Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Белорусам предстоит жить в режиме жесткой экономии

10.03.2007. Белорусские новости

Ирина Левшина

В Совете министров Беларуси разработан проект президентской директивы № 3, направленной на экономию сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов. Рабочее название директивы говорит само за себя: «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства».

«Сегодня в соответствии с общемировыми тенденциями выигрывает та экономика, которая имеет низкую энергоемкость ВВП. Беларусь пока далека от мировых стандартов в этом вопросе: в полтора, два, а то и в три раза мы имеем отставание по энергоемкости ВВП», — заявил, представляя проект на заседании президиума Совета министров, министр экономики Николай Зайченко.

Согласно документу, к 2010 году энергоемкость ВВП должна снизиться на 31% к уровню 2005 года, а к 2015 — на 50%. Предусмотрено развитие альтернативных источников энергии, в том числе разработка государственной программы «Торф». К 2012 году местные виды топлива и альтернативные источники энергии должны обеспечивать не менее 25% объема производства электро- и тепловой энергии. К 2015-му в топливно-энергетическом балансе планируется начать использование бурого угля, добытого на отечественных месторождениях.

В проекте директивы говорится о необходимости экономного расходования тепла, электроэнергии, газа и воды в жилищно-коммунальном хозяйстве. Для этого намечено жилищный фонд полностью оснастить индивидуальными приборами учета расходования холодной и горячей воды, а также перейти на энергоэффективный метод строительства.

Предполагается техническое переоснащение и модернизация энергоемких производств на основе внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий и техники, в том числе разработка республиканской программы преобразования котельных в мини-ТЭЦ.

Правительству предстоит выработать механизм стимулирования экономии сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов. Скорее всего, в его основу будет положена зависимость оплаты труда руководителей госорганов от выполнения показателей экономии ресурсов, а также ответственность за «бесхозяйственность и расточительство».

Среди населения планируется проводить «широкую пропаганду» режима всемерной экономии и бережливости.

Перед правительством также ставится задача обеспечить заключение долгосрочных соглашений на поставку в страну топливно-энергетических ресурсов. К 2020 году один поставщик (читай: Россия) не должен занимать более 65% в общем объеме поставок.

Большие надежды в этой связи возлагаются на государственную нефтяную компанию, которую планируется создать к 1 июля текущего года. По словам первого вице-премьера Владимира Семашко, учредителями компании должны стать Белорусский нефтяной торговый дом (дочернее предприятие концерна «Белнефтехим»), ПО «Белоруснефть», а также два нефтеперерабатывающих завода — Мозырьский НПЗ и новополоцкий «Нафтан». Предприятие планируется открыть в одной из западноевропейских стран.

Напомним, что поручение создать структуру, которая бы занималась закупкой нефти и реализацией нефтепродуктов, работая по принципу Белорусской калийной компании, президент дал еще 23 января на совещании в Новополоцке.

В настоящее время правительство обсуждает с представителями банков вопросы кредитования этого проекта. Работу по созданию нефтетрейдерской компании ведет концерн «Белнефтехим».

Все перечисленные меры, считают в Совете министров, позволят народному хозяйству компенсировать потери от подорожания энергоресурсов в 2007 году и достигнуть заявленных прогнозных показателей.

Независимые аналитики, отмечая безусловную актуальность проблемы экономии ресурсов, полагают, что все же директивы — не выход из ситуации. По мнению руководителя аналитического центра «Стратегия» Леонида Заико, принятие подобных документов — участь стран с антирыночной экономикой.

«Такие вещи не делают ни немцы, ни американцы, ни японцы. Почему это делаем мы? Потому, что у нас нет рынка энергии, — отметил эксперт. — У нас энергия (электрическая, тепловая и прочая) покупается и распределяется не по рыночным принципам. При наличии административно регулируемой экономики такие директивы нужны, так как обязывают директорат, отрасли, министров выполнять те или иные поручения с экономией материалов, энергии, топлива, диверсификации производства энергии и т.д. А когда экономика работает нормально, по естественным законам рынка, никаких директив не требуется».

«Правительство, — считает Леонид Заико, — не должно ломать голову над тем, что лучше: использовать цену на газ одинаковую для всех покупателей (скажем, 100 долларов за тысячу кубометров и для населения, и для предприятий), или же продавать по определенной цене конкретные объемы газа. Дело правительства — не регулировать тарифы и цены, а запустить рыночные механизмы, способствовать использованию новых технологий в производстве энергии».

По словам аналитика, в проекте директивы №3 «есть достаточно много правильных мыслей». Вместе с тем, отмечает он, «подобные документы о необходимости экономии периодически появляются еще с советских времен, но ситуация не меняется».

«Что касается планов создания государственной нефтяной компании, то у нас уже есть печальный опыт Белорусской калийной компании, — отмечает руководитель аналитического центра. — Правительству, конечно, никто не может запретить создать собственную государственную нефтяную компанию. Но с другой стороны, у нас ведь нет ни одной крупной частной нефтяной компании, негосударственных нефтяных трейдеров».


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ