Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
24.02.2007. Общественный рейтинг (Киргизия)
Жумагуль Мырзаева
Правительство КР определилось с позицией по вступлению в инициативу HIPC. С принятием столь важного решения новый кабмин продемонстрировал свое лицо собственному народу и международному сообществу.
Теперь же предстоит задача – создать собственную "матрицу возврата" внешних долгов. Что возможно и как, рассказал наш собеседник - эксперт по энергетической политике Базарбай МАМБЕТОВ.
- Охарактеризуйте нынешнее экономическое положение республики.
- Нынешнее экономическое положение непростое. Мы стоим на развилке 2-х дорог: одна указывает на реализацию новой экономической политики; вторая – на то, что мы всецело отдадимся в руки международной валютной спекуляции. Это будет знаком, что наша страна неспособна развиваться самостоятельно. Конечно, это досадно, но это результаты дурного правления прежней власти. Хотя и с приходом новой власти мало, что изменилось. Правительство Ф. Кулова так и не сказало народу, как будет преодолевать эту кризисную ситуацию.
В экономике самое важное место занимает бюджет государства, который зависит, прежде всего, от правильно выстроенных взаимоотношений государства с хозяйствующими субъектами. Бюджет Кыргызстана за последние 16 лет так и не стал стабильным, способным обеспечить какое-либо развитие или хотя бы осуществить социальные проекты. Все это - результат неправильного ведения экономической политики. Мы не можем сориентироваться – что, куда, где?
- А каково мнение международных экспертов о HIPC?
- Единого мнения о HIPC нет. Окружающие нас соседи, в основном азиатские страны, отрицательно относятся к тому, что Кыргызстан собирается вступить в эту программу. Та же Япония, Южная Корея, арабские страны, Казахстан, Россия, Китай. Они не хотят, чтобы Кыргызстан признал свою неспособность самостоятельно развиваться. А многие страны с марта прошлого года остановили всю грантовую, техническую помощь, предназначенную для Кыргызстана. Они оставили только кредиты, которые идут в Кыргызстан через международные финансовые институты.
Я лично думаю, что Кыргызстан, имея огромный потенциал возможностей, не должен вступать в эту программу. HIPC - это спекуляция международных финансовых институтов. Самое интересное, они сами ведут нас за руку в эту программу и не дают возможности оглянуться. И наша слабость в том, что мы не возражаем и ничего взамен не предлагаем. Хотя Кыргызстан имеет достаточный человеческий и природный потенциал, который практически невостребован. Будущая сила и богатство нашей страны - это водные ресурсы, гидроэлектростанции, угольные месторождения, золото, олово, сельхозпереработка аграрного сектора и другое. Имея такие возможности, мы не имеем права вступать в инициативу HIPC.
За последние 16 лет говорим только общие слова, никогда не решали проблему по существу, ничего не делали своим умом. Свято верили советам тех, кто сегодня нас затаскивает в HIPC, а манипуляция цифрами, особенно в области бюджетных денег, никем не пресекалась. Министерство финансов говорит руководству страны ту цифру, которую оно хочет услышать. Практически составляется 2 бюджета республики: один для ЖК КР, второй для Минфина. В конце года появляется третий бюджет уже уходящего года - до основания перекроенный и измененный. И депутаты ЖК принимают закон об изменении бюджетных показателей по свершившемуся факту, в конце года, об изменении в бюджет 2006 года внесли в феврале 2007 года.
Наш внешний долг составляет более 2 млрд. долларов США. Сроки возврата подошли, и мы в этом году должны вернуть около 75 млн. долларов вместе с процентами, а это около 3 млрд. сомов. Мы должны найти эти деньги. Они найдутся, если мы разберемся с государственной казной, изменим всю фискальную, в том числе бюджетную, банковско-кредитную и таможенно-налоговую политику.
- Были ли у нашего правительства замыслы по выплате внешнего долга до появления инициативы HIPC? То есть во времена Акаева.
- Никогда не было. Все были в эйфории, что долги дают на 30-40 лет. Все считали, что этого времени вполне достаточно, чтобы расплатиться. Работал девиз: "даже Америка имеет долги в объеме 280 млрд. долларов", - видите, какое перевернутое сознание было у людей. Да МВФ, ВБ давали долги на 30-40 лет с 10-летним каникулами, то есть первые 10 лет мы ничего не платим. Но они прошли, и срок выплаты и по процентам, и по основной сумме уже настал. Всегда думали: раз дают - надо брать, тем более 1% годовых на 30-40 лет.
В международных финансовых институтах крутятся огромные финансовые средства, и чтобы эти деньги делали деньги, надо их вкладывать. Даже если мы войдем в HIPC, внешний долг все равно будет расти. Это будет продолжаться в течение долгого времени, пока мы сами не остановимся, не оглянемся назад, не проанализируем все свои ошибки и не осуществим новую экономическую политику. Через 5-6 лет внешний долг составит более 3 млрд. долларов. Я несколько раз предлагал правительству внимательно изучить подписанный меморандум между правительством и МВФ от 2002 года "Об экономической политике". В этом документе четко прописано, что Кыргызстан без МВФ не может самостоятельно устанавливать даже импортные тарифы для защиты отечественных товаропроизводителей.
Благодаря этому документу международные финансовые институты подвели нас к порогу HIPC. Благодаря этому меморандуму мы загубили нашу табачную отрасль, сахарную промышленность и многие другие отрасли. Этот меморандум уже сделал свое дело, все разрушил… Теперь мы должны ежегодно обслуживать свои долги и выплачивать огромные суммы. В этом году мы должны заплатить 75 млн. долларов, а с чего? Ведь никаких денег в бюджете нет.
- А что Вы думаете о новом правительстве?
- Я думаю, что оно покажет себя, особенно относительно инициативы HIPC. Это его карт-бланш. У него есть возможность начать новую экономическую политику. Эту возможность правительство должно использовать сполна и сделать очень серьезные выводы из того, что у нас случилось за 16 лет.
- И все-таки, есть ли реальные возможности расплатиться с долгами? Какие схемы приемлемы?
- За 10 лет, начиная с 1997 года, доходная часть бюджета ежегодно увеличивалась в среднем на 1,7 млрд. сомов. Впервые в прошлом году доходная часть бюджета выросла на 25 %, или на 3 млрд. сомов. Если будем такими темпами пополнять республиканскую казну, мы еще долго будем ходить по миру с протянутой рукой. Поэтому вопрос стоит так: с учетом необходимости обслуживания внешнего долга от 75-100 млн. долларов мы должны увеличивать доходную часть бюджета ежегодно как минимум на 6-7 млрд. сомов живыми деньгами.
- А какие источники пополнения бюджета, в том числе для обслуживания внешнего долга, у нас имеются?
- Американцы согласились платить арендную плату за аэропорт "Манас" в сумме 20 млн. долларов. Мы могли бы привлечь деньги, выручаемые от проекта "Кумтор". В первую очередь от акций нашего правительства по разработке этого месторождения. Отдельно должна поступать плата за разработку и использование недр, за лицензию, за роялти и другие. Но наши срочно продали 18% государственных акциий за 84 млн. долларов. Купившая компания, оказывается, будет оплачивать эту сумму в течение 10 лет. Теперь от кумторского золота ничего нет.
Мы должны были с большой выгодой для страны продать Майлуусууйский электроламповый завод, а его успели сбыть за 3,2 млн. долларов. Токмакский стекольный завод - флагман стекольной промышленности всей Средней Азии, Сибири и Дальнего востока - продан за 2 млн. долларов, и при продаже завода его кредиторскую задолженность в сумме 240 млн. сомов повесили на шею кыргызских налогоплательщиков. Кантский цементно-шиферный комбинат, доставшийся за бесценок прежним хозяевам, перепродан за огромную сумму.
- Есть другие варианты списания долга, которые должен предложить Кыргызстан авторам HIPC?
- Наши вели переговоры по HIPC только по схеме МВФ и ВБ, сами мы ничего не предлагали. Если бы разрабатывались альтернативные варианты списания долга, может быть, они и задумались бы. Они хотят нам помочь и вроде бы согласны списать. Пусть списывают, только без HIPC, пусть списание будет в течение 10 лет. Схема списания 1 млрд. долларов такая: мы собираем ежегодно для этого 75-100 млн. долларов США сверх утверждаемого бюджета республики. Но их будем направлять в чистом виде на осуществление конкретных экономических проектов в республике. Может быть, это будет гидроэнергетика, легкая промышленность, переработка плодово-овощной продукции, Кызыл-Кийский цементный завод, производство мясо, особенно птицы.
Правительство будет осуществлять проекты в партнерстве с частным сектором - профильными компаниями, имеющими хороший потенциал. Без них ни одно правительство не добьется успеха в экономических проектах. По мере освоения этих денег, которое будет контролироваться офисами МВФ, ВБ и Правительством Кыргызстана, эта сумма списывается. То есть мы исправляем допущенные нами и ими прежние ошибки. Долговые деньги принесут экономическую выгоду и приведут в движение многие аспекты социальной и экономической жизни. Мы начнем возрождать свою экономику за счет безответственно потраченных в свое время кредитов.
Я не зря упомянул о Токмакском стекольном заводе, Кантском цементно-шиферном комбинате, Майлуусууйском электроламповом заводе. Потому что такие предприятия должны стать крупными бюджето¬образующими субъектами, для этого мы их и продавали в частные руки. Нынешняя особенность национальной кыргызской экономики состоит в том, что они не торопятся платить положенные налоги в казну, а государство само из своего бюджета возмещает их.
----------------------------------------
Имеющему сегодня колоссальные доходы Токмакскому стекольному заводу ежегодно налоговая инспекция исправно начисляет налоги для бюджета в пределах 150 млн. сомов. Но он их не платит, перечисляет в среднем только 23 млн. сомов, остальное возмещается Минфином из бюджета государства. КЦШК раньше платил в бюджет до 140 млн. сомов, а сейчас лишь 23 млн. сомов. До продажи Майлуусууйского электролампового завода он перечислял налогов до 130-150 млн. сомов. Сейчас государство ему возмещает до 70 млн. сомов ежегодно, и на 1 января этого года Минфин остался должным этому заводу 33,2 млн. сомов. Министерство просто не успевает производить такие возмещения и находится под постоянным кнутом электролампового завода. Как можно согласиться с тем, что "Кумтор Оперейтинг Компани" (КОК) за прошлый год заплатила налогов аж 85 млн. сомов (подоход. налог, налог на прибыль, НДС, фонд ликвидации чрезвычайных ситуаций, дорожный налог, 4% местный налог)?
----------------------------------------
- Как это происходит?
- Есть кыргызские посредники (компрадоры) между бедной экономикой страны и частными компаниями – мародерами. Это они помогли издать такие постановления правительства и нормативные акты, согласно которым наше государство все время возмещает их производственные расходы. Чтобы люди осознали нашу бездарность, необходимо опубликовать в прессе постановление правительства от 29.06.2005 г. о порядке возмещения из бюджета сумм переплат по налогам и другим платежам.
По информации республиканских финансистов, из скудного бюджета государства до 2 млрд. сомов направляется на возмещение по налогам или на возврат НДС предприятиям-мародерам. Большое число людей в Минфине ежедневно занято обеспечением процедуры возврата этих денег. Конечно же, не за красивые глаза. Прошло 2 года после смены власти, пришли в Минфин новые люди, и никто не восстал против этого беспредела. Вот о чем нам надо беспокоиться! По большому счету, у нас нет бюджета страны. Поэтому мы не можем сразу выделить деньги на строительство жилых домов бедным кочкорцам и баткенцам после землетрясения, запустить ипотечное жилье и др.
Если в 20-миллиардном бюджете страны 2-3 млрд. составляют зачтенные, виртуальные, неживые деньги, еще 3-4 млрд. сомов составляют трансферты, то что вообще представляет наш бюджет? Если бы нам удалось отменить все законы, а также решения, предоставляющие освобождения и льготы по налогам и все нормативно-правовые акты на этот счет, бюджет бы получал дополнительно еще 3-4 млрд. сомов уже в этом году. Об остальных уже не хочется говорить. Только обидно за нас, за наших государственных мужей, которые, зная об этом, ничего не предпринимают и становятся участниками крупномасштабного расхищения государственной казны.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |