Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
16.02.2007. Gazeta.kz
Акрам Асроров
Зачем Казахстану проблемный НПЗ?
Украинский вариант продажи Херсонского нефтеперерабатывающего завода "Казмунайгазу", на первый взгляд выглядит весьма перспективным приобретением. Расположенное в устье Днепра предприятие, мощностью 7,1 миллиона тонн сырой нефти в год, вполне можно использовать в рамках диверсификации поставок каспийской нефти, переработки в бензин, и его транспортировки в европейские порты. Однако, все, что выглядит в теории красиво и складно, на практике получается кособоко и некрасиво.
Не исключение и этот случай. Для того, чтобы понять суть украинского предложения и осторожность казахстанского президента Назарбаева, взявшего полугодовой срок на обдумывание, можно смоделировать два варианта развития событий.
Вариант первый: Казахстан соглашается
Соглашаясь на покупку Херсонского НПЗ, "КазМунайГаз" получает в наследство пакет проблем, решить которые необходимо быстро.
Во-первых, необходимо достичь соглашения с российской "Транснефтью" на прокачку в сторону Новороссийска и Южной Озереевки дополнительных объемов каспийской нефти. По самым скромным подсчетам, для нормального функционирования предприятия необходимо зарезервировать 3 миллиона тонн нефти в год.
Во-вторых, изыскать 250-300 миллионов долларов, чтобы пущенный в 1937 году завод со старым изношенным оборудованием, сделать современным, и, самое главное, увеличить глубину переработки до приемлемых параметров.
В-третьих, каким-то образом разделить доли поставок нефтепродуктов в Европу с российским "Лукойлом", владеющим Одесским нефтеперерабатывающим заводом. Предприятие уже модернизировано и готово к осени запуститься в режиме приемлемой для рынка Европы глубины переработки.
Первую проблему "КазМунайГаз" вполне по силам одолеть, если сможет задействовать "президентский фактор". Назарбаев может поговорить с Путиным, а последний имеет ощутимые рычаги давления на "Транснефть". Вторую проблему, если учитывать бурно растущую казахстанскую экономику, решить проще простого. Но суть сложностей в том, что "КазМунайГаз" кроме вышеуказанной суммы должен изыскать еще 955 миллионов долларов, чтобы закрыть опцион по Nations Energi, который ей предоставили вездесущие китайцы. Третья проблема одна из самых сложных, ибо задевает интересы одной из крупнейших нефтяных компаний. Пойдет ли Вагит Алекперов (глава "Лукойла") на соглашение с казахами - большой вопрос. Если проанализировать карту Украины, выясняется, что "Лукойл" по отношению к "КазМунайГазу" занял стратегически более выгодную позицию, получив непосредственный доступ в Черное море.
Остается суша, то есть нефтепровод "Одесса-Броды", через которую можно качать сырую нефть, но не бензин. Нурсултан Назарбаев в ходе недавнего визита в Украину озвучил именно эту идею - заинтересованность в строительстве 52-километровой перемычки, соединяющей терминал Пивденный с нефтепроводом Снегиревка-Одесса. Тогда казахские нефтетрейдеры получат прямой доступ к транспортным сетям Украины.
Перспективность Херсона еще и в том, что цены на бензин растут быстрее, чем цены на нефть. Единственное различие: возить бензин на дальние расстояния экономически невыгодно, значит завод вблизи Европы - неплохой шанс торговать нефтепродуктами. Еще до визита президента, Казахстан боролся на тендере за Мажекяйский НПЗ, но проиграл. Варианты строительства НПЗ в Грузии и Турции потребуют больше капитальных вложений с неизвестно какими перспективами.
Украинский интерес
Киеву сегодня выгоднее продать актив Казахстану, нежели пытаться самостоятельно вкладываться в него. Почему?
Первое. Транзитный конфликт с Белоруссией заставил Москву сконцентрировать усилия на Востоке. Теперь Россия намерена увеличить пропускную способность нефтепровода до Приморска с 65 до 110 миллионов тонн в год. А так как резервы нефтедобычи России ограничены, Киев вполне обоснованно опасается, что заполнять приморскую трубу могут в ущерб транзиту через Украину. Предполагаемый уровень потерь украинского транзита - до 55 миллионов тонн нефти в год.
Второе. Через 3-5 лет ожидается довольно существенный прирост прокачки казахстанской нефти в связи с пуском крупного месторождения Кашаган. Объемы прокачки, естественно, увеличатся и к черноморским терминалам Новороссийска и Южной Озереевки. В Киеве считают, что достаточно привлечь часть этих объемов морем в Украину, чтобы заполнить трубу "Одесса-Броды" в направлении Чехии и Польши.
Третье. Шесть украинских нефтеперерабатывающих заводов построены еще в советское время, и оборудование на них давно выработало все сроки амортизации. Так, например, в 2006 году Азербайджан переработал всего 6,3 миллиона тонн нефти из общего объема в 50 миллионов. Главная причина - глубина переработки. Сейчас она на уровне 70 процентов. Заводы Центральной и Западной Европы имеют глубину переработки около 90 процентов. Значит, из тонны нефти европейцы получают больше бензина, керосина и дизельного топлива, чем украинцы и азербайджанцы. Получается, что прокачка нефти выгоднее, чем переработка нефти на своей территории.
Вариант второй: Казахстан отказывается от покупки
Казахстан уже однажды владел акциями Херсонского НПЗ, но в итоге получил лишь проблемы. В 1999 году тогда еще нацкомпания "КазахОйл" (нынешняя "КазМунайГаз") владела 20,2 процентами акций украинского предприятия. Завод был передан на баланс казахам с большими суммами кредиторской и зарплатной задолженности. Тогда же было налажено сотрудничество с российской компанией "Альянс", которая и управляла казахстанскими активами. "КазахОйл", в свою очередь, обязался обеспечивать предприятие нефтью, первоначально 3,4 миллиона тонн в год, впоследствии объемы были снижены до 1,8 миллиона.
В 2002 году тогдашний глава "КазМунайГаза" Ляззат Киинов, после обсуждения вопроса с казахстанским правительством, высказался в пользу прекращения участия Казахстана в Херсонском проекте. При этом причины были следующими: во-первых, нерентабельной показалась прокачка нефти на переработку, ибо часть, оседающая на заводе, автоматически вычиталась из объемов экспорта сырой нефти, во-вторых, 20,2-процентный пакет Херсонского НПЗ не обеспечивал нацкомпании контроль за деятельностью предприятия. Свидетельством правоты Киинова может служить реакция российского "Альянса", который высказал желание купить казахстанскую долю в НПЗ.
И самый существенный фактор. Даже в случае модернизации Херсонского НПЗ, а на это необходимо время и отвлечение значительных активов, глубину переработки проблематично довести до среднеевропейского уровня. В Киеве это поняли.
Кажется, это поняли и в Астане, когда устами президента высказывались за строительство 52-километровой перемычки и доступ к транспортным сетям Украины. По всей видимости, в Казахстане решили сконцентрироваться на экспорте сырой нефти, а свои бензиновые амбиции пока придерживают в глубоком запаснике.
Риски прошлого, крупных вливаний в НПЗ с неясными перспективами, судя по всему, сдерживают Казахстан от покупки украинского нефтеперерабатывающего актива. Сейчас для Астаны неважно, станет ли "КазМунайГаз" хозяином на Херсоне или нет. Важно найти достаточно емкую трубу для прокачки кашаганской нефти в Европу. Самый реальный шанс - это нефтепровод Одесса-Броды, куда и стремится попасть Астана.
Алекперов узел
Как и предполагалось, российская компания "Лукойл" модернизировал Одесский НПЗ и собирается в августе 2007 года осуществить пробный запуск, а в сентябре запустить основные мощности. На модернизацию завода "Лукойлом" потрачено 300 миллионов долларов. Предполагается, что теперь Одесский НПЗ будет выпускать высококачественный бензин и другие нефтепродукты. Но при этом имеется один существенный недостаток: глубина переработки увеличится с нынешних 52,5 до 75 процентов.
Напомним, что заводы в Европе обладают глубиной переработки около 90 процентов. Фактически это означает, что "Лукойлу" придется максимально задействовать дешевую рабочую силу, чтобы хоть как-то конкурировать с европейскими конкурентами. Чем будет компенсироваться 15-процентный заведомый проигрыш в конкуренции, пока неясно.
Думается, сейчас в российской компании менее всего озабочены возможной конкуренцией со стороны казахов. Их сейчас волнует одна проблема: как сделать работу Одесского НПЗ рентабельной, ибо внутренний рынок той же Украины не столь привлекателен, чем рынок соседних Польши или Германии.
Но есть во всей этой истории с возможным приобретением Херсонского НПЗ и третий вариант развития событий. Астана вполне может придержать вопрос до поры до времени. Посмотреть, как начнет работу и постарается вытащить свои инвестиции из Одесского НПЗ Вагит Алекперов. И, в случае чего, вновь вернуться за стол переговоров на предмет покупки Херсонского НПЗ…
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |