Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Казахстан - дрейф от России

13.02.2007. Russians.kz

Игорь Курбатов

Казахские власти в последнее время не особенно и скрывают, что не намерены считаться с правами и свободами 6-ти млн. русскоязычного населения страны. В легком головокружении от избытка нефтедолларов и нарастающего интереса Запада к азиатской "трубопроводной корпорации", Астана решила поиграть в "большую политику" и показать России "кукиш в кармане" в расчете на "традиционное понимание" со стороны Кремля. Во всяком случае, в "энергетической войне", развязанной Западом против России, казахские власти не прочь извлечь (и извлекают) свои дивиденды. Бурихан Нурмухаммедов, директор Института Национальных Исследований в интервью ИАЦ заявил: "Прежде всего, нужно учитывать, что Казахстан строит национальное государство, и национально-государственные приоритеты очень важны для нашего государства. И именно этот момент может вызывать некоторую озабоченность у российской стороны". Иными словами, казахский политолог считает, что Москва, исходя из сиюминутных экономических выгод, в очередной раз "сдаст" русских и не станет предъявлять каких-либо серьезных претензий режиму Назарбаева. По мысли г-на Нурмахаммедова, для Казахстана "национально-государственные приоритеты" важны, а для России … так себе.И основания к этому, казалось бы, имеются. Ни Кремль, ни российские СМИ не прореагировали на заявления президента Назарбаева об обязательном знании всеми госслужащими казахского языка и намерении перевести свою письменность на латинскую графику. А до этого российская пресса слегка поерничала по поводу "казахского халифата" Рахата Алиева, не увидев в эпатажной идее президентского зятя, признаков возросших геополитических амбиций казахской этнократии. Между тем Астана шаг за шагом продолжает утверждать "национально-государственные приоритеты", легитимизируя казахское государство и сводя до минимума "демографическую нагрузку" в лице русского населения. И в этом отношении российская программа переселения соотечественников для правящей элиты оказалась как нельзя кстати: казахские власти не только не обеспокоились потерей трудоспособного населения, но напротив – постарались по-своему "стимулировать" отток русских из страны.Как следствие, в республике активизировалась кампания по введению в делопроизводство государственного казахского языка и одновременного вытеснения "официального" русского. Нурсултан Назарбаев, получив на президентских выборах поддержку русских организаций, весьма своеобразно отблагодарил их: под аккомпанемент заявлений о "двуязычии" в стране была развернута антиконституционная кампания по административному выдавливанию русского языка из официального оборота.Как известно, в 1997 г. казахстанский Конституционный Совет, усмотрев явно дискриминационные моменты в ныне действующем "Законе о языках РК", вынужден был постановить, "что в государственных организациях и органах местного самоуправления казахский и русский языки употребляются в равной степени, одинаково, независимо от каких-либо обстоятельств". Но на практике ст. 7(п.2) Конституции РК о статусе русского языка – "мертвая статья", и в Казахстане действует не право, но, как говорят казахские чиновники, - "высшая воля". Коллизия заключается в том, что формальным препятствием для окончательной "деколонизации" является вышеуказанная статья Конституции РК об "официальном" статусе русского языка. Но изъятию ее из Конституции РК (на чем давно настаивают казахские национал-радикалы) не позволяет ряд причин, главной из которых является то, что казахским языком …не владеет, как минимум, половина граждан Казахстана. Тем не менее, под PR-прикрытием этой "мертвой статьи" и президентских деклараций о "двуязычии" осуществляется планомерное выдавливание русского языка из общественной жизни республики, происходят "кадровые чистки".Русские организации, в частности Славянское движение "Лад" в Казахстане, сообщают о "языковом прессинге" и росте миграционных настроений в северных областях (Акмолинской и СКО - Северо-Казахстанской), где большинство населения составляют русские. Граждане "некоренной национальности" этих областей, сталкиваясь в различных госучреждениях с фактами так называемой "дискриминации по языковому признаку", тихо ропщут между собой и все чаще поглядывают в сторону матушки-России. Косвенным подтверждением факта административного внедрения в делопроизводство госязыка, является премия за "развитие" казахского языка, присвоенная казахскими националистами, мэру Алма-Аты Имангали Тасмагамбетову и Акиму СКО, бывшему послу Казахстана в РФ Таиру Мансурову. Последний известен еще и тем, что устроил в г. Петропавловске обструкцию известному российскому общественному деятелю, депутату Госдумы Александру Крутову, приезжавшему в Казахстан по приглашению русской общественности. Как сообщает "Ладинформ", по распоряжению местных властей ни в одно из городских помещений Александра Крутова не пустили, а здание Дома культуры, где должна была состояться заранее оговоренная встреча с горожанами, было обесточено. В результате президент Международного фонда Славянской культуры, депутат Государственной Думы Российской Федерации … оказался на улице и общался с соотечественниками при свете уличных фонарей.Можно только представить себе, какой международный резонанс имело бы это событие, если бы подобному унижению подвергся какой-нибудь британский парламентарий или американский конгрессмен. Но Александр Крутов – российский парламентарий, и казахским властям хорошо известно, что даже "некоторой озабоченности" по этому поводу со стороны Москвы проявлено не будет. Уже по этому эпизоду можно судить о том, как мало считаются местные власти с правами и свободами русского населения в самой республике.При этом нельзя не понимать, что чем хуже положение русских в Казахстане, тем меньше возможностей остается у Кремля влиять на ситуацию в этом стратегически важном для России "буферном" государстве. Именно через Казахстан на территорию РФ проникает основной поток наркотиков и нелегальных мигрантов, не говоря уже об исламских радикалах и международных террористах. И если раньше граница между Россией и "исламским миром" пролегала по Каракумам и Пянджу, то теперь она сместилась далеко на север и приблизилась к границам Южной Сибири.Не случайно Модест Колеров, глава управления при администрации президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами, заявил, что "главной внутренней угрозой для России является Казахстан". При этом в интервью Евразии он пояснил свою мысль: "Речь идет о том, что с точки зрения протяженности границы на среднеазиатском направлении, связанном с миграцией, наркотрафиком (и не только - авт.), соседство с Казахстаном делает нас очень уязвимыми.

Поскольку мы не можем, и, насколько я понимаю, не хотим делать там формальную границу, мы абсолютно обнажены с этого направления и целиком полагаемся на наших соседей".Так что руководству России в обозримом будущем придется выбирать: либо отгораживаться от Казахстана "формальной границей", либо, не полагаясь на добрую волю "наших соседей", использовать инструменты экономического, политического и военного влияния для обеспечения собственной безопасности. Но пока же, как считает Сергей Марков, директор Института политических исследований: "Россия ведет слабую политику на постсоветском пространстве, отказываясь от вмешательства во внутренние дела соседних государств". Выстраивая свое геополитическое окружение, Россия может и должна вмешиваться в дела приграничных государств, если в них нарушаются права русского населения. Кремль также должен эффективно использовать свой бесхозный "русский ресурс", если не желает окончательно утратить свое присутствие в Казахстане и Средней Азии. Причем, уповая на расширение экономических связей, нельзя забывать о том, что крупный российский бизнес "наднационален" и в значительной степени автономен от обязательств по отношению к собственному государству. К сожалению, на данный момент у России нет точно сформулированных и понятных целей в отношении "русского ближнего зарубежья".

То, что сегодня в понимании кремлевских чиновников называется "работой с соотечественниками", в большей степени носит характер интернациональной благотворительности, где гуманитарный аспект превалирует над политической адресностью и, собственно, российскими стратегическими интересами. Наверное, мух следовало бы отделить от котлет, и культуртрегерство - безусловно, нужное и полезное – отделить от конкретной информационно-пропагандистской деятельности по продвижению интересов Москвы. Как ни парадоксально звучит, но те же казахские власти уже не раз успешно разыгрывали у себя "русскую карту". А в хор западных правозащитников, критикующих Россию, зачастую вливаются голоса "толерантных" соотечественников из ближнего зарубежья. Кроме того, на постсоветском пространстве немало таких примеров, когда "русские организации" эффективно использовались в западных проектах, объективно направленных против России. И получается, что Кремль, спонсируя национальные диаспоры многочисленных "соотечественников" по принципу "всем сестрам по серьгам", тем самым укрепляет антироссийское лобби. Постепенный дрейф Астаны от России не заметить трудно. И речь идет не только о диверсификации нефтяных маршрутов в обход российской территории. Казахстан, будучи членом ОДКБ, любой ценой старается инкорпорироваться в западные военные структуры. Не случайно в последнее время участились контакты Астаны с НАТО, а Нурсултан Назарбаев прямо заявил в Брюсселе, что сотрудничество с североатлантическим альянсом "необходимо для становления нашей армии". И все эти внешнеполитические шаги казахского руководства, включая усиление военного присутствия НАТО на Каспии, как-то очень удачно встраиваются в общий антироссийский фронт, создаваемый США и Западом по периметру России. Эксперты все чаще отмечают "гегемонистские" устремления Астаны, явно вступающие в противоречие с российскими интересами и угрожающие безопасности РФ.

Так, в частности, Фуад Асимов, говоря об интеллектуальной "неадекватности" казахского руководства и элементах амбициозной "пиар"-кампании в позиционировании страны, прямо указывает на последовательное наращивание западного вектора в казахской дипломатии. "Усиливается военно-политическое присутствие Запада в республике и внешний контроль над ее ТЭК и металлургией. "НАТОвское пространство" появляется в приграничных районах Оренбурга, Саратова, Кургана, Челябинска, Томска и Омска. Еще два-три года такой политики, и офицеры НАТО будут в бинокль разглядывать военные объекты и ядерные комплексы Урала и Восточной Сибири", - пишет Асимов в своей статье "Пиар в оценке достижений независимого Казахстана за 15 лет".Можно не соглашаться с некоторой жесткостью оценок автора этой статьи, но нельзя не признать и антироссийского "дрейфа" в пресловутой "многовекторной" политике Астаны.

И в этом смысле пренебрежение положением русскоязычного населения в Казахстане, в конечном счете, может обернуться для Москвы тем самым разглядыванием в бинокль районов Урала и Восточной Сибири со стороны потенциальных противников. Если же для России, так же как для Казахстана, жизненно важны "национально-государственные приоритеты", то и ее политика в защите своих стратегических интересов в Казахстане и Средней Азии должна стать более активной и целенаправленной. Тем более геополитический расклад явно в пользу Кремля, да и "бесхозная" русская диаспора в Казахстане, если не отдавать ее на откуп казахским "самостийникам", может оказать в этом существенную поддержку.Как говорил в интервью журналу "Военный дипломат" Юрий Дроздов, руководитель Аналитического Центра НАМАКОН: "Не будь экономика нынешнего Казахстана завязана на Россию, будь у казахов иной геополитический выбор, если бы не Китай, всегда глубоко презиравший степняков-кочевников, … да не угрозы оранжевой революции и исламского радикализма на юге, не известно какие приветы получала бы Россия из бывшей союзной республики, и не оказались бы русские там на тех же правах, что в Латвии или в Туркмении".

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ