Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
16.02.2007. Деловая неделя, Казахстан
Андрей Саидов (Ташкент)
Евросоюз отложил пересмотр санкций против Узбекистана, но продолжает...
Евросоюз отложил пересмотр санкций против Узбекистана, но продолжает развивать деловые связи
Официальный Ташкент оставил без комментариев неожиданное решение Евросоюза отложить пересмотр санкций, наложенных после трагических событий в Андижане. Вопрос о смягчении или отмене санкций мог быть рассмотрен 12 февраля 2007 года на заседании министров иностранных дел Евросоюза, но его решено было отложить до мая. По сообщениям западных информационных агентств, в марте Совет министров Евросоюза планирует издать специальное заявление по Узбекистану в формате "без дискуссий". Пока не говорится, связаны ли эти решения с оценкой Евросоюзом нынешней ситуации с правами человека и политическими свободами в Узбекистане. Но очевидно, что в отношении стран Европы к правительству Ислама Каримова наметилось явное раздвоение между принципиальными позициями и прагматическими интересами.
В ноябре 2006 года Евросоюз, не усмотрев во внутренней политике Каримова позитивных сдвигов, продлил санкции на полгода, но с возможностью их пересмотра через три месяца. Жесткую позицию тогда отстаивали скандинавские страны и Великобритания, фактически утратившая реальное влияние в Узбекистане после разрыва внешнеполитического курса Каримова с США и антитеррористической коалицией. Германия, не ослаблявшая деловых и общественных связей с Узбекистаном после андижанских событий и ликвидаций американской базы в Карши, активно ратовала за компромисс. В итоге европейские министры приветствовали усилия МИД Узбекистана начать диалог и одобрили поездку в Ташкент группы экспертов для ознакомления с материалами по Андижану. Было возобновлено действие Соглашения о партнерстве Евросоюз - Узбекистан.
С Нового года высшие чиновники ЕС, теперь возглавляемого Германией, неоднократно высказывались о том, что Европа не может позволить себе из-за политических принципов окончательно уступить Узбекистан, как сферу своих экономических, и в первую очередь, энергетических интересов России и Китаю. Дескать, смягчение или отмена санкций не помешает, а поспособствует Евросоюзу оказывать дальнейшее "позитивное давление" на правительство Каримова, побуждая его к проведению демократических реформ. Поэтому в Ташкенте ожидали положительного решения вопроса о санкциях. Но известные противоречия между атлантической и континентальной стратегией внутри европейской политики в очередной раз отразились на Узбекистане не самым приятным образом.
Официальный Ташкент, по-видимому, был готов и к такому повороту, сумев сохранить невозмутимую мину. Развивающиеся отношения с Россией, Китаем и Юго-Восточной Азией, арабским миром и ближайшими соседями по региону надежно защищают Узбекистан от участи страны-изгоя. И это вынуждает европейцев не прекращать поиска двойных решений по формуле "мухи - отдельно, котлеты - отдельно".
На этой неделе в центре внимания узбекской прессы оказался бизнес-форум в Ташкенте, в ходе которого сорок предпринимателей из Германии встретились с руководителями министерств и ведомств Узбекистана, обсудив с ними вопросы дальнейшего расширения торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, в частности, участия немецких компаний в процессе приватизации в стране. На встречах было подчеркнуто, что на сегодняшний день в Узбекистане при участии немецких банков реализовано 95 инвестиционных проектов на общую сумму около 1 млрд.евро, действуют 125 совместных предприятий и более 50 представительств германских фирм, включая такие корпорации как Daimler-Chrysler, Siemens и Alcatel. Разумеется, не говорилось о том, что их инвестиционные пакеты реально весьма скромны по сравнению с вложениями в других странах, например, в Восточной Европе или Латинской Америке. Но политическое значение мероприятия очевидно. Оно демонстрирует желание Германии крепче дружить и активнее сотрудничать с Узбекистаном.
В сфере общественной жизни немецкие политики высказали одобрение новому Закону "О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций", недавно изданному Исламом Каримовым. В комментариях агентству "Жахон" заместитель директора Немецкой академии Фридриха Шпее Люк заявил, что этот закон гарантирует право ННО на поиск, получение, исследование, использование и хранение информации и четко определяет обязанности государственных органов в оказании содействия негосударственным организациям и их сотрудникам. Немецкий политолог Ф. Хаан заметил, что стремление обеспечить прозрачность деятельности транснациональных НГО объясняется желанием государств защитить свой суверенитет от посягательств со стороны глобализации.
Эти замечания оказались весьма кстати в связи с заявлением Минюста Узбекистана, о том, что десяток представительств иностранных неправительственных организаций, продолжающих работать в стране, будут наказаны за то, что не предоставили до 1 февраля полных отчетов о своей деятельности, включая декларации об источниках финансирования и расходовании средств. Хотя иностранные ННО тотчас поспешили отнести узбекским чиновникам все мыслимые отчеты, наблюдатели не исключают, что административные меры могут быть приняты к многим из них, в частности, к представительству международной правозащитной организации Human Rights Watch, продолжающей сообщать о нарушениях прав человека в стране.
Международные организации требуют от властей Узбекистана освободить сотрудницу Human Rights Watch, журналистку и правозащитницу Умиду Ниязову, содержащуюся в тюрьме. Возвращаясь из Бишкека с конференции по правам человека, 21 декабря 2006 года она была задержана в аэропорту Ташкента, при таможенном досмотре в ее ноутбуке были найдены файлы с материалами об андижанских событиях. После изъятия компьютера и паспорта Ниязова покинула Узбекистан, обратившись в Управление Верховного Комиссара по делам беженцев (УВКБ) ООН в Бишкеке, и была зарегистрирована миграционными службами Кыргызстана как лицо, ищущее убежища. Вскоре ее адвоката пригласили в таможню ташкентского аэропорта, сообщив ему, что она не будет подвергаться уголовному преследованию в Узбекистане и может забрать свои вещи и документы. После телефонного разговора с адвокатом Умида Ниязова, у которой в Ташкенте остался трехлетний ребенок, решилась вернуться, и 22 января была арестована при пересечении границы. В настоящее время ей инкриминируется незаконный въезд и выезд из страны, а также провоз информационных материалов, представляющих угрозу для государственной безопасности.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |