Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
06.03.2007. МиК
Р.Миркадыров
Азербайджан, в принципе, готов официально обратиться в Брюссель с просьбой по поводу членства в НАТО. Об этом стало известно "Зеркалу" из информированных дипломатических источников. Однако при этом источник отметил, что официальный Баку не торопится действовать в данном направлении, чему у официального Баку имеются серьезные причины.
Дело в том, что после официального обращения, если на очередном саммите НАТО будет принято положительное решение, стороны должны перейти на режим интенсивного диалога. Этот период продолжается от трех до пяти лет.
Проблема заключается в том, что на этапе интенсивного диалога НАТО не предоставляет кандидатам в члены Североатлантического блока гарантий безопасности. И на самом деле, данный фактор создает для Азербайджана серьезные проблемы. Ведь Азербайджан с трех сторон окружен, мягко говоря, недружественными государствами - Россией, Арменией и Ираном.
Поэтому, почти со стопроцентной уверенностью, можно заявить, что в случае официального обращения в Брюссель по поводу членства в НАТО, Россия и Иран приведут в действие дополнительные механизмы воздействия на Азербайджан. Достаточно вспомнить как в конце прошлого года Россия попыталась "наказать" Грузию, которая перешла на стадию интенсивного диалога по поводу будущего членства в НАТО. Притом, надо помнить, что, в отличие от Азербайджана, Грузия имеет общие границы всего лишь с одной недружественной страной - Россией. А Турция и Азербайджан являются стратегическими союзниками Грузии. Что касается Армении, она просто не может в открытую участвовать в антигрузинских играх, так как, если не считать Иран, Грузия является единственной дорогой жизни, связывающей эту страну с остальным миром, в том числе с Россией.
В отношении Азербайджана ситуация резко отличается. Россия имеет возможность попытаться не только самостоятельно "наказать" Азербайджан, но и вовлечь в эти игры и Армению. Кроме того, официальное обращение в Брюссель с просьбой по поводу членства в НАТО, станет для тегеранского режима сильным раздражителем и поводом для откровенных антиазербайджанских акций. Да и без этого в последнее время Иран возвращается к практике нарушения воздушного пространства Азербайджана.
В подобных случаях проблема предоставления гарантий стране-кандидату в члены Североатлантического блока решается посредством двусторонних соглашений о военно-политическом сотрудничестве с государствами-членами НАТО, как правило, с США. "Однако в случае с Азербайджаном возможности США ограничены. И дело даже не в Конституции Азербайджана, запрещающей размещение на территории страны иностранных военных баз. Можно найти правовые уловки, чтобы обойти этот запрет, как было в случае с Габалинской РЛС. Вся проблема в существовании 907-й поправки к Акту о поддержке свободы, которая не позволяет нарушить паритет в оказании военной помощи Армении и Азербайджану. На сегодняшний день США имеют возможность оказывать военную помощь Азербайджану больше опосредованно, то есть, в рамках различных натовских программ. Однако этого недостаточно, особенно в случае возникновения кризисных ситуаций", - отметил источник в дипломатических кругах.
По словам нашего собеседника, в данный момент рассматриваются различные варианты решения указанной проблемы. Во-первых, в Вашингтоне не теряют надежды на то, что в первой половине 2007 года все же удастся добиться каких-то договоренностей по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта. В этом случае у Белого дома руки будут полностью развязаны. Однако урегулирование армяно-азербайджанского конфликта в ближайшее время вряд ли представляется возможным.
Во-вторых, могут быть подписаны соглашения, например, позволяющие временное размещение "ограниченного контингента иностранных войск", прежде всего американских, в Азербайджане в случае "возникновения угрозы для трубопроводов и месторождений". Однако и этот вариант не считается стопроцентно надежным.
В-третьих, функции гаранта безопасности обеспечения Азербайджана с согласия Вашингтона может взять на себя другая натовская страна - Турция. Источник отметил, что в данном направлении ведутся активные переговоры. По его словам, готовится пакет соглашений о военно-политическом сотрудничестве между Азербайджаном и Турцией с одной, Турцией и Грузией с другой стороны. Именно с подготовкой этих соглашений связан обмен высокопоставленными военными делегациями между Баку и Анкарой в последнее время.
Однако и этот вариант имеет свои негативные стороны. Первое: во всех западных странах, где имеется сильное армянское лобби, прежде всего, в США и во Франции, начнется оголтелая антиазербайджанская и антитурецкая шумиха, на которую правительствам этих стран в той или иной форме придется отреагировать. Но и это не самое страшное...
Второе: усиление военного присутствия Турции в Азербайджане, под любым соусом и независимо от используемого для этого предлога, безусловно, вызовет сильное раздражение как в Москве, так и Тегеране. То есть, произойдет обострение не только турецко-российских, но и турецко-иранских отношений. А это не очень-то отвечает интересам Турции, которая зависит от поставок энергоресурсов из этих стран.
И, наконец, третье: не все западные страны заинтересованы в усилении турецкого присутствия в регионе Южного Кавказа.
Источник также отметил, что в Брюсселе раздражены не только задержкой официального обращения со стороны Баку, но и тем, что Азербайджан, в отличие от Армении, не то что до конца, даже наполовину не выполняет взятые на себя обязательства в рамках Программы индивидуального сотрудничества с НАТО. "Однако в последнее время, как говорится, кажется, лед тронулся", - отметил источник
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |