Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Армения: выборы без выбора

07.03.2007. Росбалт

Самвел Мартиросян

В Армении 12 мая пройдут выборы в Национальное собрание. Они обещают быть интересными, хотя бы потому, что станут трамплином к президентским выборам в 2008 году, на которых Роберт Кочарян уже не сможет баллотироваться. Похоже, основная борьба за места в парламенте развернется между провластными силами, а оппозиция окажется на обочине.

Лица власти

Власть в Армении чисто номинально представлена коалицией из двух партий – Республиканской партии Армении (РПА) и Армянской революционной федерации «Дашнакцутюн» (АРФД). Третья партия коалиции — «Оринац Еркир» («Страна Законности») — в прошлом году ушла из коалиции в глухую оппозицию. Однако на замену ей пришло новое политическое движение весьма своеобразного толка – «Процветающая Армения».

«Процветающая Армения» является новым феноменом в политической истории независимой Армении. Руководит этой партией Гагик Царукян – олигарх, по слухам – самый богатый человек Армении, владелец фабрик, заводов, руководитель Олимпийского комитета, депутат, меценат и т.д. и т.п. «Процветающая Армения» проявилась год назад и до сих пор единственным лозунгом партии остается расплывчатое «Чтобы всем было хорошо». При этом в ряды партии закрыт доступ всем, кто хоть как-то засветился на политическом небосклоне. Лицом партии, притом единственным, является сам Гагик Царукян, человек богатырского сложения, кроме всего прочего — чемпион по армрестлингу.

В то же время партия ведет активное рекрутирование среди простого населения, масштабы которого могут просто ужаснуть в условиях Армении. По озвученным данным, у партии уже 370 тыс. членов (при населении в 3,2 млн это — четверть электората). В условиях тотального разочарования внутренней политикой, приходится верить в слухи о масштабном подкупе избирателей. «Процветающая Армения» активно занялась благотворительностью и бросает деньги направо и налево, привлекая симпатии обездоленной части населения, которая больше не верит обещаниям и советам, но только – материальной помощи.

Как бы там ни было, «Процветающую Армению» уже поддержал президент, и она считается партией Кочаряна.

РПА в своих избирательных списках представлена в основном знакомыми лицами – членами правительства. Руководят партией премьер-министр Андраник Маркарян и министр обороны Серж Саркисян. РПА нечем похвалиться перед электоратом, так как ряды партии полны скомпрометированных деятелей. В то же время в руках у республиканцев мощный административный ресурс на местах, который весьма важен в условиях Армении, где выборы фальсифицируются по принципу «сила рождает право».

Более скромные шансы у АРФД – партии с большой историей. АРФД является одной из старейших армянских партий, которая была у руля власти во время Первой Республики (1918-1920), была запрещена в советское время и ушла в изгнание, окрепнув в диаспоре, была репрессирована во время правления Левона Тер-Петросяна и получила три министерских портфеля при Роберте Кочаряне. У АРФД мало шансов получить серьезное влияние в парламенте, однако в определенной степени она будет представлена, оставаясь номинально у власти. АРФД как союзник власти весьма важна, так как обеспечивает серьезную связь с частью влиятельной диаспоры.

Одной из трудно объяснимых тенденций нового политического сезона является гипотеза о конфронтации между двумя основными лицами власти – Робертом Кочаряном и Сержем Саркисяном. В СМИ упорно распространяются слухи о том, что между двумя титанами армянской политики расширяется противостояние, которое связано с разногласиями относительно кандидатуры будущего президента страны. Кочарян вынужден уйти, так как заканчивается его второй срок. Вопрос преемника не решен, хотя многие прочат уже Саркисяна в президенты. Однако по слухам, Кочарян готовится уйти в премьеры (полномочия которого были усилены после внесенных в конституцию изменений), а президентом поставить какую-нибудь номинальную и слабую личность (разговоры идут о нынешнем главе МИД Вардане Осканяне, который уже заявил о своем намерении уйти в большую политику). Но Саркисян хочет видеть именно себя в президентском кресле.

Чисто внешне между РПА и «Процветающей Арменией» разворачивается некое подобие противостояния, похожее на соперничество между гвардейцами кардинала и мушкетерами короля. Но трудно судить, является ли происходящее действительным внутриэлитным кризисом или хорошо спланированным спектаклем. Вероятнее всего, несмотря на разногласия, Саркисян и Кочарян не пойдут на серьезную конфронтацию. В пользу театральности происходящего может говорить, например, тот факт, что одна из самых приближенных к Кочаряну фигур, министр юстиции Давид Арутюнян недавно вступил в РПА, и представлен в партийном избирательном списке под 18-м номером. На местах, скорее всего, может развернуться серьезная борьба между РПА и «Процветающей Арменией», однако Кочарян и Саркисян решат — если уже не решили — вопрос с преемником, не внося разлада во власть.

Оппозиция?

С оппозиционными силами в Армении все намного яснее. В стране есть множество партий, однако реально оппозиции как таковой уже нет. Всем ясно, что в стране буйным цветом цветет коррупция, что чиновники, не стесняясь, строят шикарные виллы на свои скромные зарплаты, что в экономике властвуют неофициальные монополии, обирающие население и прочее, прочее...

Но что всему этому может противопоставить оппозиция? Ничего. Ресурс доверия со стороны общества полностью исчерпан. Если еще в 2003 году, после позорных выборов, прошедших с масштабными и грязными фальсификациями, оппозиция могла собирать стотысячные митинги, то теперь, если на такие мероприятия приходит одна-две тысячи человек, в основном пожилых, это считается колоссальным успехом. И подобное происходт в Армении, где в конце восьмидесятых митинг в сто тысяч участников считался чем-то неудавшимся, где народ шел с голыми руками против советских танков. Теперь все это поросло быльем. Власти и оппозиция сделали все, чтобы довести общество до предела апатии.

Властям удалось прибрать к рукам электронные СМИ и частично – печатную прессу, задушить экономически оппозицию, закрывая каналы финансирования и т.д. Оппозиция же, в свою очередь, руководствуясь неимоверными амбициями и бездарнейшей политикой, сделала все, чтобы показать народу – реальной альтернативной силы, готовой пойти на реформы, в стране нет. Оппозиционные лидеры не способны сгенерировать никаких идей и кормят народ обещаниями, что лишь они могут спасти Армению. Единственной идеей, которой руководствуются оппозиционные силы – убрать с политической арены Кочаряна и Саркисяна. Весьма симптоматичным в этом смысле является регистрация в ЦИК блока «Импичмент». Ничего, кроме импичмента, оппозиция предложить реально не может.

Падение оппозиции началось после 2003 года, когда ведущей идеей, вдохновленной соседней Грузией, стала революция. Оппозиционеры, объединившись в единый кулак, поднимали народ на свержение власти, неоднократно назначали конкретные даты. А 12 апреля 2004 года повели несколько тысяч человек к президентскому дворцу, заявив, что теперь не остановятся. Однако бунт провалился – лидеры не знали, как действовать, когда дорогу им, совершенно естественно, преградил спецназ. Вожди революции просто-напросто «кинули» народ, накормив обещаниями и оставив ночью на обработку дубинками и электрошокерами ОМОНа.

После этого власти поступили более разумно, предоставив оппозиционным силам вариться в собственном соку. В результате – полный разброд, внутренние интриги и опять – пустые и громкие обещания. Было несколько тщетных попыток вновь объединится. Последней оказалась попытка объединения в единый предвыборный оппозиционный блок, которая вновь провалилась. Фактически все оппозиционные силы идут на выборы по отдельности, единственным блоком оказался «Импичмент», собравший в свои ряды две маленькие партии — Консервативную и «Демократическое отечество».

Была определенная надежда, что реальной оппозиционной силой сможет стать партия «Оринац Еркир», возглавляемая экс-спикером Артуром Багдасаряном, которая в прошлом году вышла из рядов власти и с ходу перешла в радикальное противостояние с руководством страны. Однако Багдасарян так и не смог стать серьезной силой, а из «Оринац Еркир» начался массовый побег. Партию в основном покидали бизнесмены, и по распространяемой информации – под давлением властей.

Кроме того, попытку повлиять на ход выборов попытались сделать ветераны карабахской войны. В конце прошлого года была попытка создать организацию, которая брала на себя миссию не допустить фальсификаций. Однако незамедлительно лидер группы, герой карабахской войны Жирайр Сефелян с соратниками были арестованы и обвинены в призывах к свержению власти. Сейчас Сефеляну периодически продлевают срок предварительного заключения, так как не знают, что с ним делать. Он является гражданином Ливана, однако его паспорт просрочен, и его не могут выдворить из страны. А проблемы с паспортом начались потому, что Сефелян в течение нескольких последних лет обращался лично к президенту с просьбой о предоставлении армянского гражданства, однако каждый раз получал отказ. Таким образом, властям удалось временно справиться с наиболее опасной для себя силой, так как бунт ветеранов мог оказаться более действенным, нежели инфантильные революции вождей оппозиции.

Как жить дальше?

Уже можно констатировать, что основная борьба за места в парламенте пойдет между провластными партиями — РПА и «Процветающей Арменией». За свое место под солнцем будет бороться и АРФД, которая может получить даже больше голосов в Национальном Собрании. В условиях полной девальвации идей на политическом поле АРФД выгодно выделяется среди противников тем, что имеет весьма конкретную платформу. Она хоть и националистична по сути, но зато вполне понятна той части общества, которая хочет конкретики взамен расплывчатых обещаний, которыми направо и налево швыряются как власти, так и оппозиция. В Армении, пожалуй, еще только коммунисты могут похвастаться четкой платформой, однако у этих нет никаких шансов, в действующем парламенте не представлены вообще.

Что касается реакции общества, то, вероятнее всего, явка на выборы будет катастрофически низкая. Референдум по изменениям в конституции, прошедший в ноябре 2005 года, уже показал, что общество больше не верит в проведение легитимных выборов. Тогда избирательные участки были пусты, хотя официально оказалось, что проголосовало две трети электората. На этот раз явка может быть обеспечена либо привычными махинациями с избирательными бюллетенями, либо обычным подкупом бедной части населения, которое ради небольшой материальной помощи будет готово пойти на участки. После выборов оппозиция постарается, как всегда, начать революционные процессы. Уже загодя оппозиционные лидеры заявляют, что выборы будут сфальсифицированы, и народ должен своими руками добиться справедливости.

Пожалуй, единственной силой, которая еще способна хоть как-то разорвать замкнутый круг, в котором оказалась Армения, где власти и оппозиция работают рука об руку «на благо общества», остается молодежь. В основном молодежные движения устраивают акции, призывающие народ бороться за свои права и не впадать в анабиоз. Но пока эти акции немногочисленны и не способны привести к образованию «третьей силы». Кроме того, и власти, и оппозиция активно набирают в свои ряды молодых людей, вовлекая новое поколение в свои порочные игры.

Так что ждать серьезных волнений не приходится. Власти слишком опытны, вожди революции слишком прагматичны, молодые слишком молоды. Как говорится, «настоящих буйных мало, вот и нету вожаков».

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ