Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Справка подготовлена Украинским Филиалом Института Стран СНГ
Президент Ющенко опубликовал указ, которым ввел в действие «Стратегию национальной безопасности Украины». Задача указа ясна - в преддверие принятия Верховной Радой Закона, исключающего из задач внешней политики Украины тезисы о цели вступления в ЕС и НАТО. Задача «Стратегии»-спасти курс на «евроинтеграцию» Украины. Однако принятие Радой закона, обеспечивающего нейтралитет Украины, неизбежно. Но все приведем наиболее важные фрагменты из «Стратегии» Ющенко, чтобы еще раз проиллюстрировать тот факт, что он пытается построить на Украине авторитарное антироссийское государство.
В «стратегии» же утверждается, что Украина - это унитарное государство.
Целью документа значится "определение принципов, приоритетных целей, заданий и механизмов обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.
Провозглашается, что государственная политика госбезопасности базируется на "принципах национального единства".
Перечислены "жизненно важные национальные интересы Украины". Среди общих, декларативных "интересов" есть и следующий: "соборность государства на основе консолидации всех территориальных громад, общественных слоев, этнических групп вокруг ценностей независимого, свободного, суверенного и демократического развития единой Украины".
В разделе 2.1 перечисляются причины, которые "осложняют" проблему "обеспечения национального единства и соборности Украинского государства". Вот они:
- "ценностно-мироввозренческое расслоение украинского общества, которое обуславливается культурно-историческими особенностями отдельных регионов Украины и углубляется вследствие спекуляций на этой проблематике со стороны отдельных внутренне- и внешнеполитических сил, в частности экстремистской направленности"
- "низкая эффективность механизмов принятия и исполнения государственных решений, которая имеет место вследствие несогласованности действий между разными ветвями и органами государственной власти, снижение профессионализму госслужащих, распространение коррупции, взяточничества, срастания бизнеса и политики в этой среде"
- "слабость и распыленность институций гражданского общества, которые не позволяют соответствующим образом реализовать их потенциал относительно демократизации общественной жизни"
- "исторически обусловленные войнами, голодоморами, репрессиями и депортациями, Чернобыльской катастрофой деформации, которые в период радикальных общественно-экономических трансформаций приобрели характер демографического кризиса".
Указывается на плохое состояние правоохранительных органов, разведки, контрразведки, армии, судебной власти.
Перечисляются некоторые геополитические факторы обострения международных отношений, среди которых: усиление разрыва между уровнем развития бедных и богатых стран, обострение борьбы за природные ресурсы, распространение оружия массового поражения. Кроме того: "растет опасность эскалации "замороженных" и возникновения новых региональных конфликтов возле границ Украины. Речь идет, в первую очередь, о продолжительном нерешении конфликтов в Приднестровье и на Кавказе, чему способствует вовлечение в них других государств, а также "теневого" бизнеса и международных преступных группировок".
Серди проблем значится и такая: "Углубляется негативное внешнее влияние на информационное пространство Украины, что угрожает размыванием общественных ценностей и национальной идентичности. Недостаточными остаются объемы изготовления конкурентоспособного национального информационного продукта".
Первым "стратегическим приоритетом политики национальной безопасности" значится: "Достижение национального единства и консолидации общества путем преодоления как объективных, так и искусственных противоречий социокультурного, конфессионального, этнического, языкового, межрегионального и регионального характера на основе безусловного соблюдения конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина". Для достижения этой цели определяются следующие задачи: "распространять среди разных социальных, возрастных, образовательных, культурных слоев Украинского народа идею общей исторической судьбы, преимуществ тесного сотрудничества и взаимопомощи, непосредственной зависимости успешности каждого гражданина Украины от уровня единства украинского общества, что будет способствовать формированию национальной идеи в ее широком, мировоззренческом понимании".
Ставится задача "взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества", отделения власти от бизнеса.
Значительный раздел посвящен сугубо экономическим, инвестиционным проблемам, что объяснимо (так как эту концепцию первоначально составляли люди Кинаха).
В области обеспечения энергетической безопасности отмечается необходимость уменьшить энергетическую зависимость Украины и диверсифицировать источники энергоснабжения. Тут же идет речь о необходимости "существенно повысить эффективность управления ТЭК", "использовании в национальных интересах транзитных нефте- и газопроводов, подземных хранилищ газа".
В области преодоления негативных тенденций в социальной жизни, помимо прочего, поставлена задача ликвидация "диспропорций в миграционных процессах" и "оттока за границу квалифицированных работников".
В гуманитарной сфере, помимо прочего, требуется защищать "отечественную культуру и духовное наследство".
Отдельным абзацем выделяется языковая тема: "Языковая политика как одна из ключевых составляющих государственной гуманитарной политики должна выходить из необходимости неуклонного соблюдения конституционных гарантий относительно всестороннего развития и функционирования украинского языка как государственного и языка официального общения во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины, а также свободного использования во всех жизненных потребностях граждан русского или другого родного языка".
В разделе 3.7, где идет речь о реформировании "институтов сектора безопасности", говорится о приближении армии к "стандартам НАТО". Кроме того, говорится о необходимости "усовершенствования правовой базы деятельности органов сектора безопасности с учетом европейских и евроатлантических критериев". Тут же идет речь о "реформировании государственной границы и его инфраструктуры по европейским критериям".
Раздел 3.10 касается внешней политики и предусматривает:
- "формирование вокруг Украины безопасной международной среды, укрепление систем коллективной безопасности на европейском и трансатлантическом пространствах,
развитие взаимоотношений и кооперации в глобальном и региональном измерениях;
- защита и поддержка украинских граждан и их интересов за рубежом;
- завершение правового оформления (делимитации и демаркации) государственной границы Украины, в частности, решение с Российской Федерацией на основе норм международного права вопроса относительно разграничения в Азовском и Черном морях и Керченском проливе, урегулирования с Румынией спорных вопросов относительно делимитации континентального шельфа и исключительных экономических зон в Черном море;
- обеспечение достойного места Украины в глобальном разделении труда, безопасный и сбалансирован вход украинской экономики в мировую экономическую систему, в частности в формате ВТО;
- заключение нового базового соглашения, формирование зоны свободной торговли с Европейским Союзом, создание основы для полноправного членства Украины в ЕС;
- присоединение Украины к европейской и евроатлантической системам безопасности, что предусматривает взаимовыгодное сотрудничество с Организацией Североатлантического договора, формирования условий для вступления Украины в НАТО,
- участие в программах безопасности Европейского Союза и ОБСЕ;
- развитие украинско-российского партнерства на основе прагматизма и открытости, взаимовыгодной кооперации и сотрудничества как ключевых условий обеспечения национальной и региональной безопасности;
- развитие гармоничных, взаимовыгодных, добрососедских отношений со странами региона, утверждения на этой основе регионального лидерства Украины;
- расширение активного взаимодействия с США и Канадой, странами-членами Европейского Союза, другими странами Европы и странами - региональными лидерами;
- поддержка международного мира и безопасности путем последующего участия в международной миротворческой деятельности, многосторонних мероприятиях по противодействию распространению оружия массового поражения, терроризму, транснациональной организованной преступности, торговли людьми, незаконному обращению наркотиков и другим вызовам международной безопасности;
- обеспечение информационной безопасности при интеграции в структуры глобального информационного общества".
Отдельным подразделом стоит группа заданий относительно приоритетов регионального сотрудничества в "Балто-Черноморско-Каспийском регионе":
"- утверждение демократии и безопасности в регионе, расширение и углубление сотрудничества в форматах Сообщества Демократического Выбора и Организации за демократию и экономическое развитие - ГУАМ;
- расширение двустороннего и многостороннего сотрудничества со странами региона относительно формирования общей энергетической политики, в частности в сфере транзита энергоносителей;
- активизация взаимодействия с европейскими региональными организациями и участие в реализации многосторонних проектов, формирование субрегиональных систем коллективной безопасности в интересах всех государств региона".
Кроме того, "Украина должна оставаться активным участником процессов урегулирования "замороженных" конфликтов в регионе, в первую очередь в Приднестровье".
В разделе 4.1 идет большой перечень необходимых усовершенствований законодательства и нормативных актов в сфере безопасности.
В конце Стратегии дается перечень лиц и органов, ответственных за ее реализацию. Главным, конечно, значится президент, для которого законодательную базу создает Верховная Рада. Кабмин же является исключительно исполнителем законов, указов президента и (что противоречит Конституции) решений СНБО.
Данная Стратегия уже стала предметом критики со стороны Антикризисной коалиции - в первую очередь, со стороны ПР и КПУ. Упирают они на то, что, согласно Конституции, исключительно законами определяются основы национальной безопасности.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |