Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
15.02.2007. БДГ
Сегодняшнее возвращение государства к закону «О соотечественниках, которые проживают за рубежом» подается как новое событие. Почему-то умалчивается тот факт, что структура закона уже была разработана в 2001 г., сам проект разрабатывался в 2002 г., но был почему-то снят с обсуждения Палаты представителей и потом надолго лёг под сукно.
Сегодня нет ни закона, ни даже государственной программы, направленной на сотрудничество и помощь нашим зарубежным соотечественникам. Беларусь просто игнорирует 3-миллионную белорусскую диаспору. Видимо, по той простой причине, что она очень неоднородна, и часто имеет взгляды, особенно в демократических странах Европы и Америки, которые не совпадают со взглядами руководителя белорусского государства.
С приходом к власти Лукашенко белорусские посольства стали инициировать за рубежом создание так называемых союзов белорусских организаций, привлекая или поглощая уже существующие организации. Создавались и новые инициативные группы и объединения. В результате все постсоветское пространство опутано этими союзами. Таким образом, можно было использовать их как политический инструмент с заявлениями типа «Белорусы России за союзное государство», не обращая при этом внимания на то, что в России существует еще много других организаций, которые не входят в эти зонтичные объединения. Между тем созданные при поддержке официального Минска союзы белорусских организаций недостаточно активны.
По оценкам некоторых руководителей белорусских организаций за рубежом, если Беларусь не будет системно помогать своей диаспоре, а законсервирует ситуацию на сегодняшнем уровне хотя бы еще лет на 10, то о белорусских организациях и культурных центрах зарубежья можно будет говорить только в прошедшем времени. Причем этот негативный процесс затронет и традиционные этнические территории. Например, еще 10-15 лет назад количество белорусов Польши оценивалось в 300 тыс. человек, а согласно последним статистическим данным их уже чуть менее 50 тыс. Нет, эти люди не умерли - они просто перестали считать себя белорусами. Их никто не востребовал, и они ассимилировались, стали поляками.
«Порадовал» сенатор Н.Чергинец. Милиционер и прозаик заявил о том, что несколько лет назад президент поддержал идею и инициативу парламентариев о том, что "нам пора обратить серьезное внимание на нашу диаспору за рубежом". Не прошло и 17 лет, как Беларусь решила обратить внимание на треть нации, проживающей за рубежом.
Но самое главное, что «радует» в таком государственном внимании, это широта понимания белорусских чиновников, что такое диаспора и в чем она нуждается. По мнению Чергинца, белорусы зарубежья, прежде всего, нуждаются в информации о своей родной стране: «Мы не хотим их толкать к возвращению. Мы хотим дать им то, в чем они нуждаются — в нашей литературе, произведениях композиторов и художников. Они нуждаются в простой информации о стране, откуда они вышли… Мы просто создаем для них нормальные условия по получению необходимой информации».
Видимо, у белорусов зарубежья очень проблематичный доступ к Интернету, и видимо, все чего не хватает проживающим за рубежом белорусам для полного счастья – это информации. Наверное, Чергинец полагает, что, к примеру, США не сильно далеко ушли вперед по развитию Интернета, а потому белорусам зарубежья приходится «экономить» на информации о родной стране ради посещения более интересных ресурсов.
В таком случае достаточно странно выглядит закрытие газеты «Голас Радзімы», которая была создана специально для информирования белорусов зарубежья и до последнего времени рассылалась по всем белорусским организациям за пределами страны. Также нелогично ведет себя государство и в отношении Белорусского дома в Минске – международного центра белорусской диаспоры, созданного на базе «Бацькаўшчыны”. Деятельность Дома приостановлена в связи с тем, что в Минские городские власти (вряд ли по своей инициативе) просто не разрешают аренду 70 кв.м. для размещения архивов и библиотеки белоруской диаспоры.
«Мы считаем, что с ними (диаспорами) надо устанавливать как можно более тесные и добрые отношения с тем, чтобы, во-первых, помогать, если надо, а во-вторых, дать им возможность знакомиться с теми достижениями во всех областях деятельности государства, которые имеются в Беларуси, в том числе и в культурной сфере», - отметил Н.Чергинец.
Оказывается, высшие государственные чиновники еще не определились, надо ли помогать белорусской диаспоре. Это при том, что в Литве, при 40 тыс. проживающих там белорусах, белорусскую школу – все 11 классов посещают от силы 180 человек. Одновременно в той же Литве десятки польских школ, с конкурсным набором. А в Латвии при 92 тыс. белорусах школу, которая находится на грани закрытия, посещает менее 100 человек. Латыши не считают необходимым поддерживать национальные школы, их поддерживают метрополии. Поддержка Беларуси очевидна. И очевидно, что если поддержка будет идти в направлении предоставления «возможности знакомиться с теми достижениями во всех областях деятельности государства, которые имеются в Беларуси», то есть, попросту говоря, в пропаганде – то школа скоро закроется.
Возможно, конечно, что государственные органы Беларуси все-таки повернуться лицом к белорусской диаспоре, начнут системно помогать. А взамен получат инвестиции в экономику, культуру, образование, повышение международного авторитета, крепкое белорусское лобби в других странах – в принципе все то, что получают от своих диаспор другие государства, когда этот процесс – сотрудничества и помощи -- взаимный.
Может быть, белорусы начнут возвращаться на свою историческую родину. Но необходимо учитывать, что условия самореализации в Беларуси должны быть как минимум на порядок лучше, чем в тех странах, в которых эти белорусы проживают сегодня. А также важно учитывать при поддержке, допустим, белорусских школ за рубежом, что потом выпускники этих школ возможно захотят продолжить образование на родине, и хорошо бы было хотя бы для них открыть в Беларуси хотя бы одно высшее учебное заведение с белорусским языком преподавания (ведь на белорусском языке они учились в школе).
Однако, отказ от обсуждения закона с теми, кого он непосредственно затрагивает, говорит лишь о том, что принятие этого законодательного акта с одной стороны - всего лишь очередной пиар, говорящий о мудрости и всесторонности государственной политики нынешней белорусской власти, а с другой – очередное подтверждение того, что речь идет о создании законодательной, а соответственно и экономической базы для усиления лукашенковской пятой колонны в зарубежье.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |