Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
03.03.2007. Немецкая волна
А.Вайскопф
Восторг и сплошные восклицательные знаки – такова реакция подавляющего большинства казахстанских средств массовой информации на очередное послание Нурсултана Назарбаева к народу Казахстана. Новое послание названо не больше, не меньше - «эпохальным». И, пожалуй, ещё никогда в современной истории Казахстана не было такого ажиотажа вокруг какого-либо документа озвученного главой государства.
Послание Нурсултана Назарбаева было составлено из двух частей. Первая часть – для населения. Вторая – для чиновников, которая должна появиться лишь в ближайшее время на страницах периодической печати. Соответственно, пока говорить что-либо о второй части послания особо не приходится. Известно лишь, что в ней очень много внимания уделяется проводимой ныне в Казахстане административной реформе, да расшифровке десяти задач, которые поставил Назарбаев перед чиновниками на ближайшие десять лет.
Зато первую часть провластные казахстанские СМИ начали возносить, как говорится до небес. Именно она названа «эпохальной», и способствующей «дальнейшему поступательному развитию Казахстана».
Суть «эпохального» послания, впрочем, достаточно проста – улучшить социальную сферу. Отсюда и поручения Нурсултана Назарбаева к правительству страны увеличить государственные пособия на детей, навести порядок с пенсионными выплатами, индексировав их в соответствии с инфляционными процессами, максимально развить социальную инфраструктуру в городах и сёлах и даже решить проблему перебоев с подачей электроэнергии, построив сеть тепловых электростанций на берегу озера Балхаш. Стоит заметить, что в своём выступлении президент Казахстана сделал всё, чтобы первая часть его послания понравилось депутатам Парламента и населению страны:
- В течение трёх лет построить сто школ и сто больниц именно в тех регионах страны, которые особо нуждаются в этих объектах! (продолжительные аплодисменты)
А вот пример того, как в своем послании Нурсултан Назарбаев «актуально» распекает нерадивых чиновников, из-за которых в стране возникли проблемы на рынке недвижимости (известно, что ныне в Казахстане цены на жильё выше, чем в Западной Европе и США):
- Что получается?! Даже коммунальное жильё, которое мы выдаем инвалидам Великой отечественной войны, инвалидам труда, которые не имеют и копейки, даже его отдают чиновникам, которые имеют по три-четыре квартиры! Я, если помните, на Совете безопасности поручил опубликовать имена таких чиновников поимённо. Ни одна газета не публикует! Думаете почему?! Потому что наши чиновники препятствуют этому! Где вы видите, чтобы по телевидению сегодня показывали, как тот вернул квартиру, как этого наказали, этого сняли?! Нет! Чистый саботаж и сопротивление тому, что говорит президент! Вот для партии «Отан» очень хороший повод сейчас взять под контроль всё, о чём я сказал.
По мнению казахстанских экспертов, именно упоминание о роли партии «Отан», или как нынче она называется «Нур-Отан», и стала ключевым моментом в «мощном послании» Нурсултана Назарбаева. Наиболее ёмко его охарактеризовал политолог Досым Сатпаев, с которым побеседовал корреспондент «Немецкой Волны»:
- Возникает такое ощущение, что именно из-за такой перенасыщенности социальной тематикой, это послание больше напоминает послание предвыборного периода. В нем слишком много социальных обещаний.
Как считает Досым Сатпаев, сегодня есть все основания говорить, о том, что осенью этого года состоятся внеочередные парламентские выборы. И на это указывает не только социальная направленность нового послания Нурсултана Назарбаева и его постоянная апелляция к членам партии «Нур-Отан», но и практически полное отсутствие упоминания о политических реформах. По всей видимости, отметил Досым Сатпаев, новые инициативы о политическом реформировании страны должны по новому сценарию прозвучать из уст руководителей президентской партии. Кстати, Досым Сатпаев обратил внимание на ещё один немаловажный нюанс – впервые послание президента Казахстана к народу страны не транслировалось в прямом эфире теле и радиоканалов.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |