Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
23.02.2007. Республика (Казахстан)
Мухамеджан Адилов
«Финита ля комедия» – так можно охарактеризовать решения президента о ликвидации Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ и создании рабочей группы, которая займется подготовкой предложений по внесению изменений в Основной закон страны.
При всей своей неожиданности меры эти давно напрашивались. Во-первых, Госкомиссия как доказательство приверженности нынешнего главы государства демократическому пути развития потеряла свою ценность, и в преддверии декабрьского сражения за пост председателя ОБСЕ на 2009 год нужно было найти новый аргумент, которым и станет рабочая группа. Во-вторых, если говорить о политических реформах и поправках в Конституцию президент был готов в широком кругу, но разрабатывать конкретные вещи он предпочитает в узком.
Косметический ремонт
Центром выступления Нурсултана Абишевича стала следующая фраза: «Сегодня никто не может поставить под сомнение, что именно легитимная государственная власть в Казахстане осуществляет стратегическое продвижение к демократии и вырабатывает алгоритм демократических реформ, находясь в конкурентном политическом поле. И в этом заключается созидающая сила власти».
Трудно сказать, чего в выше процитированном утверждении больше: политической самоуверенности или слепоты государственного деятеля, непонимания того, как формируются демократические системы, или уверенности, что государство всесильно, ощущения неограниченной власти или безысходности от того, что свернуть с однажды выбранного пути уже не получится?
Все остальное, сказанное Назарбаевым на заключительном заседании Госкомиссии, уже не важно: политические реформы или поправки в Конституцию будут инициироваться правящей группой, проводиться в ее интересах и учитывать мнение остальных политических сил в той мере, в которой это не угрожает безопасности Власти.
Нет смысла критиковать Назарбаева за заявления типа: «достигнуто единство политических сил по принципиальным вопросам политической модернизации» или «госкомиссия проявила себя как эффективный институт политического диалога и достижения общественного консенсуса по поводу логики и содержания политических реформ, задала четкую траекторию дальнейшего демократического развития Казахстана» и так далее. Судя по всему, г-н президент искренне верит в свою Историческую миссию, а его окружение не спешит его разочаровывать. Как говорится, каждый кулик свое болото хвалит.
Хотя очевидно, что президенту пришлось признать вещи, которые еще год назад он не допускал в принципе – необходимость внесения изменений в Основной закон страны. Правда, сделал он это, как всегда: с временным лагом после озвучивания идеи и по алгоритму, необходимому ему, а не казахстанскому обществу. В результате подобного перехвата идей Нурсултан Абишевич снова выступает в роли Отца нации, проводящего модернизацию в интересах народа, хотя очевидно, что его вынудили пойти… нет, не на реформы, а на косметическое реформирование политической системы.
Похоже, именно эта уникальная способность присваивать себе положительные результаты экономических, политических и социальных процессов в Казахстане с выработанным за многолетнюю практику умением перекладывать вину и ответственность за провалы, ошибки и недоработки на правительство и свое окружение, помимо личных качеств крупного политика и государственного деятеля позволили ему удерживаться у власти уже почти два десятка лет.
Любопытна риторика Назарбаева, когда он на примере нескольких стран постсоветского пространства и Польши доказывает необходимость сохранения сильной президентской вертикали власти и убеждает, что реформирование политической системы ни в коем случае не должно приводить к ослаблению управляемости государства, то есть к ослаблению его возможностей по управлению всеми нами.
Уйти, чтобы вернуться?
Сегодня, когда Государственная комиссия по разработке и конкретизации программы демократических реформ стала историей, у ее членов может появиться ощущение успеха – дескать, все обсудили, договорились, решили и убедили президента. Думается, что они не правы. Осмелимся предположить, что главным аргументом для Назарбаева в пользу реформирования стала прошлогодняя стычка между двумя его приближенными – Рахатом АЛИЕВЫМ и Нуртаем АБЫКАЕВЫМ по поводу того, кто станет «козлом отпущения» за гибель Алтынбека САРСЕНБАЕВА.
В результате этой трагедии уже во второй раз в этом столетии (первый раз это было создание ДВК в 2001 году) правящая элита оказалась расколотой на жестко противостоящие лагеря. Назарбаеву удалось и в этот раз справиться с кризисом, но путем личных потерь – потому что убийство лидера оппозиции общественность записала на счет авторитарного режима.
Другое дело, что в данном случае лидеры «воюющих группировок» воевали друг с другом, а не с системой; как следствие, обоих выслали послами, тогда как лидеров ДВК в 2002 году осудили на длительные сроки лишения свободы. Но конфликт, начавшийся 11 марта 2006 года, закончился только сейчас, когда Рахат Алиев поехал в Вену, а Нуртай Абыкаев – в Москву. И, возможно, третью стычку Назарбаев просто не выдержит в силу возраста, усталости или проблем со здоровьем.
В своем выступлении на последнем заседании госкомиссии Нурсултан Абишевич достаточно прозрачно описал, какие реформы он хотел бы провести. Цель их была понятна еще год назад, когда о них только заговорили.
Назарбаев хочет уйти от власти, сохранив ее в своих руках. Эта задача будет решена передачей части полномочий президента парламенту, в котором будет господствовать партия «Нур Отан», а ей подыгрывать «ручная» оппозиционная партия под аккомпанемент нескольких партий-статистов. В результате мы вернемся к авторитарной политической системе, существовавшей в социалистическом лагере, но только в формате не СССР, а стран так называемой народной демократии.
Эпицентр смещается в «Нур Отан»
Есть смысл перечислить основные пункты, которые, можем отдать голову на отсечение, будут реализованы в ходе работы вновь созданной рабочей группы под руководством президента Казахстана.
Казахстан останется президентской республикой, в которой будет усилена роль парламента, а внутри парламента – роль правящей партии. Выборы в парламент будут проводиться по пропорциональной системе, что лишит региональные элиты возможности отстаивать свои частные интересы и заставит их конкурировать между собой не только в госаппарате, но и в правящей партии.
В составе парламента появятся депутаты от Ассамблеи народов Казахстана, что увеличит президентскую квоту в высшем представительном органе власти. Правительство будет отделено от президента при сохранении влияния последнего на него, в результате тот сможет эффективнее отстраняться от провалов и ошибок последнего. Политические партии будут посажены на госфинансирование, что усилит контроль над ними государства – денежки ведь любят счет.
Все остальное, вроде передачи права санкционирования арестов судам или превращения акимов районов и районных маслихатов в органы местного самоуправления, не суть важно. Оно – гарнир, призванный отвлечь внимание населения от того, что фактически ничего не меняется. Первый президент по-прежнему будет находиться в эпицентре власти и дергать за все ниточки, другое дело, что сам эпицентр может переместиться в кресло лидера «Нур Отана».
…Таким образом, очередная политическая комедия из цикла «Казахстан движется по демократическому пути, но почему-то становится все ближе к автократии» закончилась. Впереди новая – «Рабочая группа под руководством Первого президента РК готовит поправки в Конституцию». А она в скором времени сменится трагикомедией – «Казахстан требует пост председателя ОБСЕ, потому что является самой демократичной страной к востоку от ЕЭС».
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |