорусской стороны наступили неожиданно. Вместо того чтобы основательно подготовиться к новому этапу экономических отношений между субъектами Союзного государства белорусские должностные лица, ответственные за нефтегазовую сферу, вынуждены были в экстренном порядке искать достойный выход из сложившейся ситуации.
Эта техническая нестыковка и неспособность исполнителей оценить серьезность обстановки привели к тому, что возник конфликт, который были вынуждены разрешать главы наших государств. Причем, все это происходило не всегда в корректной форме. А уж о средствах массовой информации я вообще не говорю. Порой складывалось впечатление, что СМИ просто «с цепи сорвались». Все это, конечно, не самым лучшим образом отразилось на настроениях в обществе.
Для того чтобы подобные эксцессы исключить в дальнейшем белорусской стороне необходимо, в первую очередь, трезво и ответственно подойти к оценке того, что произошло, осознать те существенные изменения, которые происходят в настоящее время в российской экономике. Кроме того, следует признать, что исполнительными органами было упущено время, необходимое Белоруссии для перестройки экономики на более современный лад. Пришло время решительно отказаться от тех подходов (уже ставших догмами), которые в свое время, несомненно, дали хороший экономический результат и позволяли Республике Беларусь развивать широкие социальные программы. Однако прежние подходы себя исчерпали, а любой застой, как известно, ведет к кризису и разрушению.
Поэтому необходимы решительные меры по дальнейшему развитию белорусской экономики, в том числе, и в сторону формирования единого экономического пространства Союзного государства. При этом необходимо ясно осознать, что Союзное государство нужно строить только с учетом интересов партнера. Необходимы взаимопонимание, взаимные уступки и «игра, по общим правилам».
- Что вы имеете в виду?
- Сейчас мы подошли к такому этапу в союзных отношениях, когда требуется их юридическая формализация. Ведь не смотря на то, что Договор о создании Союзного государства действует с 1999 года, Республика Беларусь для Российской Федерации до сих пор остается пусть родственным, дружественным и союзным, но иностранным государством. Действующий Договор необходимо наполнить реальным юридическим содержанием. Ведь когда у нас будет единое экономическое пространство, тогда и порядок формирования цен на те же энергоносители будет внутрисоюзный, т.е. общий для российских и белорусских субъектов хозяйствования.
Вот над этим и нужно работать. Причем, работа должна вестись как на государственном, так и на общественном уровне. В этом смысле неоценимую роль мог бы сыграть союзный Парламент, избрание которого предусмотрено упомянутым Договором. Но по не совсем понятным причинам «заморожено» принятие закона о проведении выборов в этот важнейший представительный орган Союзного государства. Союзный Парламент был бы той «площадкой», на которой многие сложные вопросы белорусско-российских отношений могли бы обсуждаться и нивелироваться в рабочем порядке.
- Принятие Конституционного Акта или избрание Парламента Союзного государства - это все же, к сожалению, дело будущего. А как вам видится роль общественности и, в частности, Республиканской партии труда и справедливости в дальнейшем укреплении и развитии белорусско-российских отношений?
- В настоящее время в Белоруссии мы видим недостаточно развитое гражданское общество. На определенном этапе это, по видимому, было оправданно, так как обществу и государству нужно было сосредоточиться на преодолении тех опасных кризисных явлений, которые имели место в республике в начале и середине 90-х годов прошедшего столетия и были связаны с разрушением Союза ССР.
Но в нынешней ситуации для дальнейшего движения вперед только одной сильной государственности уже недостаточно. Необходимо обратить внимание на становление того, что принято называть гражданским обществом, важнейшими звеньями которого являются политические партии. Именно политические партии как общественно-политические институты, имеющие непосредственную связь с населением, должны оказывать более заметное влияние на процессы, происходящие как в белорусском государстве, так и в союзном строительстве.
И совершенно неправильно, если такое судьбоносное для белорусского и российского народов дело как создание Союзного государства по-прежнему будет находиться в ведении только чиновников.
Не так давно Александр Лукашенко заявил, что белорусская и российская стороны по разному видят формы нашего объединения. Именно поэтому надо, наконец, отказаться от келейности в союзных делах. Все спорные и противоречивые моменты должны обсуждаться открыто с участием заинтересованной белорусской и российской общественности. Узлы должны развязываться. В конце концов, белорусы и русский народ являются одной нацией и поэтому мы должны быть вместе.
- В связи с этим, имеются ли у вашей партии политические партнеры в России, насколько прочны эти связи и существует ли между вами постоянный политический диалог? И как обстоит с этим дело внутри Белоруссии?
- Наиболее близкой для нас является вновь созданная партия «Справедливая Россия». Наши отношения с этой партией только налаживаются, но мы надеемся на их благотворное развитие. Более того, нам бы хотелось, чтобы в будущем наше взаимодействие строилось на постоянной основе.
Кроме того, налаживаются рабочие контакты с партией «Единая Россия», поддерживаем отношения с Политическим консультативным центром Российской Федерации и Государственной Думой ФС РФ. Благодаря постоянному сотрудничеству с руководителями Международной ассоциации городов помогаем устанавливать прямые договорные отношения между крупными российскими и белорусскими городами, что способствует увеличению товарооборота и расширению культурных связей между ними.
Внутри же Белоруссии наша партия стремится сотрудничать с теми общественными и политическими силами, которые стоят на позициях славянского единства и патриотизма. Не так давно ряд таких партий и общественных объединений образовали Постоянно действующее совещание (ПДС), в котором РПТС также принимает участие. ПДС создано для межпартийных консультаций и реагирования на важные общественно-политические события. Так, в январе было принято заявление с протестом против сноса (переноса) памятников советским воинам-освободителям в Эстонии. В феврале партии и общественные объединения, участвующие в Постоянно действующем совещании, обратились к президентам Белоруссии и России с настоятельным предложением ускорить работу по созданию Единой региональной системы ПВО Союзного государства. Мы надеемся, что наше участие в ПДС также будет способствовать становлению гражданского общества в нашей республике.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |