Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
06.03.2007. Форум
В скором будущем русский язык может получить в нашей стране такие же права, как и украинский. Как заявил депутат Верховной Рады от Партии Регионов Виктор Тихонов, Партия Регионов не намерена отказываться от обещания по предоставлению русскому языку статуса второго государственного в Украине. «Партия Регионов будет отстаивать этот тезис, в программе партии и предвыборных обещаниях это было. Я надеюсь, что мы это реализуем. Самый правильный вариант – внесение изменений в Конституцию. Мы работаем над этим вопросом», – заявил он. «Исторически так сложилось, что Украина имеет 2 фактически равноценных (языка – ред.). Поэтому их должно быть два на государственном уровне. Это было бы идеально», – добавил Тихонов.
В то же время, в пропрезидентской «Нашей Украине» обещания Партии Регионов назвали «трепней». «Я уже 17 лет в парламенте, и 15 лет там идет такая «трепня». Как только заостряется экономическая ситуация, сразу возникают разговоры о языке. Нереально, что русский язык станет вторым государственным», – заявил депутат от «Нашей Украины» Лесь Танюк.
Танюк заявил, что «Наша Украина» также считает незаконным предоставление регионального статуса русскому языку в некоторых областях страны и уже подготовила законопроект об изменении текста Европейской Хартии о языках. «Хартия поддерживает только вымирающие языки. У нас был принят искаженный перевод Хартии. Истинное значение Хартии – поддержка вымирающих языков, например, гагаузского. Сегодня и украинский язык является вымирающим. Русских книг издается в 5 раз больше. Мы не должны поддерживать русский язык, поскольку за ним стоит огромный языковой материк. «Наша Украина» подготовила поправки к переводу хартии, которые уточняют эти моменты», – заключил Танюк.
Напомним, ранее Фракция «Наша Украина» осудила грубое высказывание секретаря Донецкого городского совета Николая Левченко против украинского языка. Об этом заявил лидер фракции НУ Вячеслав Кириленко. «И то, что происходят дискуссии между членами партии, для нас сути дела не меняет», - добавил он. Кириленко подчеркнул, что «Наша Украина» будет считать, что украинофобство не является официальной позицией Партии регионов только в том случае, если Левченко будет исключен из партии, а его заявления лично опровергнет лидер Партии регионов Виктор Янукович.
Он напомнил, что по сегодняшний день нет официальной реакции премьера на высказывание секретаря Донецкого горсовета. «А поскольку ее нет, то мы считаем, что позиция чиновника Донецкого горсовета одобряется», - пояснил лидер фракции НУ. Кириленко отметил, что поскольку заявление Левченко возмутило многих украинцев, то официальное заявление лидера ПР прояснило бы «настоящую позицию Партии регионов об их отношении к украинскому языку и перспектив его поддержки правительством Януковича».
УРП «Собор» также требует от премьер-министра Украины, лидера Партии регионов Виктора Януковича объяснений по поводу заявлений его однопартийцев относительно украинского языка.
Ранее высказывание Левченко о том, что «украинский язык - это не язык науки и необходимость в нем просто отпадет», осудила также Анна Германи ее коллега по фракции Партии регионов Тарас Чорновил. «С удивлением и негодованием прочитала я высказывание секретаря Донецкого городского Совета Николая Левченко об украинском языке. Левченко сказал, что «украинский язык - это не язык науки и необходимость в нем просто отпадет». Заявление этого государственного чиновника местного уровня свидетельствует не только о его низкой культуре и необразованности, а и о сознательном или несознательном ущербе, который он нанес единению украинского народа, сближению регионов, выравниванию тех рвов раскола, которые так настойчиво пытается засеять зерном доброжелательности премьер-министр Украины», - сказано в заявлении Герман. По ее мнению, заявление Левченко «так же повредило русскому языку в Украине, как повредили языку украинскому необдуманные высказывания «оранжевых» радикалов».
«Я убеждена, Донецк как город университетов и шахт, как город, где проживает много интеллектуалов, добрых сердечных и искренних людей, Донецк, где жил Василий Стус, Донецк, который дал Украине Виктора Януковича, сумеет надлежащим образом оценить высокомерное и немудрое заявление малообразованного чиновника», - считает Герман. Она подчеркнула, что «защищать русский язык надо, но тот, кто при этом унижает украинский, является провокатором и наносит огромный вред собственному государству и народу».
По мнению Герман, заявления секретаря Донецкого городского совета о том, что украинский язык не является языком науки и культуры и годится только для анекдотов и украинских народных песен связаны с тем, что кандидат исторических наук Николай Левченко плохо знает украинскую культуру и историю Украины. «Когда он лучше узнает культуру украинского народа, его историю, он обязательно изменит свое мнение», - считает Анна Герман.
Комментарии11:53 Андрей Ермолаев, президент Центра социальных исследований «София»
Я думаю, что на самом деле единой, четкой позиции в Партии регионов по этому вопросу нет. Свидетельство тому – постоянные дискуссии, которые освещаются в СМИ, связанные с разными комментариями и заявлениями этой партии. Мне кажется, что все-таки нужно различать риторику на выборах и четкие, хорошо проработанные партийные решения по таким вопросам, как язык, экономические реформы, правовые реформы, конституционный вопрос.
Проблема Партии регионов, на мой взгляд, состоит в том, что у нее не выработаны четкие программные позиции по этим вопросам. Поэтому мы и сталкиваемся из недели в неделю с самыми разнообразными версиями того, как эту проблему решать.
Если же говорить по существу вопроса, я считаю, что тема статуса русского языка как второго государственного неконструктивна. Это конфликтная тема. Партия регионов часто обвиняет «помаранчевых» в том, что они раскалывают общество вопросом о НАТО. Так вот, государственный статус русского языка – это тоже раскольническая технология. Абсолютно негосударственническая позиция.
Другое дело, что есть направления, которые позволят эту проблему решить. Среди таких направлений - вариант «а»: официальный статус, то есть статус языка, который регламентирует его использование кроме случаев государственного документооборота. Все-таки статус языка предполагает, прежде всего, делопроизводство, государственное дело как таковое и дипломатию. Вариант «б», который мне кажется даже более перспективным: это разработка статуса русского языка как языка межнационального общения и вынесение этой формулы, в том числе для принятия как нормы во взаимоотношениях в постсоветских государствах. Русский язык сегодня является уже не этноязыком, а одним из мировых языков. Поэтому нужно искать технологию, которая защитит социальную стабильность в Украине, и вместе с тем станет инструментом, который будет выгоден и другим постсоветским странам, чтобы обезоружить Россию в спекуляциях по поводу русского языка. Если русский язык будет считаться языком межнационального общения, ни одно государство не будет иметь монопольного права на трактовку языковой политики как политики своих национальных интересов. Мы выбьем это оружие из рук новых националистических течений в России.
Думаю, что нужна одна из этих двух технологий – либо официальный статус, что можно принимать, кстати говоря, не проводя референдум. Мне кажется, это можно решить, ссылаясь на позицию Конституции. Либо, что еще перспективнее, это лоббирование русского языка, как языка межнационального общения. В первом случае это консервативный вариант. А второй случай – это субъектная игра Украины. Потому что эта игра - в том числе и конкурентная игра с Россией. Это борьба за то, чтобы избавить Россию от монополии на русский язык, который на самом деле действительно является одной из универсалий, как и английский, как французский, испанский. Но для этого нужна сила воли. Куда красивей ударить себя в грудь и кричать о государственном статусе. А вы сыграйте с Россией в новый статус русского языка. Это поострей будет.
11:14 Николай Круглов, народный депутат Украины, фракция «Регионы Украины»
Дело в том, что идея русского языка как второго государственного заложена в программе. Вопрос ее реализации – это уже другой вопрос. Мы все прекрасно понимаем, что такие вещи, как язык, нужно вносить только через изменения в Конституцию.
Думаю, что в нынешней ситуации в ближайшее время это будет сделать очень сложно по одной простой причине. Есть договор, подписанный между «Нашей Украиной» и БЮТ. Мы же прекрасно понимаем, что в этом языковом вопросе это будет тупиковая ситуация. На любой закон, принятый по данному направлению, будет однозначное вето, и на этом деле все закончится. Думаю, что как программные заявления они были и остаются, но реализовать их можно, имея только полное согласие политических сил Украины.
11:13 Екатерина Самойлик, народный депутат Украины, фракция КПУ
Языковой вопрос никогда не забывался. Забыть 20-25 процентов – по разным подсчетам – русскоязычного населения просто невозможно. Это, в конце концов, уже несоблюдение прав человека. А ведь в Конституции сказано, что мы правовое демократическое государство.
Моя точка зрения – украинский язык, безусловно, должен быть государственным языком, но так как это делается в Швейцарии, в Швеции, Финляндии, других странах, русскому языку также должен быть определен статус, потому что мы не можем игнорировать четверть населения Украины.
Я думаю, что внесение изменений в Конституцию возможно. Подождем немножечко. Сегодняшние вояжи Юлии Владимировны Тимошенко связаны ни с чем иным, как с тем, что она теряет почву под ногами, и ее спасти может только одно: досрочные выборы. В противном случае действительно многие уже считают, что пора работать на Украину, а не на усиление конфронтации, и не на раскол Украины. Я считаю все это возможным, если будет работать эта Верховная Рада Украины, такой закон будет принят. И изменения в Конституцию будут приняты.
10:35 Рефат Чубаров, народный депутат Украины, фракция «Наша Украина»
Я просто уверен в том, что актуализация языковых проблем – это один из коротких путей для отвлечения внимания от экономических, экономико-политических проблем, которые есть в обществе. Наш политический опыт в Украине показывает, что когда политические силы не могут предложить эффективного решения экономических вопросов, в таких случаях всегда прибегают к таким вопросам, которые в обществе имеют далеко не однозначное толкование, подход.
Понятно, что невозможно утверждение русского языка как второго государственного. Можно говорить всем тем, кто действительно искренне заботится о языковых вопросах в Крыму, об усовершенствовании действующего законодательства касательно реализации гарантированных Конституцией прав всех этнических общностей относительно свободного развития и использования своего языка рядом с государственным.
10:23 Олесь Доний, директор Центра исследований политических ценностей
Эти заявления Тихонова и Левченко свидетельствуют, что у регионалов есть два крыла. Возможно, они еще не определились технологически, то есть не превратились во фракцию, но то, что идеологически они присутствуют – это факт. Одно крыло – прагматическое, сориентированное и на сотрудничество с Евросоюзом, и на поиск компромиссов с другими политическими силами в Украине. А второе крыло – откровенно пророссийское, которое на этом этапе готово поддерживать интересы России в Украине. Это касается и языкового вопроса, и вопроса отстаивания экономических интересов России, вопроса базирования Черноморского флота, федерализации, вступления в ЕС. Это крыло опирается на определенные настроения части граждан востока и юга, питается этими настроениями. Соответственно, нельзя говорить, что это зависит только от горсти политиков.
То, что регионалы являются в Украине системообразующей партией, партией власти, усиливает проблему, ведь эти идеи имеют возможность прорастать и через органы государственной власти. В перспективе это может дать еще один толчок для внутренних конфликтов в Украине.
Вполне очевидно, что удержание Украины в нестабильном состоянии является предметом заинтересованности третьих сторон, в частности, шовинистических кругов в Кремле, ведь в ослабленном состоянии, в состоянии постоянной внутренней вражды Украина является более легким объектом, которому можно навязывать свою экономическую и политическую волю.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |