Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Александр Фадеев
В конце февраля 2007 года на заседании коллегии министерства обороны Белоруссии были подведены итоги выполнения самого первого этапа Плана строительства и развития Вооруженных сил РБ, рассчитанного на пять лет. Было отмечено, что в 2006 – 2007 гг. удалось достичь нового качественного уровня в процессе становления региональной группировки войск России и Белоруссии. Проведенные учение «Щит Союза – 2006» и Совместная командно-штабная военная игра (декабрь 2006 – февраль 2007) способствовали проверке и оценке эффективности системы единого управления РГВ, ее дальнейшему совершенствованию. Впервые к совместным мероприятиям в рамках СКШВИ привлекались органы государственного управления двух стран.
На семинаре по военному сотрудничеству России и Белоруссии, организованном недавно Парламентским собранием СБР в Пскове, председатель Государственной Думы Борис Грызлов подчеркнул, что военное и военно-техническое сотрудничество двух стран является ключевым направлением интеграции. В случае его успешного развития опыт такого сотрудничества приобретет значение не только для России и Белоруссии, но и для других государств, входящих в Организацию Договора о коллективной безопасности. Борис Грызлов обратил внимание на то, что российские военные объекты на территории Белоруссии оказывают влияние на обеспечение стратегической безопасности в регионе. Вообще, российские парламентарии высказались в ходе семинара за повышение совместными усилиями боевой готовности вооруженных сил России и Белоруссии, эта же идея содержалась в их рекомендациях к специальному заседанию Совета нижней палаты российского парламента.
Одной из самых актуальных задач военного сотрудничества двух стран является организация совместного контроля воздушного пространства, совершенствование системы взаимного оповещения о воздушном нападении, сил и средств отражения такого нападения. Первый вице-премьер России Сергей Иванов, главком ВВС России генерал армии Владимир Михайлов и ряд российских парламентариев выражали твердую надежду на то, что государственно-политическое руководство Белоруссии подпишет, наконец, Соглашение о создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Союзного государства в 2006 – начале 2007 года. Однако эти надежды оказались напрасными.
Более того, по данному вопросу вдруг вскрылось противоречие между министерством обороны и Генеральным штабом Вооруженных сил России. Так, начальник Генштаба ВС России генерал армии Юрий Балуевский неожиданно заявил, что никаких «конкретных временных рубежей» в деле создания Единой региональной системы ПВО России и Белоруссии якобы никогда не намечалось («Союз», 01.03.2007). Странно, что это говорится после долгих десяти лет подготовки Соглашения. Еще более непонятна и сомнительна аргументация ген. Балуевского в пользу такого неспешного процесса, суть которой состоит в том, что Объединенная система ПВО СНГ весьма надежна (?), и в силу этого «не было необходимости» в форсировании создания Единой региональной системы ПВО с Белоруссией. Стоит напомнить в этой связи ген. Балуевскому, что руководство некоторых стран СНГ ориентируется на НАТО, а парламент Грузии недавно объявил стремлении страны влиться в ряды Североатлантического альянса.
Такая позиция начальника Генштаба России, как представляется, с большим удовлетворением была воспринята в Минске. Белорусская правящая элита еще в прошлом году определила, что для развития Вооруженных сил суверенной и независимой Республики Беларусь достаточно двух сугубо национальных проектов: Плана строительства и развития ВС Беларуси на 2006 – 2010 гг. и Государственной программы вооружений на 2006 – 2015 гг. Главная цель, поставленная в этих государственных документах – перевод Вооруженных сил Белоруссии на новый качественный уровень и поддержание их боеспособности в любых условиях.
Министерство обороны РБ при этом специально выделило несколько приоритетных направлений развития армии, которые составляют основу национальной системы стратегического сдерживания: улучшение технического оснащения сил разведки, совершенствование войск радиоэлектронной борьбы, связи и противовоздушной обороны. Другими приоритетными задачами считаются модернизация системы управления Вооруженными силами, повышение боевой и мобилизационной готовности, эффективности системы подготовки военных кадров.
Первостепенное значение в последние годы придается подготовке (переподготовке) офицерских кадров на республиканской военно-учебной базе. Был сделан вывод о том, что в 2006 году завершился инициированный президентом РБ Александром Лукашенко процесс создания «белорусской национальной военной школы». Кузницей подготовки и совершенствования офицерских кадров сегодня является Военная академия Республики Беларусь, при которой функционируют высшие академические курсы и факультет Генерального штаба. Кроме того, офицеров для белорусской армии готовят на шести военных факультетах и пяти военных кафедрах гражданских вузов. Особую гордость белорусского генералитета вызывает авиационный факультет Военной академии, поскольку Белоруссия является единственной из стран СНГ(кроме России), сумевшей создать свою национальную систему подготовки летных кадров.
В этом учебном году начался эксперимент по развертыванию на базе гражданских вузов территориальных центров по подготовке военных специалистов. В таких центрах предполагается теоретическую подготовку давать в стенах гражданского вуза, а практические военные навыки курсанты будут получать в прикрепленной к территориальному центру воинской части. Так, например, в первом таком центре – Гродненском – занятия по военной теории проводятся в стенах Гродненского университета, а практические занятия - в соседней 6-й механизированной бригаде ВС Белоруссии.
Ускоренное создание национальной системы подготовки и повышения квалификации офицерских кадров преследовало цель сосредоточить все обучение курсантов и офицеров исключительно в республике. Только по тем военным специальностям, для подготовки курсантов и офицеров по которым в Белоруссии нет учебно-материальной базы и профессорско-преподавательского состава, в отдельных случаях допускается их командирование на учебу за рубеж. Поэтому в России в военно-учебных заведениях различного профиля проходят подготовку (переподготовку) за счет бюджета Союзного государства чуть более двухсот белорусских курсантов и слушателей. В обозримой перспективе Белоруссия не сможет пополнять свой офицерский корпус только за счет выпускников национальной военной школы.
Весьма ограничены ресурсы Белоруссии по оснащению армии современными системами оружия и военной техники. Во многом этим обстоятельством объясняется отсутствие у государственного и военного руководства республики планов по развертыванию новых видов, родов и специальных войск. Наоборот, с целью экономии ресурсов относительно недавно войска ПВО вместе с ВВС были сведены в один вид – войска ПВО-ВВС. В среднесрочной перспективе закупки новых систем и видов вооружений, военной техники для Сухопутных войск и войск ПВО-ВВС вообще не предусматриваются.
Вместо НИОКР по созданию новых образцов и систем оружия и последующего их производства на базе национального ОПК запущена программа модернизации имеющихся на вооружении Вооруженных сил Белоруссии отдельных систем и образцов военной техники. При этом заказы на более совершенные оборудование, двигатели, приборы и оружие для изрядно устаревших образцов военной техники белорусской армии (БТР-70, БМП-2, Т-72 и др.) преимущественно размещаются на предприятиях ОПК республики. В ограниченных масштабах Белоруссия прибегает к закупкам приборов и элементов оборудования для своей военной техники заграницей – в России, Словакии, Франции и др. государствах, есть и примеры использования в целях модернизации стоящей на вооружении военной техники продуктов совместных с инопартнерами разработок.
Длительное время Вооруженные силы РБ испытывали значительные трудности с поставками вещевого довольствия и современного индивидуального снаряжения для солдат различных военных специальностей. В настоящее время острейшей проблемой белорусской армии остается снабжение современной обувью, зимними комплектами одежды и защитным боевым снаряжением. Военнослужащие бронежилетами последнего поколения не обеспечены (в ходе учебно-боевых тренировок бронежилеты вообще стараются не использовать), стальные шлемы образца 40-х годов прошлого века, стоящие на вооружении, не соответствуют требованиям, предъявляемым сегодня к этому важному элементу экипировки воина. В индивидуальную экипировку белорусского солдата не входит прибор (очки) ночного видения, радиопереговорное устройство, разгрузочный жилет, съемные налокотники и наколенники, непромокаемый комплект, модульный спальный мешок и теплоизолирующий коврик.
Ощутимо сдерживает повышение боеспособности белорусской армии отсутствие боевого опыта, регулярных учений с боевыми стрельбами (пусками) и практики миротворческих операций. Тормозят этот процесс и поставленные перед Вооруженными силами Белоруссии задачи жесткого энергосбережения, экономии ГСМ и материально-технических ресурсов, а также сокращение числа трудоспособных лиц, привлекаемых для военного обучения на относительно длительные сроки. Это связано с ограниченными возможностями экономики и финансовой базы белорусского государства, что напрямую отражается на методах комплектования, организации и обучения Вооруженных сил.
В этих условиях белорусская армия вынуждена перейти на более дешевый, «виртуальный формат» боевой учебы и повышения квалификации военнослужащих. Предполагается, что на смену полевым учениям войск на полигонах, танкодромах и учебно-боевым полетам авиации придет методика подготовки с широким использованием электронных и других тренажеров, имитирующих в условиях учебного класса боевую обстановку.
Белоруссия не в состоянии содержать профессиональную кадровую армию полного состава. Поэтому республиканское руководство пытается сочетать подготовку в кадровой армии сокращенного состава военно-обученного резерва с одновременным развертыванием и поддержанием в состоянии постоянной готовности территориально-милиционной системы. Переход на полностью контрактную основу комплектования армии не планируется, сохраняется срочная военная служба для обучения и создания военно-обученного резерва на случай войны.
Соединения и воинские части постоянно проверяются на предмет их готовности выполнить задачи по предназначению в любое время и в любых условиях. В этих целях практикуются внезапные проверки органов военного управления, оперативных командований, соединений частей и подразделений белорусской армии. Постоянно инспектируются военкоматы – проверяется их готовность к быстрому отмобилизованию резервистов.
Повышенное внимание сегодня уделяется развитию территориальной обороны и переподготовке резервистов на краткосрочных учебных сборах с использованием потенциала баз хранения вооружения и техники. Достаточно широко используется комплексный метод обучения резервистов, при котором одновременно проходит мобилизация резервистов, приписанных к базе хранения вооружения и техники, и групп военнослужащих запаса, направляемых на учебу на данную базу из «комплектующих военкоматов». При этом дополнительный транспорт предоставляется по разнарядке различными местными предприятиями и организациями. На подобных краткосрочных военных сборах отрабатываются навыки по снятию военной техники с хранения, ее подготовке к применению по предназначению и отрабатываются задачи по применению штатного вооружения. Если все солдаты срочной службы белорусской армии обязан пройти 120-часовой курс общевойсковой подготовки, то на сборах резервисты совершенствуются лишь по его каким-то отдельным компонентам, прежде всего, отрабатывают приемы защиты от ОМУ. Отрабатываются также вопросы организации маршей, погрузки (выгрузки) боевой техники, развертывания полевых лагерей и тылового обеспечения.
В последнее время стали практиковаться тренировки по мобилизационному развертыванию компонентов массовой армии военного времени. На формирования территориальной обороны в условиях военного или чрезвычайного положения, помимо охраны важных местных объектов, возлагается целый комплекс задач – от охраны и обороны государственной границы до проведения спасательных и аварийно-восстановительных работ. Согласно белорусской концепции именно в территориальной обороне заложен потенциал развертывания подлинно народной войны, существенного повышения моральной стойкости защитников территориальной целостности суверенной Белоруссии.
Особую роль отводят идеологической работе, патриотическому воспитанию военнослужащих и повышению престижа военной профессии. Министерством обороны РБ поддерживается функционирование первичных организаций Белорусского республиканского союза молодежи, которые созданы во всех без исключения частях Вооруженных сил республики. На базе военно-учебных заведений создано более сотни т.н. военно-патриотических классов, их число планируется увеличить в 1,5 раза. Почти 50% курсантов высших военно-учебных заведений Белоруссии являются выпускниками таких классов.
Перед государственными средствами массовой информации республиками и структурами системы пропаганды поставлена задача «понимания самыми широкими слоями общественности мер, принимаемых для обеспечения военной безопасности государства». При этом подчеркивается, что достижение позитивных результатов развития Вооруженных сил Белоруссии непосредственно связано с личным руководством президента и главнокомандующего ВС А. Лукашенко.
(фото «Белорусской военной газеты»)
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |